Грачи прилетел...
Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...
Старик, Море и... Хемингуэй - (0)"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...
Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)Исаак Ильич Левитан «Ах, были бы у меня деньги...
С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)...
Великий четверг — картины Николая Ге, Василия Перова и Антониса ван Дейка |
Великий четверг на картинах Николая Ге, Василия Перова и Антониса ван Дейка
После Тайной Вечери Христос пошёл с апостолами в Гефсиманский сад. Он ушёл помолиться, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна. Среди древних олив, «пав на лицо свое», Спаситель молился Своему Отцу, дабы его миновала «чаша сия» — мучительная смерть за грехи человечества. Последние часы на воле Христос хотел провести со своими ближайшими учениками. Но, возвратившись к ним, обнаружил их спящими. Тогда Он обратился к Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк 14:37–38).
И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что́ Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк 14:39–42).
Навстречу им уже шла толпа вооружённых людей, а среди них Иуда Искариот, покинувший Тайную Вечерю в тот момент, когда Христос раскрыл его коварный замысел. Иуда предал Спасителя в руки воинов, и те повели его на суд, глумясь над Ним и нанося Ему удары.
Последняя трапеза Христа с учениками подробно описана в Евангелиях и полна драматичных сцен. Одну из них изобразил Николай Ге на картине «Тайная вечеря», хранящейся в Русском музее: Христос раскрывает своим ближайшим ученикам, что один из них предаст Его на смерть.
Христос, «возмутившись духом», сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Ин 13:21). В этот момент Он вместе с апостолами не сидит за пасхальным столом, а возлежит — по обычаю, широко распространённому в Древнем Риме и на Востоке.
Апостол Иоанн после слов Спасителя о предателе спрашивает у Него, кто же это? На что Христос отвечает: Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин 13:26).
3
Апостол Андрей.
Апостол Иаков.
Пасхальный стол. По Закону каждому иудею на Пасху предписывалось принести жертву в Иерусалимском храме, поэтому в город стекались верующие со всего света. Там же они проводили праздничную трапезу, которая называется седер. Обычно ее принято устраивать в первый пасхальный вечер (в год смерти Христа он выпадал на пятницу), но мест для всех паломников не хватало, поэтому седеры проводили в течение всей недели до Пасхи. Христос с учениками устроили трапезу в Сионской горнице за день до наступления праздника. Согласно иудейскому Закону на праздничном столе должны быть вино и пресный хлеб (они изображены на картине), а также солёная вода, куриные яйца и горькие травы — символы страдания еврейского народа в египетском плену и его спасения Моисеем.
Ученики Христа, которые, услышав слова о предателе, озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит (Ин 13:22).
Апостол Пётр, который подал Иоанну знак, чтобы тот спросил Учителя о предателе.
8
Иуда Искариот, накидывающий на себя верхнюю одежду, чтобы уйти. Художник намеренно изобразил его спиной ко Христу и апостолам, подчёркивая — он отвернулся, предал их. Евангелисты повествуют, что в Иуду вселился сатана. Однако относительно того, когда это произошло, их свидетельства разнятся. Лука утверждает: это случилось ещё до Тайной Вечери, когда Иуда предложил первосвященникам предать Учителя. Иоанн же свидетельствует, что это произошло в тот момент, когда, обмакнув кусок хлеба в блюдо (по всей видимости, речь идёт о подсоленной воде — неотъемлемой части трапезы на иудейскую Пасху), Христос подал его Иуде. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:27). Иуда приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин 13:30).
Сосуд с водой. В комнату, где совершалась трапеза, принято было входить без обуви. У входа гостям омывали ноги — это делали только рабы. Но Христос решил показать апостолам пример смирения. Он снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин 13:4–5).
Блюдо и полотенца, которые использовал Христос, чтобы умыть ноги своим ученикам. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его(Ин 13:12–16). В Русской Православной Церкви после литургии в Страстной четверг на архиерейских службах и в некоторых монастырях принято совершать чин омовения ног: в образе Христа выступает правящий епископ, а учеников — 12 священников. В XX веке этот чин не совершался, однако в 2009 году Патриарх Кирилл возродил его и с тех пор ежегодно совершает в Храме Христа Спасителя.
«Христос в Гефсиманском саду» Василия Перова
Момент усиленной молитвы Спасителя в одиночестве, когда ученики заснули поодаль, запечатлён на полотне Василия Перова «Христос в Гефсиманском саду», хранящейся в Третьяковской галерее. Мнение о картине в художественной среде было неоднозначное, одно только решение Перова не изображать лицо Христа сочли неслыханной дерзостью — до него даже светские художники придерживались канона иконографии. Но автор показывает Спасителя именно как человека: здесь нет традиционного для этого сюжета изображения чаши или ангела. Живописец подчёркивает, насколько одиноким чувствует себя Христос — кроме Него на полотне никого нет.
Христос, который пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39). Евангелист Лука добавляет подробности: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:43–44).
Нимб в виде тернового венца — символ предстоящих страданий.
Цветок в форме креста.
Древние оливковые деревья в Гефсиманском саду. По преданию, Христос любил здесь бывать со своими учениками. Сад сохранился до сих пор, некоторым оливам в нем более тысячи лет.
Предательство Иуды и момент ареста Христа запечатлён на полотне Антониса ван Дейка «Поцелуй Иуды», выставленном в музее Прадо в Мадриде.
Христос, чей взор обращён к ученику, предающему Его в руки первосвященников.
Иуда Искариот со словами «Радуйся, равви!» целует Спасителя. Это знак для пришедших арестовать Его воинов, которые не знали, как Он выглядит. Христос, которому это известно, отвечает ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк 22:48).
Слуга первосвященников, накидывающий на Христа верёвку, чтобы связать его.
Храмовая стража, пришедшая арестовать Христа. Эти воины обычно следили за порядком в Иерусалимском храме, подчиняясь только приказам первосвященников.
Во время ареста ученики попытались защищать Учителя. Апостол Пётр выхватил небольшой меч, который всегда носил с собой, и, говоря: Господи! не ударить ли нам мечом? (Лк 22:49), отсек ухо слуге первосвященников по имени Малх.
Слуга Малх. Увидев, что наделал Пётр, Христос сказал ему: Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что та́к должно быть? (Мф 26:52–54). Спаситель совершил последнее чудо в своей земной жизни, исцелив несчастного раба. А затем Он обратился к пришедшим арестовать Его: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня (Мф 26:55). После этих слов, как свидетельствуют евангелисты, ученики бежали от Него.
Слуга, пытающийся вывернуть Ему руки, чтобы их удобнее было связывать.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |