Цитата сообщения Ирина_Бебнева
Едва ли можно спорить с утверждением, что художник отражает в своем творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое "реальность"? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск – это реальность? Течение времени – это реальность? Тайны мироздания – это реальность? Мысль – это реальность?
Возможно ли зримо передать полет мысли?
Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос своими произведениями. Отвечают – утвердительно. Своим творчеством они предвосхищают понимание, раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами логического познания. Одним из таких процессов является творящая преобразующая сила Красоты.
Ф.М. Достоевский писал: "Красота спасет мир". Н.К. Рерих уточнял: "Осознание красоты спасет мир". Эта мысль была подхвачена, развита многими русскими философами Серебряного века, и в частности о. Павлом Флоренским. "Реальность – понятие, которое Флоренский вводит в определение Красоты. Она является символом того глубинного и сокровенного, без чего эта Красота не может существовать, но что останется для многих еще неосознанным и непостижимым. Ибо сама Красота является таинственным дуновением Инобытия, из которого она проливает в недра нашей плотной материи тот Свет, без которой были бы невозможны ни эволюция этой материи, ни ее преображение в энергию духа. Великое Космическое творчество и как часть его творчество земное имеют в своей основе механизм претворения Красоты, полагая своей целью овладение этой Красотой".
Если в современном западном искусстве целью является самовыражение художника, подчас безотносительно к тому, будет ли он понят зрителем, то в архаическом искусстве дело обстоит наоборот: художник, создающий образ макрокосма, находится в жестких рамках традиционного языка символов, и его произведение должно вызывать у каждого зрителя одни и те же душевные переживания. В этом – сходство между традиционным искусством и религиозным. Творчество космистов по праву может быть названо синтезом этих противоположных направлений: будучи европейскими художниками конца ХХ – начала XXI века, космисты свободны в самовыражении, но, подобно религиозным художникам, целью своего творчества они ставят раскрытие перед людьми некоей духовной, мистической идеи, причем по масштабу темы эта идея часто сопоставима с идеями традиционного архаического искусства.
Творчество космистов – это своеобразное возвращение к изначальному синкретизму философии и искусства, но возвращение на совершенно новом уровне – как идейном, так и изобразительном. Художники-космисты дают возможность прикоснуться к энергетическим изменениям, происходящим сейчас в мире, к изменениям, связанным с Космической эволюцией, – эти изменения наиболее полно ощущаются во внутреннем творческом пространстве искусства. Как пишет Л.В. Шапошникова, "энергоинформационный поток течет там, где его принимают и где он находит свое творческое выражение.
Картины Александра Маранова заставляют вспомнить античное искусство – перед нами классически безупречное изображение прекрасных, гармоничных тел. И, подобно тому, как для античных художников совершенные формы человеческого тела были только способом передать божественную красоту, так и для Александра Маранова главное в его картинах – передача духовных идей, а человеческое тело служит лишь средством их выражения. Ослепительна сакральная, целомудренная нагота тел в триптихе "Сияние", глубокой нежностью наполнены изгибы женского тела в "Колыбельной".
Потоки серебристых искорок часто присутствуют на картинах космистов, но Александр Маранов воплощает этот образ в одной ему присущей манере: словно свет преломляется в гранях кристалла или струях воды. Где-то эти светящиеся отблески приобретают вид белоснежных лилий, где-то – кружев, взлетающих на неистово пляшущей испанке, где-то из них складывается призрачная фигура. Кажется, что художник действительно видит мир сквозь магический кристалл. "Серебристые капли лучистых образований пронизывают темноту, оттуда появляются причудливо-уточненные формы. Космос живет, дышит, созидает и преображает. Приливы и отливы светящейся энергетики выносят из его таинственных глубин Красоту…".
А.Л. Баркова,
кандидат филологических наук,
доцент
ст. науч. сотр. Международного Центра Рерихов(отрывок из статьи)