Максимилиана Волошина до сих пор называют самым чудаковатым русским поэтом начала ХХ века. Но при этом современники, имевшие честь знать его лично, неизменно сходились во мнении: трудно было найти столь же заботливого и душевно щедрого человека. Он не отличался выдающейся внешностью, скорее, у него был весьма необычный вид, но при этом поэт мог очаровать едва ли не каждую вторую представительницу прекрасного пола силой своего таланта и обаяния. Однако из множества женщин, встречавшихся на его пути, только несколько оставили неизгладимый след в его душе.
Роль женщины в жизни мужчины значительна и уникальна, начиная с детских лет. Благодаря материнскому вкладу в воспитание вырастают те или иные характеры, в частности, складываются судьбы. Ведь именно мать имеет огромное влияние на формирование личности ребенка. И, несомненно, нельзя преуменьшать роль супруги - спутницы жизни, музы, вдохновительницы, хранительницы очага.
Именно от матери, Елены Оттобальдовны Глазер, он в полной мере унаследовал и экстравагантную манеру поведения, и весьма оригинальный стиль в одежде. Она была удивительной женщиной, не терявшей самообладания ни при каких обстоятельствах. Даже расставание с отцом Максимилиана не заставило её пасть духом. Она устроилась на службу в контору железной дороги и всячески демонстрировала собственную независимость. Когда же её бывший муж скончался, Елена Глазер подписывалась не иначе как «неутешная вдова». Правда, все, кому довелось прочесть эту подпись, удивлялись и говорили о том, что уж на неутешную вдову мать Максимилиана Волошина была похожа меньше всего.
Елена Оттобальдовна была матерью строгой. Окружающим казалось, что к Максимилиану она чересчур требовательна. Свое отношение к сыну Е.О. Волошина объясняла так: «Да, таких как Макс, очень мало; но я как мать, хочу, чтобы он был еще лучше. Я совсем не хочу быть похожей на всех матерей: родила, мой сын, значит - лучше всех. Нет, я вижу, что Макс очень хороший, но мне всегда хочется, чтобы он был лучше…». Е. Герцык писала о матери поэта: «…под суровой внешностью Елена Оттобальдовна на редкость благожелательна, терпима, чужда мелочности…», и об отношениях матери и сына – «Мать ему - приятель, старый холостяк, и в общем покладистый, не без ворчбы…».
Елена Оттобальдовна была творческой натурой. «Увлекалась выжиганием по дереву - украшая узорами чашки, ковшики, солонки; а шкатулки и табуретки - еще и инкрустацией из коктебельских полудрагоценных камешков. Ее шушуны - просторные кофты и рубахи, также украшенные камешками и вышивкой,- стали даже частью ее дохода, пользуясь спросом не только у знакомых дачников, но и в кустарных магазинах Москвы и Петербурга». Такую её знала М. Цветаева: «Е .О. Волошина… лицо старого Гёте…, самокрутка в серебряном мундштуке, спичечница из цельного сердолика, серебряный обшлаг кафтана, нога в сказочном казанском сапожке, серебряная прядь отброшенных ветром волос - единство. Это было тело ее души…». — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'
Дочь уважаемого торговца чаем познакомилась с поэтом на выставке картин и совершенно очаровала 26-летнего Максимилиана Волошина. Утончённая красавица увлекалась литературой, обожала живопись и смогла покорить сердце поэта уже в Сорбонне, где они волею судьбы вместе слушали лекции. Максимилиан сравнивал девушку с египетской царицей Таиах, неизменно отмечая безупречность фигуры и холодную бледность кожи возлюбленной. Он готов был преклоняться перед Маргаритой, как перед божеством, и даже мысль о прикосновении к ней вызывала у него трепет.
Отношения М. Сабашниковой и М. Волошина развивались стремительно: встреча в Париже, совместные прогулки по старинным улочкам города, посещение выставок и музеев, творческих вечеров, беседы в общем кругу знакомых. «Каждое утро, – вспоминала впоследствии Маргарита Васильевна, – являлся Макс Волошин и водил меня в музеи, церкви, в мастерские художников…». 12 апреля 1906 года Маргарита Сабашникова и Максимилиан Волошин обвенчались в Москве в церкви Св. Власия. Но брак двух творческих людей не продлился долго. Через год после свадьбы они приняли решение расстаться. Для М. Волошина М. Сабашникова была вдохновительницей, музой и любовь к ней поэт пронес через всю свою жизнь. Итогом этих ярких на события отношений стал сборник стихов М. А. Волошина «Amori amara sacrum». — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина' Спустя три года после знакомства влюблённые стали мужем и женой, но брак их просуществовал всего год. Маргарита Сабашникова не смогла жить с супругом в Крыму, и они вместе перебрались в Петербург. И там его «царица Таиах» влюбилась в поэта Вячеслава Иванова. Её не смущало наличие у поэта жены, а Иванов ничего не мог поделать со своей страстью.
Елизавета Дмитриева.
Хоть Максимилиан Волошин и сожалел о своей условной уродливости, женщины его любили. Возможно, сам он не испытывал столь пылкой страсти, какая была у него к первой жене, но влюблённых представительниц прекрасного пола в его окружении хватало. Просто удивительно, как этот кругленький бородатый мужчина овладевал девичьими сердцами едва ли не силой мысли. Не осталась равнодушной к его чарам и Елизавета Дмитриева, приехавшая в Коктебель в дом Волошина вместе со своим возлюбленным Николаем Гумилёвым.
Но после знакомства с Волошиным Елизавета Дмитриева совершенно забыла о том, что прибыла в Коктебель вместе с возлюбленным. Если раньше она мечтала о браке с Гумилёвым, то теперь все её мысли занимал Волошин. Максимилиан ответил на симпатию девушки взаимностью, прежде всего, благодаря её таланту, ибо выдающейся внешностью Елизавета не обладала, она была полновата, да ещё и прихрамывала на одну ногу. Впрочем, она была обаятельна, мила, а главное, обладала поэтическим даром.
Максимилиан Волошин для неё придумал образ Черубины де Габриак, юной испанской поэтессы. Под этим псевдонимом Елизавета Дмитриева смогла завоевать читателей своим талантом и таинственностью. А заодно заочно покорила сердце издателя Сергея Маковского. Правда, увидев девушку вживую, он был страшно разочарован и позорно бежал. Вскоре она оставила и Волошина, и Гумилёва, стрелявшихся из-за неё на дуэли. Но в этот раз столь болезненно поэт разрыв уже не переживал. Зато сама Елизавета была глубоко травмирована реакцией Сергея Маковского и даже перестала писать на какое-то время.
Марина Цветаева в гостях у М. Волошина в Коктебеле.
Максимилиан Волошин, по свидетельству Марины Цветаевой, ко всем женщинам-поэтам относился с особой теплотой. С ними он был внимателен, терпелив и заботлив, преклонялся перед талантом и окружал своим бескорыстным теплом. Марина Цветаева гордилась его дружбой, ему она посвятила свои воспоминания «Живое о живом». Они состояли в длительной переписке, часто встречались и находили друг в друге много общего. Марина Цветаева уверяла: это Максимилиан Волошин научил её доверять людям и раскрасил жизнь яркими красками.
Максимилиан Волошин и Мария Заболоцкая.
Эта женщина появилась в жизни поэта в самое трудное время, когда умирала его мать. Мария Степановна заведовала амбулаторией в селе Дальние Камыши под Феодосией. Оттуда она приходила к Максимилиану Волошину, взяла на себя часть забот о Елене Оттобальдовне и сумела подружиться с ней. Когда же матери поэта не стало, она начала помогать уже самому Волошину. Она разделила с ним последние годы его жизни, стала преданной и верной женой.
Роль жены в судьбе поэта значительна. Она смогла стать той самой опорой, которая была так важна для него. Мария Степановна имела талант быть сильной и уметь отдавать себя людям, и это Максимилиан Александрович в ней ценил. В письме к В. Эфрон 24 мая 1923 года он пишет: «Юродивая. Иступленная. Самозабвенная. Всегда пламенно протестующая… Берется за все непосильное и не отступает, несмотря на слабость и нервность. Совершенно не умеет угадывать шутки и иронии. Раздает и деньги, и вещи, и себя на все стороны…
Марию Заболоцкую поэт называл самозабвенной и растрачивающей себя ради других. И всё же он был счастлив тем, что рядом с ним оказалась именно такая женщина, не имеющая никаких творческих талантов, зато способная окружить своей теплотой и заботой каждого, кто в этом нуждался. Они прожили вместе 9 лет, а после Мария Степановна стала хранительницей наследия мужа, скончавшегося в 1932 году.
Максимилиан Волошин в своё время стал одним из первых русских поэтов, создавшим цикл сонетов в форме венка. Прочесть его венок стоит уже хотя бы для того, чтобы насладиться безукоризненной формой и глубоким содержанием.
После смерти М. А. Волошина, в годы полного запрета его имени Мария Степановна сумела сохранить творческое наследие поэта и сам его Дом. Именно благодаря ее любви, самоотверженности, целеустремленности, Дом Поэта стал музеем. Первые экскурсии о поэте и художнике Максимилиане Волошине вела Мария Степановна, свято веря в то, что его творческое наследие, в частности, «философские стихи» со временем будут «оценены по достоинству». — © Музей-заповедник 'Киммерия М. А. Волошина'
https://xn----8sbfkobckofaskby8kve.xn--p1ai/muzejnaya-afisha/khronika-sobytij/2280-lika-milogo-cherty-vsekh-mirov-preobrazhene/