Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева |
Выдающийся русский художник Боpис Михайлович Кустодиев
"Крещенское водосвятие". 1921
Родился Борис Михайлович Кустодиев в 1878 году в небогатой семье. Будущий художник готовился стать священником. Он посещал духовное училище, потом семинарию. Однако в 1896 году он бросает духовное образование потому, как увлекся искусством, и уезжает в Петербург поступать в Академию художеств. В свободное от учебы время Кустодиев посещает мастерскую Ильи Репина и настолько преуспевает, что Репин приглашает его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». "На Кустодиева, - писал впоследствии Репин, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."
Еще в студенческие годы Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (1901), Василия Матэ (1902).
В 1903 Кустодиев закончил Академию Художеств. За свою дипломную картину «Базар в деревне» он получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Борис Кустодиев выбрал Мекку искусства того времени – несравненный Париж. С увлечением и большим интересом изучал сокровища западноевропейской живописи, посещал музеи Франции и Испании. За границей он пишет одну из своих самых лирических картин - "Утро" (1904). Картина пронизана светом и воздухом. Её толкуют как гимн материнству и простым человеческим радостям.
Где бы ни был Кустодиев за границей: в солнечной Севилье или Версальском парке - его неудержимо тянет на родину. Через пять месяцев пребывания в Европе он возвращается в Россию. С радостью пишет художник своему другу Матэ, что он снова в "благословенных краях нашей благословенной русской земли".
После своего возвращения Кустодиев удачно испробовал силы в книжной графике, в частности, иллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя в 1905, в карикатуре, сотрудничая с сатирическими журналами периода первой русской революции. Однако, живопись оставалась на первом месте. Он выполнил ряд портретов, среди которых выделяются «Портрет Р. И. Нотгафт» 1909, «Портрет священника и дьякона» 1907 и «Монахиня» 1908. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, изображавшими жизнь русской провинции. Вдохновение для них Кустодиев черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, именно там он в 1905 году построил дом-мастерскую.
Кустодиев любил народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости, считая, что в представлении народа искусство связано с праздником, с ощущением радости.
На полотнах Кустодиева разворачивались увлекательные, полные занимательных подробностей рассказы, в многофигурных композициях «Ярмарка» 1906, 1908, «Деревенский праздник» 1910 всегда много интересных деталей, персонажей, цветов и красок. Особенно любил художник воссоздавать характерные русские женские типы, что мы можем наблюдать в написанных в 1915 картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица».
В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь требовала неотложного лечения. По совету врачей художник едет в Швейцарию, где в течение года лечится в частной клинике. В 1912 он написал картину "Купчихи" - один из первых купеческих образов в искусстве. В ней соседствуют реальность и фантастика, мир живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут размеренную, неторопливую беседу.
Чем больше Борис Михайлович в своём творчестве приближался к народному искусству, тем его живопись становилась ярче и красочнее. В 1916 году он написал картину «Масленица». Эту жизнерадостную картину Кустодиев создавал прикованным к креслу-каталке.
Несмотря на постоянные боли, последнее десятилетие жизни Бориса Кустодиева было необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, выполнил много графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов, изготовлял настенные панно и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были работы на заказ, которые не особо его интересовали, но он выполнял их на высоком профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографии в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» 1922, рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» 1922 и «Леди Макбет Мценского уезда» 1923 стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом в 1925 и тотчас же повторенная Ленинградским Большим Драматическим Театром.
Успевал Кустодиев уделять время и излюбленной теме русского народа, продолжая воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей и рисунков. Кустодиев выписывал народные гуляния на разный манер. На полотнах «Балаганы» 1917, «Масленица» 1919, «Зима. Масленичное гулянье» 1921 и даже на знаменитом портрете Федора Шаляпина можно видеть народные празднества.
в 1920 году в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» Кустодиев показал тихую жизнь провинции. Картинами «Купчиха за чаем» 1918, «Купчиха с зеркалом» 1920, «Русская Венера» 1925-26 он расширил галерею женских образов, начатую в давней «Купчихе».
Идеал красоты изменчив. Он зависит от географии, времени, общества. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти, сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота, противоречит культу поэтизированной чувственности Ренессанса. Кустодиев созидал свой идеал красоты!
На выставках кустодиевских полотен, народ собирался толпами перед ними и подолгу не расходился. Работы Кустодиева прекрасны, как мать-природа.
Образ кустодиевской «Красавицы» неизменно вызывает симпатию зрителя. Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе - наивность и целомудренная чистота, лицо светится добротой и мягкостью. Полотно очень нравилось Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины.
В 1920 году Борис Михайлович создал серию из 20 акварелей «Русские типы». В некоторых из них, а также в серии «Автобиографические рисунки» 1923 года он с максимальной достоверностью воскресил собственное детство.
Энергия и жизнелюбие Боpиса Михайловича были поразительны – он, прикованным к инвалидному креслу, совершал поездки на дальние расстояния, посещал премьерные представления в театрах и выставки. К сожалению, его болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что он не имел возможности увидеть сделанное целиком.
Многие идеи для своих картин Борис Кустодиев черпал, наблюдая за людьми из окон своего дома. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных государственным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" и "Ночной праздник на Неве". С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Он создал несколько портретов Ленина, предназначенных для массового тиражирования. Смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера.
За преданность русскому народу и его культуре Бориса Кустодиева называют национальным художником. Яркие и оптимистичные, произведения Кустодиева продолжают жить, доставляя огромное эстетическое удовольствие людям!
http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=176901
Серия сообщений "Кустодиев":
Часть 1 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Часть 2 - Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева
Часть 3 - Ко дню рождения Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)
Часть 4 - Памяти Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927)
Серия сообщений "Кустодиев":
Часть 1 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Часть 2 - Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева
Часть 3 - Ко дню рождения Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)
Часть 4 - Памяти Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927)
...
Часть 6 - Картина " Троицын день " . Художник Б.М.Кустодиев .
Часть 7 - Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи.
Часть 8 - Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |