210 лет со дня рождения Фридерика Шопена (1810 - 1849)
Ференц Лист: «Мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Он был небольшого роста и хрупкого сложения ... В его манерах была такая печать прирожденного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя».
1 марта 1810 - 7 октября 1849
Нейгауз : "Каждая нота, каждая фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ — видение поэта”.
Пастернак:
Гремит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект
Прямя подсвечники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век.
“Опять Шопен...”
Так ночью при свечах,
взамен Былой наивности нехитрой
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
“Музыка”
Едва допущенный Шопен
Опять не сдержит обещанья
И кончит бешенством взамен
Баллады самообладанья...
“Наступление зимы”
Р Шуман первый сказал:
“Если бы сейчас жил Моцарт, он написал бы концерты Шопена”
и
“Шопен — романтик, начертавший имя Моцарта на своем знамени”.
...Так некогда Шопен вложил Живое чудо
Фольварков, парков, рощь, могил
В свои этюды.
“Во всем мне хочется дойти до самой сути”
Пастернак: “самое шопеновское в Шопене — его этюды” — это постоянный синтез разума и эмоции, логики и интуиции, четкой конструкции и импровизации."
Эжена Делакруа: "Я спросил Шопена ,что такое логика в музыке?
Он объяснил мне в общих чертах, что такое гармония и контрапункт, почему фуга является как бы чистой логикой и почему изучить фугу — значит познать основу всякого смысла
и последовательности в музыке.
Я подумал, как бы я был счастлив изучить все это, что приводит в отчаяние невежественных музыкантов.
Это чувство дало бы мне некоторое представление о том наслаждении, какое находят ученые, достойные этого имени, в своей науке.
Я понял, что подлинная наука совсем не то, что обычно понимают под этим словом, то есть не область познания, совершенно отличная от искусства, — нет!
Наука, как ее понимают и представляют себе люди, подобные Шопену, есть не что иное, как само искусство, и обратно,
искусство совсем не то, чем считает его невежда, то есть некое вдохновение, которое приходит неизвестно откуда, движется случайно и изображает только внешнюю оболочку вещей.
“Замечательно, что, куда ни уводит нас Шопен, и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам "
"..Опять Шопен не ищет выгод,
Но, окрыляясь на лету,
Один прокладывает выход
Из вероятья в правоту..."
Шопен Пастернака, неожиданный, оригинальный, парадоксальный, всегда будет дорог и интересен тем, кому интересны музыка и поэзия, кому дорого творчество великого “поэта фортепиано”.