Цитата сообщения Ada_Peters
Валентин Серов ~ Женские портреты
Валентин Серов
Женские портреты
Рассказывая о полотнах Валентина Александровича Серова, я не могла пройти мимо его замечательных женских портретов. В последние годы жизни художник создает тип импозантного светского портрета, который включает сложную обстановку интерьера, отражения в зеркалах, какое-либо животное. Женский портрет кисти Валентина Серова всегда привлекал зрителей.
Портрет княгини З.Н.Юсуповой (1902) является особым взлетом мастерства, поражает своей светлой, изысканной и благородной гаммой.
Валентин Серов. Портрет княгини З.Н.Юсуповой 1902
Овальный портрет Е.П.Олив (1909) захватывает изяществом рисунка и формы, утонченными серо-голубоватыми тонами.
Валентин Серов. Портрет Е.П.Олив. 1909
Портрет С.М.Боткиной (1899)позволяет любоваться изысканным и смелым сочетанием желтого платья, потемневшей позолоты и синей обивки дивана. Художник в этом парадном портрете сдвинул героиню на край дивана,
чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели.
Валентин Серов. Портрет Софьи Михайловны Боткиной. 1899
Русский художник и историк искусства Игорь Грабарь считал одним из лучших портретов Валентина Серова портрет М.К.Олив (1895). Она была двоюродной племянницей Саввы Ивановича Мамонтова. Молодая женщина в темном платье почти сливается с темно-коричневым мерцающим фоном.
Только руки и драгоценное ожерелье на шее героини излучают свет, а лицо – радостное сияние. Это необыкновенное по красоте зрелище подчеркивало жизненную полноту образа.
Валентин Серов. Портрет М.К.Олив. 1895
Подолгу общаясь с героинями своих портретов из светского общества, Валентин Серов постепенно преодолел известную связанность рук, мешавшую ему в работе над некоторыми парадными портретами 1890-х годов.
Теперь он научился убеждать любую модель и подчиняться его настойчивым просьбам:
Искать долго позу, невзирая на окружающих; заставить такую-то изящную или неизящную даму переодеть десять, пятнадцать, двадцать платьев.
Валентин Серов. Портрет Е.А.Красильщиковой 1906
Валентин Серов считал, что «картину можно написать в любом заданном тоне». Он овладевал тайнами колорита, всматриваясь в произведения старых и современных европейских мастеров, особенно Гальса, Веласкеса, Тициана. Живописец изучал работы окружающих его мастеров – Репина, Коровина, Врубеля.
Валентин Серов. Портрет Е.С.Карзинкиной. 1906
Необыкновенно нежный, лиричный портрет Клеопатры Александровны Обнинской создал Серов в 1904 году. Это «Портрет К.А.Обнинской с зайчиком». В 1897 году Клеопатра Салова вышла замуж за Виктора Петровича Обнинского. Они жили в родовом поместье Обнинских Белкино, куда и приезжал к ним в гости Валентин Александрович.
Валентин Серов. Портрет К.А.Обнинской с зайчиком. 1904
Вскоре в округе развернулось строительство Московско-Киево-Варшавской железной дороги. За отчуждение частных земель под железную дорогу всем владельцам полагалась компенсация. Виктор Петрович отказался от выплат, в благодарность правление железной дороги присвоило станции название «Обнинское». Теперь это известный город Обнинск недалеко от Москвы.
Валентин Серов. Портрет И.Ю.Грюнберг. 1910
Уверенным, абсолютным рисунком, изысканной и благородной гаммой привлекают зрителя портрет И.Ю.Грюнберг (1910) и полотно «Натурщица» (1905).
Валентин Серов. Натурщица. 1905
«Портрет неизвестной» (1895) и «Портрет Софьи Михайловны Лукомской» (1900), как и многие другие портреты, стали постепенной подготовкой художника к своему величайшему шедевру – к портрету княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной Белосельской-Белозерской.
Валентин Серов. Портрет неизвестной. 1895
Валентин Серов. Портрет Софьи Михайловны Лукомской. 1900
Мужем блистательной княгини был князь В.Н.Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Он впал в немилость из-за своей оппозиции к Распутину и Вырубовой, и императрица пожелала его удалить.
Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Она не славилась своей красотой, но была тонкая и изящная, и всегда была окружена мужчинами.
Свой портрет, написанный Валентином Серовым, она подарила музею Александра III, который теперь называется Русским музеем. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей.
Валентин Серов. Портрет княгини О.К.Орловой. 1911
«Портрет княгини О.К.Орловой» считается лучшим портретом Серова. Ища выразительности и характера во всех предыдущих работах, художник смог воплотить это в портрете Орловой. Мастер так объяснял позу и выражение героини:
А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо.
В последние дни жизни Валентин Серов работал над портретом княгини П.И.Щербатовой, но успел только сделать рисунок на большом холсте. Художник писал этот портрет приблизительно с теми же чувствами, которые он испытывал, выполняя портрет Орловой. Вот что он писал:
Пишу в настоящее время княгиню Щербатову, портрет коей должен быть не хуже Орловой - такова воля заказчиков, - да!
Валентин Серов. Портрет княгини П.И.Щербатовой
Валентин Александрович Серов умер утром того дня, когда он должен был ехать на Новинский бульвар к Щербатовым на очередной сеанс. Утверждают, что это был сердечный приступ.
Валентина Кирс
.
Серия сообщений "Валентин Серов ":
Часть 1 - Портрет княгини Ольги Орловой
Часть 2 - ~ Детский портрет – Великая княжна Ольга Александровна ~
Часть 3 - Валентин Серов ~ Женские портреты
Часть 4 - Девочка с персиками- Валентин Серов
Часть 5 - Валентин Серов. Похищение Европы. 1910
...
Часть 23 - «Простота – естественность – правда», или Почему русские дворяне опасались заказывать портреты у Серова
Часть 24 - Штрихи к портрету: 9 увлекательных историй из жизни художника Валентина Серова
Часть 25 - Валентин Серов. Портрет великосветской шлюхи