Цитата сообщения TimOlya
Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства/2
Долина реки Славянки
Парк в районе долины реки Славянки был преобразован по проекту Чарлза Камерона в пейзажном стиле: извилистое русло реки и живописные холмистые берега, засаженные куртинами серебристых ив, дубов, кустовых лип и берёз. Благодаря плотинам по течению реки удалось создать многочисленные каскады, перекаты и широкие водные зеркала разливов. В формировании пейзажа долины приняли участие почти все работавшие в Павловске архитекторы: придворный участок реки до Висконтиева моста оформлен Камероном; между Висконтиевым и Пильбашенным мостами — Бренной; в Красной долине — Гонзаго. В долине реки Славянки расположены охраняемые объекты культурного наследия: Колоннада Аполлона, Холодная ванна, мост Кентавров, Чугунные ворота с вазами, Горбатый мостик, Чёрный мост, павильон «Храм дружбы», Чугунный мостик, Большой Каскад, Круглое озеро, Висконтиев мост, Пиль-башня и другие.
Колоннада Аполлона
Колоннада Аполлона – один из шедевров парковой архитектуры конца XVIII века. Сооружена Ч. Камероном в 1782 году на лугу верхнего плато левого берега р. Славянки.
Колоннада решена в виде двойного кольца колонн дорического ордера, перекрытых архитравом. Мощные формы архитектуры и серый цвет известняка, из которого выполнено сооружение, придают ему характер подлинной античности. Величественный, открытый храм-колоннада, полный света и воздуха, посвящен Аполлону, своеобразному покровителю Павловска.
Первоначальное изображение Колоннады можно видеть в росписи фарфорового стола в Будуаре Марии Федоровны.
Находясь в заграничном путешествии, хозяйка Павловска писала управляющему К.И. Кюхельбекеру из Италии в 1782 году: «Колоннада и Храм в Павловске мне дороже всех красот Италии».
В 1800 году по желанию императрицы Колоннада Аполлона была перенесена на берег Славянки против дворца. По проекту Д. Кваренги от Колоннады к Славянке был устроен каскад, который спускался по каменным уступам к реке и перед впадением в нее бурно пенился под горбатым каменным мостиком. В соответствии с античным мифом Колоннада должна была олицетворять гору Парнас, где обитал Аполлон и музы, а каскад – Кастальский ключ - источник вдохновения. Такие изображения Колоннады можно видеть на картине А. Мартынова (Малиновый кабинет), а также на акварелях и гравюрах начала XIX века С. Щедрина, Д. Кваренги, И. Чесского, И. Ухтомского.
Однако в 1817 году во время сильной грозы основание Колоннады над каскадом было подмыто, и несколько колонн и часть антаблемента рухнули. Было решено не трогать обрушившиеся детали Колоннады, поскольку природа как бы сама создала вид живописной руины, что придало этому пейзажу романтический характер. Французский поэт Эмиль Дюпре де Сен-Мор, побывав в Павловске, написал в 1823 году поэму, посвященную Павловским садам, где особое место уделено Колоннаде Аполлона:
Я зрю на косогоре возвышен
Воздушный храм – жилище Аполлона.
У божьих ног развалины видны,
И живостью пленительной полны.
Повержены на склон фронтон и капители.
Обломки величавой их красы
Не мастера труды расположить посмели –
Во тьме ночной под натиском грозы
Мраморы с мест своих слетели.
И случай был мудрей любой грезы…
Наутро каждый зрел изящную руину,
Гуляя средь невысохшей росы,
И даже божество одобрило картину.
При постройке Колоннады Аполлона в центре ее была установлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского, которая затем была перенесена на центральный круг Старой Сильвии. В Колоннаде была установлена гипсовая копия, что можно видеть на одной редкой акварели начала 1820-х годов. В 1826 году была отлита чугунная копия Аполлона Бельведерского и установлена в Колоннаде. По традиции эту чугунную статую окрашивали в белый цвет.
Павильон «Холодная ванна»
Холодная баня (ванна) или летная мыльня была построена на берегу Славянки вблизи Семейной рощи по проекту Ч. Камерона в 1799 г. По времени появления это была третья ванна. Первая, так называемая Теплая ванна, была построена в 1780-х гг. в Зверинце, вторая – холодная находилась около Пиль-башни.
Павильон состоит из двух архитектурных объемов: ротонды, перекрытой полусферическим куполом и прямоугольной пристройки с двускатной крышей и фронтоном. Строгость архитектурных форм, гармония пропорций придают этому классическому сооружению величавость, несмотря на небольшие размеры.
Вход в павильон обращен в сторону Славянки и Моста Кентавров. По сторонам от входа устроены две ниши, предназначенные для скульптуры. Первоначально в них находились статуи Венеры и Купальщицы из папье-маше.
Первое помещение служило для отдыха, интерьер украшал камин с зеркалом, мебель и картины в рамах. В купольном помещении по центру размещался бассейн для купания, огражденный балюстрадой. В середине его стоял фонтан-душ в виде медного шара. Стены комнаты на три четверти высоты закрывали дубовые филенки. Павильон сохранился в годы войны, в послевоенные годы использовался для выставок. В 2014-2015 годах проведена большая работа по капитальной реставрации павильона.
Мост Кентавров
Мост Кентавров – один из знаковых символов Павловского парка. Расположенный в излучине реки Славянки, он превосходно вписывается в пейзаж, с него открываются живописные виды на дворец и на Колоннаду Аполлона.
Построенный в начале 1790 годов по проекту В. Бренны, мост с самого начала был украшен по четырем углам двумя парами статуй безбородого и бородатого кентавров. Первоначально здесь находился деревянный мост, вместо которого с появлением Холодной бани был построен новый каменный мост. Его украшали гипсовые копии с античных кентавров, которые произвели большое впечатление на Павла Петровича и Марию Федоровну во время посещения музея Капитолия. Таким образом, идея украсить мост этими скульптурами принадлежала владельцам Павловска.
В 1805 году А.Н. Воронихин заменил гипсовые статуи на мраморные, которые и находились на мосту вплоть до Великой Отечественной войны. Статуи не были эвакуированы и сильно пострадали. После войны были сделаны копии из эпоксидной смолы. В настоящее время продолжается процесс реставрации подлинных мраморных скульптур и исполнение с них копий в искусственном материале.
Рядом с этим местом в 1787 году Мария Фёдоровна положила начало Семейной роще, где по случаю рождения членов семьи императора сажали дерево, привязывая к нему табличку. Все таблички были сняты после революции 1917 года.
Чугунные ворота с вазами возведены в 1820-х годах архитектором К. И. Росси.
Два моста (Горбатый и Чёрный) перекинуты на небольшой остров в долине реки Славянки. Горбатый мостик (1784, архитектор Ч. Камерон) сложен их ноздреватого туфа в виде «руины». Чёрный мост над плотиной (1780-е, архитектор Ч. Камерон; 1799, архитектор В. Бренна) сделан из металла и украшен ажурной кованной решёткой.
Чёрный мост
Горбатый мост
Место Старого шале. Шале было построено в 1780 году рядом с Ботанической аллеей и представляло собой одноэтажную круглую хижину с конусообразной соломенной крышей, с полукруглыми пристройками и прямоугольной пристройкой для кухни. Внутри шале располагались помещения: столовая с изысканным декором, стены и потолок которой были покрыты росписью, выполненной французским художником Виолье, и затянуты холстом; кабинеты Марии Федоровны и Павла Петровича. Вокруг хижины был разбит цветник и посажены фруктовые деревья. В 1920-х годах павильон значительно пострадал, а во время войны был окончательно уничтожен
Павильон «Храм дружбы»
Храм Дружбы, шедевр классической парковой архитектуры, созданный Ч. Камероном в 1782 г., является доминантой района Долины реки Славянки. Поставленный Камероном на полуостровке, образованном излучиной Славянки, он является неотъемлемой частью пейзажа, создавая гармонию архитектуры и природы. Это одно из первых сооружений Камерона, которое он проектирует вскоре после приезда в Россию.
Закладка павильона состоялась летом 1780 года в присутствии императора Иосифа II, который писал матери императрице Марии-Терезии: «После обеда на даче Великого князя, или, вернее сказать, Великой княгини, они заставили меня участвовать в закладке Храма, посвященного Дружбе. Я не мог отказаться. Все это было сопровождаемо многими любезностями и уверениями в вечной дружбе; при этом присутствовали Панин, Потемкин и разные другие лица».
Работа по строительству велась около двух лет. Находясь в заграничном путешествии, Мария Федоровна в переписке с Кюхельбекером живо интересовалась ходом работ. Павильон был посвящен Екатерине II. Над дверями была сделана надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Надпись, исчезнувшая после революции, воссоздана заново в ходе работ по реставрации павильона в 2008 г. Внутри павильона напротив входа была установлена статуя Екатерины II, сначала в образе Минервы, а с 1792 г. – гипсовая статуя императрицы в образе Цереры работы Ж.-Д. Рашета (не сохранилась).
Следуя канонам античного искусства, а также отдавая дань моде на подобные аллегорические сооружения, Камерон строит Храм Дружбы в виде ротонды, окруженной кольцом из шестнадцати каннелированных колонн дорического ордера. Все сооружение перекрыто плоским куполом со световым фонарем. Снаружи на целле храма в просветах между колоннами помещены медальоны-барельефы, исполненные Рашетом. В них повторяются четыре аллегорические сюжета, посвященные Екатерине II. Один из них представляет собой персонафикацию Щедрости, другой – Минерву-Викторию, третий – вручение дарственной грамоты на владение землями Павловска, четвертый символизировал Справедливость. Над колоннами по периметру идет лепной фриз в стиле греческого триглифо-метопного фриза, где изображения дельфинов, символов дружбы, чередуются с венками, в которых представлены роза как символ любви с миртами и оливами, символами славы и почета.
Внутри интерьера по верхнему периметру стен также идет лепной фриз, в котором чередуются сухая и цветущая ветви, как символы умирающей и возрождающейся жизни.
Храм Дружбы предназначался для устройства обедов и небольших концертов. Для организации обедов в павильоне вблизи него на берегу Славянки была построена Кухня-руина, не сохранившаяся до нашего времени.
Старец (Зима), XVIII (скульптор Орацио Маринали) «Храм Дружбы»: Павловский парк.
Ниобей, кон. XVIII (неизвестный скульптор): павильон «Храм Дружбы», Павловский парк.
Аполлон Бельведерский, XVIII (неизвестный скульптор): павильон «Храм Дружбы», Павловский парк
Ариадна, кон. XVIII (неизвестный скульптор): павильон «Храм Дружбы», Павловский парк.
Калигула, кон. XVIII (неизвестный скульптор): павильон «Храм Дружбы», Павловский парк.
Ваза: павильон «Храм Дружбы», Павловский парк. Павловск
Мост Чугунный у Храма дружбы
На месте этого моста первоначально находился каменный мост, украшенный вазами и гипсовыми сфинксами-львами, что сохранилось на некоторых изображениях.
При императрице Марии Федоровне было решено заменить мост, вероятно, по причине обветшалости декора. Она утвердила проект архитектора К.И. Росси, который использовал в декоре мотив с дельфинами из Храма дружбы. В 1823-1824 году на казенном Александровском литейном заводе был отлит новый чугунный мост (литейщик Кларк) с изящными решетками и настилом из чугунных плит. По четырем углам на невысоких устоях помещены чугунные вазы классических пропорций.
Каскад Большой
Большой каскад – архитектурно-гидротехническое сооружение в ландшафте Долины реки Славянки у Круглого пруда (озера). В 1787 году по проекту Ч. Камерона был сооружен каскад в виде руины: полуразрушенная стена, сложенная из больших плит и булыжников, откуда по хаотично набросанным камням струился поток воды наподобие естественного водопада.
В 1792-1794 годах В. Бренна сооружает каменную стену, что характерно для итальянских садов. Стена завершается балюстрадой с декоративными вазами. Вода широкими струями низвергалась вниз по заросшим мхом камням и изливалась в Круглый пруд. Изображения Большого каскада имеются на гравюрах к.XVIII-н.XIX вв. в собрании музея.
Мост Висконтиев
Один из красивейших мостов в долине реки Славянки с широким водным разливом перед ним, в котором отражается пологая арка моста с львиной маской на замковом камне. Мост из пудостского известняка построен около 1803 года «каменных дел мастером» Карлом Висконти по проекту А.Н. Воронихина. Особую выразительность мосту придают большие каменные вазы, установленные по сторонам моста на высоких устоях подобно волнорезам.
Пиль-башня
Пиль-башня – один из поэтичных павильонов парка в пасторально-романтическом вкусе. Внешне похожий на «пильную мельницу», павильон являлся данью моде своего времени и служил местом кратковременного отдыха во время дальней прогулки по парку.
Построенный на берегу Славянки по проекту В. Бренны в 1797 г., павильон эффектно открывается с различных видовых точек. Пиль-башня – круглая постройка с конусообразной крышей, крытой соломой.
Стены ее были расписаны П. Гонзаго, создавая иллюзию полуразрушенной постройки. С одной стороны башни шаткая лестница вела на второй этаж.
У подножия башни находится деревянный мост с декоративной водяной мельницей. Шум мельничных колес и плеск воды дополняли эту сельскую идиллию. Неподалеку находилась и небольшая летняя купальня. Неслучайно, именно пейзажи с Пиль-башней были любимыми сюжетами художников XVIII в.
Контрастом с убогим, но живописным внешним видом, внутреннее убранство салона второго этажа отличалось изысканной нарядностью. Против входа – мраморный камин, вдоль стен – полукруглые диваны, обитые расписным шелком, сочетавшимся с живописными росписями на галантные сюжеты.
В 1808 г. вместо разобранной водяной мельницы А.Н. Воронихин построил новый Пильбашенный мост с красивой пологой аркой над водой и чугунными перилами.
В годы Великой Отечественной войны мост был взорван, здание павильона сильно повреждено. Они были отреставрированы в 1960-70-х гг.
В 2014 г. проведена комплексная реставрация павильона.
Павильон Елизаветин (Краснодолинный)
Елизаветин Павильон, одна из последних работ Ч. Камерона в Павловске. Он был сооружен в 1799-1800-х годах в новом районе парка, спроектированном П. Гонзаго в Долине реки Славянки за Пильбашенным мостом. Район этот получил название Красной Долины, отчего и павильон, одна из доминант Красной Долины, назывался Краснодолинным. Так как павильон был любимым местом для прогулки и отдыха императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, павильон вошел в историю как Елизаветин.
А.Бугреев, павильон Елизаветы
В этом павильоне отразились вкусы своего времени в связи с увлечениями античными руинами. С одной стороны, он построен в виде квадратной античной постройки с нарядным классическим портиком розового мрамора и окружен каменной колоннадой. Эта незавершенность колоннады дает впечатление остатков древнего сооружения, которое обросло легкими надстройками и приспособлено для отдыха. На «остатках» каменной колоннады сооружен деревянный балкон, на крыше – площадка-бельведер с перилами из березовых стволов, этакий сельский элемент, который внедряется в убранство садов в новом вкусе. Это тем более удивительно в сооружении такого классического палладианца, каким был Камерон.
Что же касается собственно самого павильонного зала, то здесь во всем можно увидеть почерк Камерона. Четырехугольный зал с четырех сторон окружен стеклянными дверями, что создает обилие света. Стены облицованы серым искусственным мрамором, а пилястры зеленым, по периметру стен располагались круглые барельефы с классическими сюжетами, паркет был выполнен из наборного дерева. Но чтобы еще больше подчеркнуть слияние архитектуры зала с природой, декоратору П. Гонзаго было поручено расписать плафон. Его композиция представляла иллюзорно написанный свод, посередине которого было круглое отверстие. Через этот проем виднелось голубое небо, и с одной стороны в зал свисала ветка березы.
Павильон был так живописен, что его часто рисовали. В коллекции музея сохранилось несколько графических листов с изображением павильона в окружающем пейзаже, в особенности гуашь художника-топографа А. Бугреева 1803 года и акварель неизвестного художника 1820-х годов.
В годы Великой Отечественной войны павильон заметно пострадал и был законсервирован. Реставрация его - вопрос ближайшего будущего.
Руина у Елизаветина (Краснодолинного) павильона
Руины, павильон Павловского парка, построенный Ч.Камероном в начале 1800-х гг. вблизи Елизаветина павильона на левом берегу Славянки в районе так называемой Красной долины. Руины представляли собой стену с арочными проемами, на стену вела лестница и был каскад. Около Руин были разбросаны подлинные античные мраморы.
Подобное сооружение было характерным элементом в парковых пейзажах эпохи классицизма. Императрица Мария Федоровна очень любила показывать своим гостям этот необычный уголок одного из удаленных районов Павловского парка.
Памятник Великой княгине Елене Павловне «на острову»
Памятник Елене Павловне был установлен в 1806 г. на островке на р. Славянке у Большого Каменного моста. Высокий четырехгранный пьедестал из розового олонецкого мрамора был увенчан вазой красного мрамора с бронзовыми фигурами птиц наверху. На одной из его сторон в углублении был вставлен барельеф белого мрамора с изображением фигуры крылатого гения, опирающегося на опрокинутый факел и держащего в правой руке венок из роз работы И.П. Мартоса. Внизу на выступающей части основания барельефа имеется вырезанная подпись скульптора: «Иван Петрович Мартос из Ични делал 1806 г.». На противоположной стороне также в углублении помещалась мраморная доска с надписью из медных вызолоченных букв: «Сентября 12 дня 1803 года», даты смерти Великой княгини Елены Павловны, второй дочери Марии Федоровны и Павла Петровича.
Еще до начала Великой Отечественной войны памятник был намечен к реставрации, так имелись различные утраты как мрамора, так и бронзовых букв. В годы войны мраморный барельеф был вынут из памятника и сохранен. В 1950-х годах после реставрации первой очереди музейных залов мраморный рельеф был установлен в качестве ценного музейного экспоната в Оркестровой комнате, где находится по настоящее время.
Мраморный рельеф на стороне, обращённой ко дворцу, пьедестала памятника, его главная часть. Фигура Гения смерти с опрокинутым и потухшим факелом и венком из роз в правой руке. Полная авторская подпись: «Иванъ Петровичъ Мартосъ изъ Ични делалъ 1806».
https://pavlovskmuseum.ru/about/park/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Павловский_парк
*********************
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 39 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/8.Павловский дворец.