Грачи прилетел...
Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...
Старик, Море и... Хемингуэй - (0)"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...
Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)Исаак Ильич Левитан «Ах, были бы у меня деньги...
С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)...
Итальянский живописец Тинторетто |
Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто...
Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе с итальянского. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу дарования этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).
Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг.
Художественный музей Филадельфии, США
Итальянский живописец, наряду с Джорджоне, Тицианом и Веронезе – один из величайших венецианских мастеров эпохи Возрождения.
Родился в Венеции осенью 1518 г. Его настоящее имя – Якопо Робусти (Jacopo Robusti). Тинторетто родился в семье красильщика тканей.
Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.
Концерт
Муз. Тинторетто, 1562 г.
Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно, великий Тициан прогнал юного Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.
Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.
Сусанна и старцы
Тинторетто, 1555 г.
А пока, 20-летнему юноше надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются к нему в очередь. Успех пришёл к Тинторетто в 1548 г., и с этого времени до самой смерти в 1594 г., он вёл спокойную, но деятельную жизнь в Венеции, работая над украшением церквей и государственных зданий.
В 1545-1546 гг. Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все же остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 г. Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови. Его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы. Младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Первые из них ещё напоминают по манере исполнения произведения Тициана. Работы зрелого периода выполнены в более оригинальном стиле. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто.
Портрет венецианского адмирала
Тинторетто, 1560-1570 гг.
Музей изобразительных искусств, Лос-Анджелес
В портретах Тинторетто привлекает, как в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное.
Они совершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьёзность, аристократизм , они далеки от всего обыденного. В них нет ничего случайного и мимолётного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения.
Мужской портрет с золотой цепью
Тинторетто
Глаза самых поздних портретов у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир. Эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.
Портрет Якопо Сорансо
Тинторетто, 1550 г.
Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Именно здесь во всей мощи раскрылось его новаторство. В жизни он был решительным и напористым, такими же были его работы. Он, не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов, легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.
При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, «Брак в Кане» — 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои… на втором плане.
Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г.
Церковь Санта-Мария делла Салюта
Тинторетто был величайшим мастером пространства. До него, да и после него, художники размещали главных героев на переднем плане. У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломления света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.
В работе художника «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит взлетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика, сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.
Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг.
Галерея Академии, Венеция
Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки, по ним и решалось, кто победитель. Но Тинторетто тайно проник в зал и снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и показал свою работу ещё до начала конкурса.
Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г.
Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция
Он выиграл этот конкурс и получил заказ на остальные работы. В 1565–1588 гг. Тинторетто создаёт цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Картина «Медный змий» – сложная композиция, в которой изображены сильные мускулистые тела, написанные в стилистике Микеланджело.
Медный змий
Тинторетто
В «Поклонении волхвов» подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье.
Поклонение волхвов
Тинторетто
Прекрасны картины на темы Христа в церкви Святого Роха, написанные Тинторетто.
Благовещение
Бегство В Египет
Избиение младенцев
Вознесение Марии
Св. Мария Египетская. Мария Магдалина
Менее чем за два года Тинторетто завершил художественное оформление Зала Альберго, положив начало необычному и захватывающему проекту.
В центре на потолке «Святой Рох во славе». Центральную работу окружают картины, символизирующие 5 остальных больших венецианских скуол, аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей.
Весна (слева) и Лето (справа)
плафоны серии «Аллегории Времена года»
Счастье
Плафон из серии «Аллегории Добродетелей»
Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно Тинторетто «Распятие», которое находится прямо перед входом, занимает всю стену этого зала. На картине есть автопортрет художника.
Тинторетто. «Распятие», 1565 г.
Работая над «Распятием» и двумя другими композициями этого зала, Тинторетто, возможно, чтобы опровергнуть сложившееся о нём мнение как о художнике, которые работает быстро и несколько небрежно, пишет фигуры с почти скульптурной отчётливостью.
В той же эмоциональной манере написаны и три панно на противоположной стене – «Христос перед Пилатом», «Восхождение на Голгофу» и «Се человек» (1566-1567 гг.).
Христос перед Пилатом. Восхождение на Голгофу
Се Человек
К 1565 году Тинторетто закончил расписывать потолок (21 картина)и стены (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющих равных в Венеции по грандиозности, разве только сравнима с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле
В 1570 году Тинторетто начал самое монументальное из своих произведений – «Рай» (Венеция, Дворец дожей). Работа над этой огромной композицией, где изображено около пятисот персонажей, заняла у Тинторетто и его учеников десять лет. Предварительный эскиз картины находится в Лувре. Большинство исследователей считают, что он лучше законченного произведения, слишком правильного и сухого.
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. «Тайная вечеря». В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг.
Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
А ещё невероятный свет! Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями в стенах, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Картина «Тайная вечеря» (Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) была создана между 1592 и 1594 гг. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества, жанровые детали переданы весьма подробно. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Несколько картин Тинторетто хранятся в Эрмитаже. Картина «Святой Георгий убивает дракона» наиболее характерна для художника. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.
Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вообще, примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она была куплена Екатериной II.
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. Он оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и недорогие заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Якопо Робусти – Тинторетто умер в Венеции. За свою творческую жизнь он успел выполнить около 350 живописных произведений: фресок, больших алтарных композиций, настенных панно, картин самого разного формата. Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно этого зала "Распятие", которое и находится прямо перед входом.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |