Цитата сообщения Galyshenka
Людей никогда не оставляло желание найти древние сокровища. В то время как многие посвящали свою жизнь поискам золота, но не находили его, другие натаквлись на древние сокровища совершенно случайно. Многие из этих историй имеют счастливый конец, и бесценные золотые реликвии теперь находятся в музеях, в то время как черные копатели оскверняют и грабят захоронения с целью обогащения.
Конечно не возможно сравнивать археологические раскопки и кладоискательство, но иногда результат поражает настолько, что археологоческое открытие можно приравнять к нахождению бесценного клада.
Одна из самых удачных и полновесных находок древних артефактов сделана археологом Леонардо Вулли C. Leonard Wooley. Он руководил раскопками гробниц древнего шумерского города Ур в Месопотамии около ста лет назад.
В Южной Месопотамии, приблизительно на полпути от Багдада к Персидскому заливу, посреди голой и бесплодной пустыни находился Ур(шум. Urim) — один из древнейших городов-государств мира, известный нам из в Ветхого Завета как «Ур халдеев» или «Ур Халдейский».
Арабы называют это место «Тал ал-Муккайир» («Смоляной холм») или «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм») (по разным источникам). Трудно даже поверить, что некогда эта пустыня была обитаема. Кроме того, сейчас здесь зона боевых конфликтов, а неподалеку от зиккурата Ура, укрепленного при Хусейне, находится американская военная база.
Зиккурат Ура
Особо узнаваемый атрибут шумеров – огромные постройки культового назначения зиккураты. Их традицию возведения потом переняли ассирийцы и вавилоняне.
Ученые считают, что легендарная Вавилонская башня как раз и была зиккуратом. Это было что-то вроде ступенчатых пирамид, взгроможденных одна на другую. Они имели столь необычный вид, что нынешние любители пофантазировать приписывают им внеземное происхождение. Предполагают, что шумеры возводили их, тоскуя по своей древней родине – они, как считается, спустились с гор, на вершинах которых молились богу Неба.
Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур! А что значит «Месопотамия»? Вы знаете, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия – это одно и то же. Просто это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки конечно – Тигр и Евфрат.
История Ура берёт своё начало задолго до появлении в Двуречье халдейских племён.
Он существовал с 4-го тысячелетия до IV в. до н. э.
Сами шумеры, жившие тут, были индоевропейцами, причем предположительно средиземноморского типа говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке – это подтвердили антропологические исследования человеческих останков. Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды.
Скульптурные изображения шумеров. Однако это всего лишь стилизация.
По преданию, уроженцем Ура был библейский праотец Авраам. Этот город начал играть важную роль уже в III тысячелетии до н. э. Однако около 2350 года до н. э. правитель города Аккад по имени Саргон (Саргон Великий) захватил цветущие города Южного Двуречья. Династия Саргона правила двести лет. Около 2200 года до н. э. Двуречье было покорено племенами кутиев. Но уже в конце III тысячелетия до н. э. кутии были побеждены, и Ур снова приобрёл статус главного города Двуречья.
The excavation siteat Ur in 1933-34
Археологические исследования древней столицы шумеров начались в 1922 году и велись на протяжении двенадцати сезонов (1922–1934). Этими изысканиями, организованными совместно Университетским музеем в Пенсильвании и Британским музеем, бессменно руководил английский археолог Леонард Вулли, выпускник Оксфорда. К моменту начала раскопок ему было 42 года и он уже был известен своими раскопками в Египте, Нубии и Сирии.
археолог Леонардо Вулли на раскопках Ура
Находки по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхамона, но, почему-то, гораздо менее известны.
В начале 1927 года экспедиция Вулли приступила к раскопкам городского кладбища. Археологи обнаружили здесь около двух тысяч могил. «Должен признаться, что научная обработка двух тысяч могил из-за её однообразия наскучила нам до крайности, — вспоминал Вулли. — Почти все могилы были одинаковыми, и, как правило, в них не оказывалось ничего особенно интересного».
На этой недатированной фотографии, предоставленной доктором Тэмэром Ходосом через Бристольский университет, материалы, обнаруженные в коробке от археологических раскопок сэра Леонарда Вулли шумерского демонстрирующегося города Ура, в Бристоле, Англия. Исследователи в Бристольском Университете обнаружили коробку сверху шкафа. Они решили, что 4,500-летнее содержание _ состоящий из глиняной посуды, семян, еды и костяной муки _ прибыло из могилы в раскопках, совместно спонсируемых в течение 1920-х и 1930-х британским Музеем и Музеем Университета Пенсильвании - как видите, клад неожиданно можно найти и в университетском музее.
Выяснилось, что в действительности здесь, в Уре, одно под другим лежат два кладбища разных периодов. Верхнее, судя по надписям на цилиндрических печатях, относилось ко временам правления Саргона, то есть возраст его составлял приблизительно 4200 лет. Но под ним оказались могилы второго кладбища! И именно здесь археологов ждали совершенно неожиданные находки
Первым сигналом о близости чего-то необычного стали круглые колодцы, спускавшиеся вертикально на глубину погребения, а затем переходившие в горизонтальный лаз. Судя по найденным в одном из колодцев черепкам, он был прорыт во времена Саргона. Но кем и зачем?
Вулли предположил, что это — следы работы древних грабителей могил. В Месопотамии, как и в Египте, ограбление могил являлось одной из древнейших профессий, и те, кто ею занимался, никогда не действовали наугад: они точно знали, где что лежит, и стремились прибрать к рукам что подороже. К этому времени археологи уже нашли сотни разграбленных могил и были уверены, что обнаружить богатое и неразграбленное погребение можно только случайно, при стечении самых счастливых обстоятельств. И в один из дней это произошло.
Сначала кто-то из рабочих заметил торчащий из земли медный наконечник копья. Оказалось, что он насажен на золотую оправу древка. Под оправой было отверстие, оставшееся от истлевшего древка.
Это отверстие привело археологов к углу ещё одной могилы. Она была чуть больше обычной, но такого же типа и представляла собой простую яму в земле, вырытую по размерам гроба с таким расчётом, чтобы с трёх сторон от него осталось немного места для жертвенных приношений. В изголовье гроба стоял ряд копий, воткнутых остриями в землю, а между ними — алебастровые и глиняные вазы. Рядом с гробом, на остатках щита, лежали два отделанных золотом кинжала, медные резцы и другие инструменты. Тут же находилось около пятидесяти медных сосудов, серебряные чаши, медные кувшины, блюда и разнообразная посуда из камня и глины. В ногах гроба стояли копья и лежал набор стрел с кремнёвыми наконечниками.
Кинжал изготовлен из двух материалов - лезвие было выковано из чистого золота, рукоятка сделана из лазурита с золотыми заклёпками, а великолепные золотые ножны украшал тонкий рисунок, воспроизводящий тростниковую плетёнку
Но по-настоящему археологи были поражены, когда очистили от земли гроб. Скелет в нём лежал в обычной позе спящего на правом боку. Кости настолько разрушились, что от них осталась лишь коричневая пыль, по которой можно было определить положение тела. И на этом фоне ярко сверкало золото — такое чистое, словно его сюда только что положили…
Золотая чаша
На уровне живота лежала целая куча золотых и лазуритовых бусин — их было несколько сотен. Золотой кинжал и оселок из лазурита на золотом кольце когда-то были подвешены к распавшемуся серебряному поясу. Между руками покойного стояла тяжёлая золотая чаша, а рядом — ещё одна, овальной формы и больших размеров. Возле локтя стоял золотой светильник в форме раковины, а за головой — третья золотая чаша.
Gold bowl ca. 2550
У правого плеча лежал двусторонний топор из электра (сплава золота и серебра), а у левого — обычный топор из того же металла. Позади тела в одной куче перепутались золотые головные украшения, браслеты, бусины, амулеты, серьга в форме полумесяца и спиральные кольца из золотой проволоки. А главная находка - золотой шлем, покрывавший истлевший череп.
Золотой шлем
Этот шлем представляет собой самый прекрасный образец работы шумерских мастеров золотых дел. «Если бы даже от шумерского искусства ничего больше не осталось, достаточно одного этого шлема, чтобы отвести искусству древнего Шумера почётное место среди цивилизованных народов», — писал Леонард Вулли.
Шлем глубоко надвигался на голову и прикрывал лицо щёчными пластинами. Он был выкован из чистого золота и имел вид пышной причёски. Чеканный рельеф на шлеме изображал завитки волос, а отдельные волоски были изображены тонкими линиями. От середины шлема волосы спускались вниз плоскими завитками, перехваченными плетёной тесьмой. На затылке они завязывались в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы ниспадали локонами вокруг вычеканенных ушей с отверстиями, чтобы шлем не мешал слышать. По нижнему краю были проделаны маленькие отверстия для ремешков, которыми закреплялся стёганый капюшон. От него сохранилось лишь несколько обрывков.
На двух золотых сосудах и на светильнике повторяется надпись «Мескаламдуг, Герой Благодатной страны». Впоследствии то же имя было прочитано на цилиндрической печати, обнаруженной в другом погребении.
«Если бы мы не видели царских гробниц, то, наверное, решили бы, что здесь похоронен царь», — писал Вулли впоследствии о погребении Мескаламдуга. А увидели они царские гробницы лишь в последние дни сезона 1926/27 года.
Всего здесь было шестнадцать царских захоронений, и ни одно из них не походило на другое. Жители Ура хоронили царей в гробницах из камня или из обожжённого кирпича. Каждая такая гробница состояла из одного помещения или из анфилады тщательно отделанных комнат — настоящий подземный дворец! Но, к сожалению, почти все гробницы были разграблены ещё в древности. В неприкосновенности уцелели только две.
Однако самые главные открытия были сделаны археологами в сезоне 1927/28 года.
остатки великолепной арфы в руках Леонардо Вулли:
её деревянные части истлели, однако украшения сохранились полностью, и по ним можно было восстановить весь инструмент. Верхний деревянный брус арфы был обшит золотом, в котором держались золотые гвозди — на них натягивали струны. Резонатор украшала мозаика из красного камня, лазурита и перламутра, а впереди выступала великолепная золотая голова быка с глазами и бородой из лазурита. Прямо на остатках арфы покоился скелет арфиста в золотой короне.
Арфа
У боковой стены траншеи, также поверх скелетов, лежала вторая арфа с замечательно выполненной головой быка. Она была сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода — из лазурита. Тут же оказался не менее восхитительный набор перламутровых пластинок с искусной резьбой.
После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитые арфы с головой быка были обнаружены в руках арфистов, которые, похоже, музицировали до последнего мгновения жизни.
Следуя дальше по траншее, археологи натолкнулись на остатки костей, которые явно не были человеческими. Вскоре всё разъяснилось. Неподалёку от входа в подземную гробницу стояли тяжёлые деревянные салазки, рама которых была отделана красно-бело-синей мозаикой, а боковые панели — раковинами и золотыми львиными головами с гривами из лазурита на углах. Верхний брус украшали золотые львиные и бычьи головы меньшего размера, спереди были укреплены серебряные головы львиц. Ряд бело-синей инкрустации и две маленькие серебряные головки львиц отмечали положение истлевшего дышла. Перед салазками лежали скелеты двух ослов, а в их головах — скелеты конюхов. Сверху этой груды костей лежало некогда прикреплённое к дышлу двойное серебряное кольцо, сквозь которое проходили вожжи, а на нём золотой амулет в виде фигурки ослика.
“Ram Caught in a Thicket” 2550 BCE gold, lapis lazuli, copper, shell, red limestone Penn Museum
В египетских и шумерских находках одного периода – 3-го тысячелетия до н.э. часто присутствует один и тот же мотив: мифологические животные с длинными переплетенными шеями.
Кулон в форме орла с головой льва.
Ниже стояли две деревянные повозки, когда-то запряжённые каждая тремя быками. Один из скелетов быков сохранился почти полностью. От повозок ничего не осталось, но отпечатки истлевшего дерева были настолько ясны, что можно было различить даже структуру дерева массивных колёс и серовато-белый круг, оставшийся от кожаного обода или шины. Судя по всему, повозки были довольно просты, но упряжь украшали продолговатые серебряные и лазуритовые бусины. Вожжи пропускались сквозь серебряные кольца с амулетами, изображающими быков.
И снова — человеческие останки. Перед бычьей упряжкой лежали скелеты конюхов, на повозках — истлевшие костяки возниц, вдоль стен гробницы лежали останки девяти женщин. Они были чрезвычайно пышно облачены: на головах — парадные головные уборы из лазуритовых и сердоликовых бус с золотыми подвесками в форме буковых листьев, серебряные «гребни» в виде кисти руки с тремя пальцами, оканчивающимися цветами, лепестки которых инкрустированы лазуритом, золотом и перламутром; в ушах — большие золотые серьги полумесяцем, на груди — ожерелья из золота и лазурита.
Золотые серьги
Когда археолог Леонард Вули занимался раскопками царского захоронения в Уре, он обнаружил странную вещь. Когда шумерские цари и царицы умирали, вместе с ними хоронили также их подданных и слуг. Некоторые цари имели до восьмидесяти приближенных, и все они были захоронены вместе с ними. Возле каждого тела стояла чаша, что позволило Вули предположить, что слугам, лежащим в захоронении, давали яд.
Вули начал собирать вместе все загадочные и ужасные предметы и факты, связанные с захо-ронением. Первым в могилу ложили монарха. Затем вместе с ним трех или четырех выбранных сопровождающих и давали им яд. Внутреннюю могилу заделывали слоем кирпича, сделанного из грязи и гипса. Затем большая погребальная процессия проходила в наружное помещение могилы. Первыми шли женщины двора, одетые в пышные наряды. За ними следовали многочисленные прислужники. Они все шли к могиле и принимали яд. Затем могила закрывалась, а народ справлял тризну.
Royal game of Ur, at the British Museum
Археологи нашли в гробнице и две прислонённые к стене модели лодок: одну — медную, совершенно разрушенную временем, а вторую — серебряную, прекрасно сохранившуюся, длиной около 60 см. У неё высокие нос и корма, пять сидений, а в середине — арка, поддерживавшая тент над пассажирами. В уключинах уцелели даже вёсла с листообразными лопастями.
Фотографии арабских лодок 1950 г.
Шумерская лодка, построенная Туром Хиердалом.
Тигрис – это тростниковая лодка, на которой Хейердал выплыл из Ирака, пересек Персидский залив, достиг Пакистана (Хараппская цивилизация) и затем отправился в Красное море (Египет). Этим он доказал, что жители Месопотамии вполне могли путешествовать на таких лодках в весьма отдаленные регионы.
Гробница царицы. Именно к ней вела верхняя траншея, в которой археологи нашли повозку, запряжённую ослами. В заваленной шахте над самым сводом усыпальницы археологи нашли цилиндрическую печать из лазурита с именем царицы — Шубад. Очевидно, печать бросили сюда вместе с первыми горстями земли, когда засыпали гробницу.
Close-up of the skull of a female courtier with remains of her headdress
Останки царицы покоились в углу усыпальницы на истлевших деревянных носилках. Рядом стоял массивный золотой кубок, в головах и в ногах лежали скелеты двух служанок. Вся верхняя часть тела царицы Шубад была совершенно скрыта под массой золотых, серебряных, лазуритовых, сердоликовых, агатовых и халцедоновых бус. Ниспадая длинными нитями от широкого ожерелья-воротника, они образовали сплошной панцирь, доходящий до самого пояса. По низу их связывала кайма цилиндрических бусин из лазурита, сердолика и золота. На правом предплечье лежали три длинные золотые булавки с лазуритовыми головками и амулеты: один лазуритовый, два золотых в форме рыбок, а четвёртый — тоже золотой в виде двух сидящих газелей.
Истлевший череп царицы покрывал чрезвычайно сложный головной убор, похожий на те, что носили «придворные дамы». Его основой служил широкий золотой обруч, который можно было надевать только на парик, причём огромного, почти карикатурного размера. Сверху лежали три венка. Первый, свисавший прямо на лоб, состоял из гладких золотых колец, второй — из золотых буковых листьев, а третий — из длинных золотых листьев, собранных пучками по три, с золотыми цветами, лепестки которых отделаны синей и белой инкрустацией. И всё это было перевязано тройной нитью сердоликовых и лазуритовых бусин.
Реконструкция золотого головного убора великой царицы Шубад.
На затылке царицы был укреплён золотой гребень с пятью зубцами, украшенными сверху золотыми цветками с лазуритовой сердцевиной, с боков парика спускались спиралями тяжёлые кольца золотой проволоки. Огромные золотые серьги в форме полумесяца свешивались до самых плеч. Очевидно, к низу того же парика были прикреплены нити больших прямоугольных каменных бусин. На конце каждой такой нити висели лазуритовые амулеты, один с изображением сидящего быка, второй — телёнка. Несмотря на всю сложность этого головного убора, отдельные части лежали в такой чёткой последовательности, что впоследствии его удалось полностью восстановить.
Реконструкция золотого головного убора великой царицы Шубад.
Рядом с телом царицы лежал ещё один головной убор. Он представлял собой диадему, сшитую, по-видимому, из полоски мягкой белой кожи. Диадема была сплошь расшита тысячами крохотных лазуритовых бусинок, а по этому густо-синему фону шёл ряд изящных золотых фигурок животных: оленей, газелей, быков и коз. Между фигурками были размещены гроздья гранатов, укрытые листьями, и веточки какого-то другого дерева с золотыми стебельками и плодами из золота и сердолика. В промежутках были нашиты золотые розетки, а внизу свешивались подвески в форме пальметок из кручёной золотой проволоки.
Реконструкция золотого головного убора великой царицы Шубад.
По всей усыпальнице были расставлены всевозможные приношения: серебряные, медные, каменные и глиняные сосуды, посеребрённая голова коровы, два серебряных алтаря для жертвоприношений, серебряные светильники и множество раковин с зелёной краской, в том числе две искусственные — одна золотая, другая серебряная. Подобные раковины попадались почти во всех женских погребениях Ура. В них археологи часто находили остатки белой, красной или чёрной краски, которая употреблялась как косметическое средство, однако наиболее популярной краской была зелёная.
Шумер. С его наследием связывают чуть ли не все европейские и половину азиатских культур. Влияние их мифологии присутствует в Библии. Их изучают представители практически всех наук, а особенно усердно – уфологи. Шумеры придумали четыре времени года, минуту из 60 секунд и знаки зодиака.
Похоже, именно у них была первая письменность – клинописная, которой писали не только амбарно-торговые записи, но и поэмы. У них было врачевание и первые школы.
Печать с оттиском
Куда делся Шумер? По всей видимости, никуда. Он был завоеван и поглощен Вавилонской империей в середине второго тысячелетия до н.э., а потом попросту растворился в ней.
К сожалению, значительная часть золотых сокровищ из Ура (включая знаменитый шлем царя Мескаламдуга), хранившихся в Багдадском музее древностей, была разграблена иракскими мародёрами в апреле 2003 года.
http://artifex.ru/история/древний-но-близкий-шумер-часть-2/
http://фактъ.рф/мистика/клады/золото-из-царских-гр...стория-и-факты?limit=1&start=8
http://poryvaev.ru/kladu_i_sokrovisha/sokrovisha_m...zolotue_sokrovishcha_mira.html
http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-izvestnyie-kladyi-v-mire.html
http://www.theartblog.org/2009/10/treasures-of-anc...he-penn-museum/comment-page-1/
http://www.foxnews.com/world/2014/06/25/how-did-th...-mystery-box-with-ancient.html
http://www.plam.ru/relig/bibleiskie_zemli/p5.php
Непомнящий Н., Низовский А. 100 великих кладов
Серия сообщений "Разные страны Азии":