-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MOLODA_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Неизвестная_Планета FREEDOM_2 Decor_Rospis
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2017
Записей: 17853
Комментариев: 5666
Написано: 35311


Максимилиан Волошин и его женщины

Воскресенье, 03 Июля 2022 г. 18:46 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова
  



Максимилиана Волошина до сих пор называют самым чудаковатым русским поэтом начала ХХ века. Но при этом современники, имевшие честь знать его лично, неизменно сходились во мнении: трудно было найти столь же заботливого и душевно щедрого человека. Он не отличался выдающейся внешностью, скорее, у него был весьма необычный вид, но при этом поэт мог очаровать едва ли не каждую вторую представительницу прекрасного пола силой своего таланта и обаяния. Однако из множества женщин, встречавшихся на его пути, только несколько оставили неизгладимый след в его душе.

Роль женщины в жизни мужчины значительна и уникальна, начиная с детских лет. Благодаря материнскому вкладу в воспитание вырастают те или иные характеры, в частности, складываются судьбы. Ведь именно мать имеет огромное влияние на формирование личности ребенка. И, несомненно, нельзя преуменьшать роль супруги - спутницы жизни, музы, вдохновительницы, хранительницы очага.   

Елена Глазер

Максимилиан Волошин в детстве с мамой.Максимилиан Волошин в детстве с мамой.
Максимилиан Волошин в детстве с мамой.
Елене Оттобальдовне Кириенко - Волошиной судьба уготовила назначение быть МАТЕРЬЮ поэта, художника, человека, которого через столетие будут величать Мудрецом. И, несомненно, первые «семена», вложенные в детскую душу, которые дали свои «всходы», были посеяны её руками.   

мама
 
Чтобы понять, какой была Елена Оттобальдовна, нужно знать, что с юношества характер у неё был боевой: «увлекалась фехтованием, верховой ездой, изучала приемы бокса - и предпочитала платью мужской костюм (что было в те времена крайним вольнодумством».. Стоит отметить, что при такой активной жизни Елена была и определенно усидчива, так как много читала, изучала немецкий, и впоследствии прекрасно переводила драмы Гауптмана. В 1866 году Елена Оттобальдовна закончила Институт благородных девиц. А через два года вышла замуж за коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина-будущего отца Максимилиана. «Кстати, никогда не говорила муж, всегда - Максин отец, точно этим указывая точное значение в своей жизни - и назначение», - вспоминала Марина Цветаева о матери Волошина. 


Именно от матери, Елены Оттобальдовны Глазер, он в полной мере унаследовал и экстравагантную манеру поведения, и весьма оригинальный стиль в одежде. Она была удивительной женщиной, не терявшей самообладания ни при каких обстоятельствах. Даже расставание с отцом Максимилиана не заставило её пасть духом. Она устроилась на службу в контору железной дороги и всячески демонстрировала собственную независимость. Когда же её бывший муж скончался, Елена Глазер подписывалась не иначе как «неутешная вдова». Правда, все, кому довелось прочесть эту подпись, удивлялись и говорили о том, что уж на неутешную вдову мать Максимилиана Волошина была похожа меньше всего.

 
с мамой в Коктебеле


Елена Оттобальдовна была матерью строгой.   Окружающим казалось, что к Максимилиану она чересчур требовательна. Свое отношение к сыну Е.О. Волошина объясняла так: «Да, таких как Макс, очень мало; но я как мать, хочу, чтобы он был еще лучше. Я совсем не хочу быть похожей на всех матерей: родила, мой сын, значит - лучше всех. Нет, я вижу, что Макс очень хороший, но мне всегда хочется, чтобы он был лучше…». Е. Герцык писала о матери поэта: «…под суровой внешностью Елена Оттобальдовна на редкость благожелательна, терпима, чужда мелочности…», и об отношениях матери и сына – «Мать ему - приятель, старый холостяк, и в общем покладистый, не без ворчбы…».

Елена Оттобальдовна была творческой натурой. «Увлекалась выжиганием по дереву - украшая узорами чашки, ковшики, солонки; а шкатулки и табуретки - еще и инкрустацией из коктебельских полудрагоценных камешков. Ее шушуны - просторные кофты и рубахи, также украшенные камешками и вышивкой,- стали даже частью ее дохода, пользуясь спросом не только у знакомых дачников, но и в кустарных магазинах Москвы и Петербурга». Такую её знала М. Цветаева: «Е .О. Волошина… лицо старого Гёте…, самокрутка в серебряном мундштуке, спичечница из цельного сердолика, серебряный обшлаг кафтана, нога в сказочном казанском сапожке, серебряная прядь отброшенных ветром волос - единство. Это было тело ее души…».  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Маргарита Сабашникова

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.

 

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.
С Маргаритой Сабашниковой Максимилиан Волошин познакомился в 1903году, в Москве, на квартире у известного коллекционера С. Щукина. В жизнь и в творчество поэта ворвалась тема любви. Маргарита Васильевна - художница, поэтесса, дочь преуспевающего чаеторговца, племянница владельцев крупнейшего издательства Российской империи.   


Дочь уважаемого торговца чаем познакомилась с поэтом на выставке картин и совершенно очаровала 26-летнего Максимилиана Волошина. Утончённая красавица увлекалась литературой, обожала живопись и смогла покорить сердце поэта уже в Сорбонне, где они волею судьбы вместе слушали лекции. Максимилиан сравнивал девушку с египетской царицей Таиах, неизменно отмечая безупречность фигуры и холодную бледность кожи возлюбленной. Он готов был преклоняться перед Маргаритой, как перед божеством, и даже мысль о прикосновении к ней вызывала у него трепет.

Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.
Максимилиан Волошин и Маргарита Сабашникова.
«Она, как и мы, пришла сюда из патриархального уюта, – вспоминала о Маргарите Е. Герцык, – еще девочкой-гимназисткой мучилась смыслом жизни, тосковала о Боге и, как мы, чужда пошиба декадентских кружков; наперекор модным хитонам, ходила чуть ли не в английских блузках с высоким воротничком. И все же я не запомню другой современницы своей, в которой так полно бы выразилась и утонченность старой расы, и отрыв от всякого быта, и томление по необычно прекрасному… Старость ее крови с Востока: отец из семьи сибирских золотопромышленников, породнившихся со старейшиной бурятского племени. Разрез глаз, линии немножко странного лица Маргаритиного будто размечены кисточкой старого китайского мастера…»  

Отношения М. Сабашниковой и М. Волошина развивались стремительно: встреча в Париже, совместные прогулки по старинным улочкам города, посещение выставок и музеев, творческих вечеров, беседы в общем кругу знакомых. «Каждое утро, – вспоминала впоследствии Маргарита Васильевна, – являлся Макс Волошин и водил меня в музеи, церкви, в мастерские художников…». 12 апреля 1906 года Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин обвенчались в Москве в церкви Св. Власия. Но брак двух творческих людей не продлился долго. Через год после свадьбы они приняли решение расстаться. Для М. Волошина М. Сабашникова была вдохновительницей, музой и любовь к ней поэт пронес через всю свою жизнь. Итогом этих ярких на события отношений стал сборник стихов М. А. Волошина «Amori amara sacrum».      — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'
Спустя три года после знакомства влюблённые стали мужем и женой, но брак их просуществовал всего год. Маргарита Сабашникова не смогла жить с супругом в Крыму, и они вместе перебрались в Петербург. И там его «царица Таиах» влюбилась в поэта Вячеслава Иванова. Её не смущало наличие у поэта жены, а Иванов ничего не мог поделать со своей страстью.


 

 

Елизавета Дмитриева

 

Елизавета Дмитриева.


Хоть Максимилиан Волошин и сожалел о своей условной уродливости, женщины его любили. Возможно, сам он не испытывал столь пылкой страсти, какая была у него к первой жене, но влюблённых представительниц прекрасного пола в его окружении хватало. Просто удивительно, как этот кругленький бородатый мужчина овладевал девичьими сердцами едва ли не силой мысли. Не осталась равнодушной к его чарам и Елизавета Дмитриева, приехавшая в Коктебель в дом Волошина вместе со своим возлюбленным Николаем Гумилёвым.



Но после знакомства с Волошиным Елизавета Дмитриева совершенно забыла о том, что прибыла в Коктебель вместе с возлюбленным. Если раньше она мечтала о браке с Гумилёвым, то теперь все её мысли занимал Волошин. Максимилиан ответил на симпатию девушки взаимностью, прежде всего, благодаря её таланту, ибо выдающейся внешностью Елизавета не обладала, она была полновата, да ещё и прихрамывала на одну ногу. Впрочем, она была обаятельна, мила, а главное, обладала поэтическим даром.

Елизавета Дмитриева.

 

Елизавета Дмитриева.


Максимилиан Волошин для неё придумал образ Черубины де Габриак, юной испанской поэтессы. Под этим псевдонимом Елизавета Дмитриева смогла завоевать читателей своим талантом и таинственностью. А заодно заочно покорила сердце издателя Сергея Маковского. Правда, увидев девушку вживую, он был страшно разочарован и позорно бежал. Вскоре она оставила и Волошина, и Гумилёва, стрелявшихся из-за неё на дуэли. Но в этот раз столь болезненно поэт разрыв уже не переживал. Зато сама Елизавета была глубоко травмирована реакцией Сергея Маковского и даже перестала писать на какое-то время.

Марина Цветаева 

 

Марина Цветаева в гостях у М. Волошина в Коктебеле. 

Максимилиан Волошин, по свидетельству Марины Цветаевой, ко всем женщинам-поэтам относился с особой теплотой. С ними он был внимателен, терпелив и заботлив, преклонялся перед талантом и окружал своим бескорыстным теплом. Марина Цветаева гордилась его дружбой, ему она посвятила свои воспоминания «Живое о живом». Они состояли в длительной переписке, часто встречались и находили друг в друге много общего. Марина Цветаева уверяла: это Максимилиан Волошин научил её доверять людям и раскрасил жизнь яркими красками.
 

Мария Заболоцкая

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.


Эта женщина появилась в жизни поэта в самое трудное время, когда умирала его мать. Мария Степановна заведовала амбулаторией в селе Дальние Камыши под Феодосией. Оттуда она приходила к Максимилиану Волошину, взяла на себя часть забот о Елене Оттобальдовне и сумела подружиться с ней. Когда же матери поэта не стало, она начала помогать уже самому Волошину. Она разделила с ним последние годы его жизни, стала преданной и верной женой.

Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.
Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.
 
Первое упоминание М. Волошина о Заболоцкой имеется в его письме к матери, Елене Оттобальдовне, от 20 февраля 1922: «Только что у меня была одна знакомая фельдшерица из Бол. Камышей, Мария Степановна Заболоцкая». В 1923 году он писал: «К великому моему счастью, я все-таки остался не один: ко мне приходит из Феодосии и помогает Мария Степановна Заболоцкая… Это ученица и воспитанница Н. К. Михайловского. Мы с ней дружны давно, а с мамой она очень подружилась, навещая её во время моего отсутствия летом. Без неё не знаю, что бы я стал делать…».  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'

Роль жены в судьбе поэта значительна. Она смогла стать той самой опорой, которая была так важна для него. Мария Степановна имела талант быть сильной и уметь отдавать себя людям, и это Максимилиан Александрович в ней ценил. В письме к В. Эфрон 24 мая 1923 года он пишет: «Юродивая. Иступленная. Самозабвенная. Всегда пламенно протестующая… Берется за все непосильное и не отступает, несмотря на слабость и нервность. Совершенно не умеет угадывать шутки и иронии. Раздает и деньги, и вещи, и себя на все стороны… 

Марию Заболоцкую поэт называл самозабвенной и растрачивающей себя ради других. И всё же он был счастлив тем, что рядом с ним оказалась именно такая женщина, не имеющая никаких творческих талантов, зато способная окружить своей теплотой и заботой каждого, кто в этом нуждался. Они прожили вместе 9 лет, а после Мария Степановна стала хранительницей наследия мужа, скончавшегося в 1932 году.



Максимилиан Волошин в своё время стал одним из первых русских поэтов, создавшим цикл сонетов в форме венка. Прочесть его венок стоит уже хотя бы для того, чтобы насладиться безукоризненной формой и глубоким содержанием.

После смерти М. А. Волошина, в годы полного запрета его имени Мария Степановна сумела сохранить творческое наследие поэта и сам его Дом. Именно благодаря ее любви, самоотверженности, целеустремленности, Дом Поэта стал музеем. Первые экскурсии о поэте и художнике Максимилиане Волошине вела Мария Степановна, свято веря в то, что его творческое наследие, в частности, «философские стихи» со временем будут «оценены по достоинству».  — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'


 

https://xn----8sbfkobckofaskby8kve.xn--p1ai/muzejnaya-afisha/khronika-sobytij/2280-lika-milogo-cherty-vsekh-mirov-preobrazhene/

Рубрики:  ВЕЛИКИЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку