-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в haritina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.03.2014
Записей: 1351
Комментариев: 18
Написано: 2111


Джеймс Тиссо — ИЛЛЮСТРАТОР БИБЛИИ

Суббота, 22 Октября 2016 г. 19:38 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Блестящий живописец Джеймс Тиссо, интересен мне прежде всего своим библейским циклом работ. Долгое время он проводит в Палестине, стремясь передать свои личные впечатления от увиденного. Начав свою творческую карьеру с салонной живописи, Тиссо посвящает весь свой талант творческому исследованию Св.Писаний. В этой статье я коротко хочу взглянуть на его путь к теме, которая стала для него важнейшей.
James Tissot

James Tissot. The Waters Are Divided

 

 все картинки кликабельны

Думаю, творческое служение Тиссо без преувеличения можно назвать подвигом. Он создает . более 450 (по некоторым источникам – до 700) работ. С кистью в руках он старается «прочитать» всю Библию. Книга, некогда бывшая путеводителем его матери, становится для него не просто настольной, но окном, через которое он стремится смотреть на мир и его Творца. 

James Tissot

James Tissot. The Egyptians Are Destroyed

 

James Tissot

James Tissot: 1. Aaron 2. Passover Door 3. Isaiah the Prophet

Жак Жозеф Тиссо (1836 — 1902 г.) — французский художник и иллюстратор, более известен как Джеймс Тиссо.

James Tissot

1. James Tissot — Self Portrait 2. Colonel Frederick Gustavus Barnaby

Он родился в портовом городе Нанте, Франция. Учился в Парижской школе изящных искусств.

В 1871 году он уезжает из Парижа в Лондон будучи уже успешным парижским художником. Он был известен изображениями модно одетых женщин в различных сценах повседневной жизни.

James Tissot. Young Lady

James Tissot. Young Lady in a Boat

Критики считают, что его картины имеют определенное сходство с работами импрессионистов в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные полотна Тиссо более напоминают иллюстрации к светским модным журналам. По работам Тиссо можно изучать одежду того времени, настолько тщательно прописаны мельчайшие детали платьев и многочисленные аксессуары.

Темы, избираемые художником для своих работ, его манера письма имели большой успех у коллекционеров, уже к 1870 году живописец прилично зарабатывал.

James Tissot

James Tissot — Still on Top

Во время франко — прусской войны Тиссо, будучи преуспевающим художником, вступает в Национальную гвардию (1871 г.).

С 1871 до 1882 Тиссо находит убежище в Лондоне, спасаясь от преследования французских властей за его сочувствие Парижской Коммуне.

В Англии он продолжает развивать свою любимую тему — сцены от жизни общества, но применительно к английским вкусам. Очень скоро он занимает высокое положение среди социальной элиты Лондона. Более того, именно в Англии Тиссо был признан непревзойденным мастером, певцом общественной жизни викторианской элиты. Как писали газеты той эпохи «…есть некая ирония в том, что непревзойденным по элегантности, блеску, отточености деталей среди английских художников считается француз…».

The Ball on Shipboard

The Ball on Shipboard, James Tisso

Не смотря на успех художника, выставленные в 1875 году новые картины Тиссо, среди которых были «Ball on Shipboard» (1874) и «Hush», подверглись резкой критике специалистов от искусства, увидевших в его «цветных фотографиях» картины вульгарной роскоши. Но и такая оценка критиков не смогла нанести ущерб его популярности и спросу на его творчество. К 1872 году Tissot смог купить свой собственный дом в очень популярной среди художников того времени местечке Сент-Джонс-Вуд около Лондона.

В 1873 году он получает членство в престижном Клубе Искусств.

Картины Тиссо обращались прежде всего к состоятельным британским промышленникам, и в течение 1872 г. он заработал 94 515 франков. Такие доходы обычно были характерны для высших классов.

James Tissot

1. James Tissot. October 2. Promenade dans la Neige 3. Mavourneen (Portrait of Kathleen Newton (1877)

Но в 1882г. его мир обрушился. Умирает от туберкулеза его спутница жизни, возлюбленная и муза (Kathleen Newton), с которой он жил 12 лет. Он был раздавлен, потрясен, потерян. Он метался между своим католическим воспитанием и обращением к оккультной практике в попытках вернуть свою возлюбленную хотя бы на время спиритуалистических сеансов. Ни что не могло утолить его боли, он искал спасения…

Tissot

Tissot — Bridesmaid

Он совершенно утратил интерес к живописанию «света», его потрясение смертью любимой женщины заставило его прибегнуть к источнику, указанному ему еще в детстве его матерью, глубоко верующей католичкой и давшей ему сответствующее воспитание.
Он обращается к вере, теперь уже вторично, и это его обращение не просто опиум, утоляющий боль и ослабляющий страдание.

Многие из его друзей-художников скептически относились к его обращению, — оно совпало с французским католическим возрождением, ставшим реакцией на светское перерождение Третьей французской республики.

James Tissot

James Tissot. Noah

Уже не верой своей матери, но своим собственным откровением в 1885 году Тиссо находит путь к Своему Отцу. Теперь это уже осознанное и выстраданное обращение перевернуло всю его жизнь. И творчество свое он целиком посвящает Создателю. Он задумывает создать серию работ, связанных с текстам Священного Писания.

С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889г.) Палестину и живет там по-долгу. Обетованная земля становиться последней любовью его жизни. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле. Он не изображает европейцев, переодетых в «театральные» старинные костюмы. В его работах — подлинные люди пустыни…

 

Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» («Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ») составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля (Париж). Сейчас они принадлежат Бруклинскому Музею (Brooklyn Museum).

James Tissot

James Tissot Raising of Jairus’ daughter

Цикл по В.Завету Тиссо закончить не успел — завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и кн. Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904.

В 1902 г. Джеймс Тиссо вернулся из Палестины в Париж лишь для того, чтобы умереть на родине. 

В следующей статье мы более подробно рассмотрим его библейский цикл, действительно ли права в своей оценке критика,  не слишком высоко оценивая «духовный уровень» иллюстраций Тиссо к Библии.



 

Джеймс Тиссо: «Жизнь Христа»

Он воображал себе Святую Землю такой, как будто она ничуть не изменилась со времен рождения Христа. Хотя при этом у него не было иллюзий о том, что она могла осталться неизменной.

 

Даже для самых восторженных и смелых ревизионистов, религиозное искусство девятнадцатого века уже давно перестало быть последним рубежом. В значительной степени это было связано с его (религ.иск-ва) упорными попытками выживания, часто в деградировавшей форме. Это выражалось в характерных для того времени формах религиозной визуальной культуры, таких, как массовое искусство, молитвенные карточки, иллюстрации к катехизисам, религиозные календари, вышивки и т.п. Это в свою очередь привело к тому, что большинство искусствоведов даже в разгаре исторического ревизионизма истории искусств в 1970-х и 1980-х годов стали отвергать религиозное искусство девятнадцатого века или игнорировали его совершенно. 

картинки кликабельны

Tissot Scetches

Tissot Sketches 1887

С конца 1980-х годов тенденция изучать искусство не изолированно, а в более широком контексте визуальной культуры, помогла вновь обратить внимание на ранее забытые направления искусства. Одним из них является религиозное искусство девятнадцатого века. По иронии судьбы, популярное религиозное  изобразительное искусство и его история стали предметом исследования искусствоведов. Возродился также интерес к религиозному искусству девятнадцатого века. Искусствоведы пришли к выводу о бессмысленности бесконечных перепевов итальянского ренессанса и таких тем в стиле барокко  как Сикстинская Мадонна Рафаэля или Голова Христа, увенчанная терновым венком Гвидо Рени. Религиозное искусство девятнадцатого века является частью широкой и разнообразной составляющей визуальной культуры, которая не только включает в себя богослужебные образы, нои также иллюстрированные Библии, гравюры и фотографии в путеводителях о Святой Земле, и иллюстрации в книгах и статьях по библейской археологии. Кроме того, религиозное искусство того времени не может быть отделено от наиболее важных богословских поисков девятнадцатого века и критического исследования жизни Иисуса. 

Tissot Scetches

Tissot Sketches 1887

Недавнюю выставку 124 из 350 акварелей Джеймса Тиссо, о  жизни Христа, состоявшуюся в 2010г. в Бруклинском музее, следует рассматривать как часть такого переосмысления религиозного искусства девятнадцатого века, новый взгляд через широкую призму визуальной культуры в целом. Это была также возможность показать целый пласт работ, ошеломляющий визуально и, как стало понятно после просмотра этой выставки, которые невозможно адекватно репродуцировать. Действительно, даже самые лучшие современные репродукции не могут передать завораживающего мастерства этих миниатюрных картин, наибольший размер которых редко превышает 25 см.

ordaining-of-the-twelve-apostles-1894

James Tissot. Ordaining of the Twelve Apostles 1894

Акварели Тиссо давно считались странной аномалией в творчестве художника, известного своими ослепительными виньетками модной парижской и лондонской жизни. Ученые, изучавшие этого художника, по большому счету, не обращали на них особого внимания. И Бруклинский Музей не выставлял их с 1980 года, несмотря на то, что не проходит и недели, чтобы об акварелях не задавали бы вопросов в основном посетители, которые знают его иллюстрации по репродукциям в учебниках воскресных в школ и катехизисах.

James Tissot. Bilble

James Tissot. Jesus Found in the Temple

 

James Tissot. Finished

James Tissot. Finished

 

James Tissot. Death_Jesus_

James Tissot. Death Jesus

 

James Tissot. Descent_Tissot

James Tissot. Descent

Замечательная серия акварелей Тиссо стала следствием пережитого художником религиозного опыта в парижской церкви Сен-Сюльпис в 1885, который заставил Тиссо отказаться от его мирской жизни, закончить карьеру успешного живописателя британского и французского общества, чтобы поехать в Египет, Сирию и Палестину в 1886-1887, а затем в 1889 году. Он посетил те места, где Христос ходил в детстве, проповедовал, будучи молодым человеком, был распят и воскрес из мертвых. Конечная цель этих поездок состояла в том, чтобы создать серию акварелей для иллюстрированной биографии Иисуса, которая состояла бы из живописных работ, сопровождаемых библейскими текстами из четырех Евангелий, а также описаний  сцен, которые Тиссо наблюдал во время своих путешествий.

Хотя возвращение  художника к вере  стало важным стимулом для его проекта, на Тиссо, по всей вероятности, произвел впечатление и огромный успех подобных проектов, в первую очередь известного французского иллюстратора Библии Гюстава Доре (1865-1866). Его иллюстрированная Библия была издана в томах различных форматов на многих языках. Кроме того, иллюстрации без текста, были опубликованы в так называемом издании «Галерея Доре», которая была чрезвычайно популярна.

James Tissot. the-miracle-of-the-loaves-and-fishes-1896

James Tissot. The Miracle of the Loaves and Fishes 1896

Проект Тиссо ставил своей целью создать нечто отличное от иллюстраций Доре. Он не только целенаправленно сосредоточился на жизни Мессии (впрочем, позже он приступил также и к иллюстрированию В.Завета), но также противопоставил романтическим фантазиям в иллюстрациях Доре новый веризм. На основе своих поездок в Святую Землю, он сделал бесчисленные предварительные зарисовки и фотографии (ни одна его фотография до нас не дошла). В большинстве своем ландшафтные и городские сюжеты из жизни Христа основаны на сценах, наблюдаемых Тиссо в Палестине. То же самое верно для многих персонажей, которые созданы на основе изучения различных «типажей», увиденных во время его поездок.

James Tissot. Tissot Scetches

James Tissot. Travel Sketches from Life 1889

Он воображал себе Святуя Землю такой, как будто она ничуть не изменилась со времен рождения Христа. Хотя при этом у него не было иллюзий о том, что она могла остаться неизменной.

Annunciation Illustration for the Life of Christ

Annunciation Illustration for the Life of Christ

Успех акварелей Тиссо, как представляется, связан с тем, что он тщательно согласовал между собой несколько противоречащих друг другу посылов. К ним относятся веризм, т.е. правдивое представление Палестины и ее народа; попытка по-новому представить евангельские сцены, особенно те, что связаны с чудесами; и уважение к традиции, идущее из осознания того, что образы должны были быть узнаваемы, если вы желаете, чтобы ваш проект был успешным. Иными словами – предложить некую связь с уже известными изображениями и представлениями о жизни Мессии. Результатом всего этого стала серия акварелей, которые в высшей степени оригинальны по своему замыслу, но приэтом не настолько отличаются от всего остального, чтобы перестать быть узнаваемыми в качестве  библейских сцен. Вот только один пример: «Что видел Господь с креста?» Эта работа показывает уникальный вид Голгофы, как ее видел с креста Спаситель (см. ниже). Но при том, что точка зрения уникальна, в работе присутствуют традиционные составляющие иконографии – Дева в обморочном состоянии, апостолы и центурионы, — все они здесь.

Crucifixion Seen from the Cross

Crucifixion Seen from the Cross 1890 (рис.4)

 

James Tissot. he-went-through-the-villages-on-the-way-to-jerusalem

James Tissot. He Went Through the Villages on the Way to Jerusalem

 

Palestine 1910

photo Palestine 1910

 

James Tissot. Jesus Sleeping During the Tempest

James Tissot. Jesus Sleeping During the Tempest

 

James Tissot. the-vine-dresser-and-the-fig-tree

James Tissot. The Vine Dresser and the Fig Tree

 

James Tissot. The_Apostles'_Hiding_Place

James Tissot. The Apostles’ Hiding Place

 

James Tissot. the-hidden-treasure

James Tissot. The Hidden Treasure

В дополнение к оригинальности своей концепции, техническое мастерство Тиссо позволило ему создать потрясающие акварели размером в большинстве своем примерно 20 х 25 см (рис. 5). Кроме того, его использование цвета примечательно не только в акварелях с тщательно проработанными одеяниями людей, но и мистическими сценами, такими как «Благовещенье». Все это в сочетании с его невероятным вниманием к деталям привело к замечательному результату.

 

Reconstruction of the Temple of Herod Southeast Corner

Reconstruction of the Temple of Herod Southeast Corner

Автор: Petra Chu.  Перевод: Вета Калиш
19thc-artworldwide.org



источник                   

Рубрики:  искусство
люди - звезды
Метки: