-Цитатник

Ты никогда не знаешь.... - (0)

Ты никогда не знаешь.... Кто тебе напишет или позвонит. А потому ты иногда плачешь - без слёз...

иллюстрации Ерко - (2)

Художник-иллюстратор Владислав Ерко             Владисл...

иллюстрации Ерко к книгам Паоло Куэльо - (0)

6. Владислав Ерко. Иллюстрации к Коэльо. Выборочно. Дорогие мои читатели! Возможно я вас уто...

Джилл Эдвардз.Трудные Времена, Беззаботное Время и Движение по течению... - (0)

Джилл Эдвардз.Трудные Времена, Беззаботное Время и Движение по течению... Представьте себе,...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в flogis

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) АРТ_АРТель АРТ_АССОЦИАЦИИ solnechnolunnaya WiseAdvice Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 297


Прогулки по Москве. Москва шехтелевская

Понедельник, 01 Июня 2009 г. 08:39 + в цитатник
Цитата сообщения La_belle_epoque Прогулки по Москве. Москва шехтелевская



Сегодня мы пройдем по следам удивительного немца, связавшего свою судьбу с российской столицей. Это Франц-Альберт Шехтель (приняв православие, он стал Федором Осиповичем) (1859-1926), замечательный зодчий, чье имя вписано золотыми буквами в историю русской архитектуры.

Шехтель принадлежал к семье саратовских немцев-колонистов, выходцев из Баварии, его матерью была Доротея Гетлих, дочь богатого купца. Неудачно вложив весь свой капитал в сибирские золотые прииски, семья Шехтелей разорилась, и Доротее пришлось уехать в Москву, где она поступила экономкой в дом богатого промышленника П.М. Третьякова, создателя всемирно известной Третьяковской галереи. В 1875 году Франц приехал к матери, и зять Третьякова, архитектор А. Каминский, принял в его судьбе активное участие. Молодой архитектор творил много и вдохновенно и постепенно стал одним из законодателей архитектурной моды в столице. Он пробовал себя в разных стилях - неоготическом, неорусском, неоклассическом, а также создал национальный вариант модерна, не имеющий аналогов по новизне конструктивных и декоративных решений. Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору: 5 театров, 5 церквей, 4 часовни, 2 типографии, вокзал, банк, кинотеатр, 3 усадьбы, 6 дач и 30 особняков. Почти все это - в Москве.

Два достаточно коротких маршрута позволят в общих чертах ознакомиться с наследием Шехтеля. Следует оговориться, что последовательность стилей и дат выдержана не будет.

Первый маршрут: особняки

Начнем с одного из самых знаменитых творений мастера - особняка С.П. Рябушинского (угол Малой Никитской улицы и Спиридоновки, № 6/2). Сейчас там размещается Музей-квартира А.М. Горького. Особняк построен Шехтелем в 1902-1906 годах.




Как во внешнем его облике, так и в интерьерах рациональность и удобство сочетаются с красотой и поэтичностью. Отброшена торжественная симметричность классицизма: архитектурные линии не очерчивают формы, а бегут, скользят, изгибаются. По большим окнам, доминирующим на гладко облицованных глазированным кирпичом стенах, трудно определить этажность. Оригинальные рамы воспроизводят переплетающиеся ветви деревьев. С ними перекликается кованая решетка ограды в виде ритмично бегущих спиралей. Главное украшение дома - венчающий его широкий майоликовый фриз, изображающий «райский сад» - орхидеи в цвету и водоросли. А в интерьере господствует сказка о подводном царстве. В вестибюле посетителя встречают плавные круги прибрежной гальки в рисунке пола. По сторонам светятся яркие витражи, изображающие парящих над водой огромных стрекоз, главная лестница вздымается вверх мощным извивом морской волны, на вершине которой переливается светом лампа в виде фантастической медузы. Впечатление от этого интерьера скрасит досаду от невозможности увидеть интерьеры других шехтелевских особняков: они заняты иностранными посольствами и сугубо официальными учреждениями. Смотреть на них можно только снаружи и издалека.

От особняка Рябушинского начинается улица Спиридоновка. Пройдем по ней до строения № 17 - не менее знаменитого дома З.Г. и С.Т. Морозовых. Ныне здесь Дом приемов МИД России. Это первый особняк, построенный Шехтелем в Москве. Он выполнен в духе английской неоготики, по-видимому, таковым было желание заказчика: С.Т. Морозов жил несколько лет в Манчестере, где на него произвели впечатление особняки текстильных магнатов, которые строил знаменитый Альфред Уотерхауз. «Средневековый замок» на Спиридоновке даже более романтичен и одухотворен, чем его английские собратья. Внутри - настенные панно, скульптуры и витраж великого М. Врубеля, готическая парадная лестница из резного дерева, роскошные кабинеты и будуары, столовая из темного дуба и другие чудеса. Подробно о них можно прочесть в № 1 нашего журнала за этот год.

Спустившись от дома Морозовых к Садовому кольцу, доедем до строения № 4 по Большой Садовой. Этот особняк Шехтель построил для себя в 1910 году, в пору всеобщего увлечения неоклассицизмом.



Никаких текучих линий, все строго геометрично, выверено: небольшие колонны, полукруглая арка, скромный балкончик. Единственное украшение - барельеф на античную тему: Архитектура, Музыка и Скульптура пришли на поклонение к Афине Палладе - богине мудрости.

Если вернуться немного назад, то за сквером и современными домами можно разыскать выходящий на Садовое кольцо небольшой Ермолаевский переулок, где под № 28 находится еще один личный особняк Шехтеля, построенный им для своей семьи (ныне - резиденция Посла Уругвая). Архитектор купил участок на деньги, полученные за работу над особняком Морозовых, и построил дом на собственный вкус. Увлечение Средневековьем еще чувствуется, но намечаются уже признаки модерна. Здание составлено из нескольких частей, различных по высоте и форме. Здесь и башни, и выступающий вперед прямоугольный корпус с высокой кровлей, и пристроенный в 1904 году корпус в форме неправильного треугольника. Окна - точь-в-точь как в поздней английской готике XV века.

Знакомство с темой не будет завершено, если не ознакомиться с еще одним творением Шехтеля, лежащим в стороне от маршрута, - особняком А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13, где ныне находится резиденция Посла Австралии. Добраться до него удобнее всего от станции метро «Парк культуры»: в сторону Остоженки, первый переулок налево. Этот дом, построенный в 1901-1902 годах, всегда приводят в качестве антитезы дому Рябушинского. Там - образ лета, обильного, цветущего, буйного красками и формами, здесь - осень: полутона, холодное совершенство линий, огонь в камине в осенние сумерки. С улицы, сквозь затейливую решетку, дом кажется небольшим, но внутри все огромно: окно главного холла во всю стену, камин, похожий на церковную кафедру, голые стены, винтовая лестница с полу до крыши...

Второй маршрут: деловые здания

Он менее романтичен и включает знакомство с деловыми и общественными постройками и доходными домами, которых Шехтель построил также немало. Начнем его с Камергерского переулка (пять минут хода от метро «Охотный ряд», вверх по Тверской улице), где находится здание МХАТа - Московского художественного академического театра имени А.П. Чехова. Шехтель перестроил его в 1902 году из старого здания Лианозова.




Все детали решены в едином стиле модерна - двери, переплеты окон, фонари, знаменитая эмблема чайки над волнами. Говорят, что первоначальный эскиз был богаче: предполагались мерцающие сине-коричневые изразцы, маска наверху, но у мецената С.Т. Морозова кончились деньги.

Далее наш путь лежит на Лубянскую площадь. От нее начинается Мясницкая улица. Облицованный песчаником дом № 8 воздвигнут Шехтелем в 1898 году для «фарфорового короля» М.С. Кузнецова. Сам дом, его окна, витрины, украшения внушительны по размерам. Это своего рода крепость, призванная свидетельствовать о прочности и несокрушимости фирмы. Там и по сей день царят фарфор и хрусталь. Другое строение Шехтеля на Мясницкой под № 24 - бывший доходный дом Строгановского художественного училища. Он выложен золотистой плиткой, а керамический фриз, выполненный студентами, заставляет вспоминать графику Серебряного века - Л. Бакста, Е. Лансере, А. Бенуа.

Пройдя до станции метро «Чистые пруды», доедем до «площади трех вокзалов» (станция «Комсомольская»), где находится последний объект нашей экскурсии - Ярославский вокзал. На месте старой неказистой постройки Шехтель возвел в 1902-1904 годах настоящий архитектурный шедевр в неорусском стиле.




В оформлении фасадов и интерьеров угадываются мотивы зодчества Русского Севера: гигантская арка входа с лепными гербами Москвы, Ярославля и Архангельска, могучие башни, высокая «теремная» кровля с венчающим ее ажурным гребнем, майоликовые панно создают героико-былинный образ Северной Руси. До революции вокзал славился роскошью интерьеров, многочисленные переделки ХХ века сделали их казенно-безличными и скучными. В настоящее время ведутся реставрационные работы, которые возвратят интерьерам вокзала утраченную красоту.

Олег Торчинский.
Рисунки Лии Павловой.
Журнал "Дипломат"
Метки: