Цитата сообщения Matrioshka
Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Михайловский дворец
Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3914/86441892.42a/0_b3249_656a3634_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6507/86441892.42a/0_b3250_41994af4_XL.jpg)
1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец
Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6509/86441892.42b/0_b3258_4e7404c2_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5707/86441892.42b/0_b3261_cf0d4422_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5407/86441892.42b/0_b3259_22cd8e49_XL.jpg)
Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4604/86441892.42b/0_b3266_82b0438f_XL.jpg)
![Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825] Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]](//img-fotki.yandex.ru/get/3914/86441892.42b/0_b3267_83bc0102_orig.jpg)
Львы перед главным зданием дворца - копии львов, установленных во Флоренции возле Лоджии Ланци.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6512/86441892.42a/0_b324a_5283c405_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5414/86441892.42a/0_b324c_d0744e2a_XL.jpg)
О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал – одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4604/86441892.42b/0_b3280_a131506d_orig.jpg)
Парадная гостиная в Михайловском дворце. Худ. Э. К. Липгарт. До 1896.
Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.42a/0_b3253_45216c12_XL.jpg)
Премацци Л. О., Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856 год.
В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.42b/0_b3254_907604f5_XL.jpg)
Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6510/86441892.42a/0_b3252_1932f75a_XL.jpg)
Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.42b/0_b3255_cf4891e7_XL.jpg)
Садовников В. С., Михайловский дворец. 1847 год.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4603/86441892.42b/0_b3256_e9f48fd8_XL.jpg)
Садовников В. С., Садовый фасад Михайловского дворца. После 1848 года.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5804/86441892.42b/0_b3257_c734f932_XL.jpg)
Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.
После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.42b/0_b3284_b98da270_orig.jpg)
Для подробного просмотра нажмите на название зала.
Главный вестибюль и парадная лестница
Просторное нарядное помещение Главного вестибюля – композиционный центр Михайловского дворца, объединяющий этажи и залы. Им начинается и завершается кольцевая анфилада парадных залов.
Основная тема декоративного оформления вестибюля – триумф русского оружия, переведенный на язык аллегорий и эмблем.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6501/86441892.42b/0_b329b_62bbc445_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.42b/0_b329c_a7295134_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6509/86441892.42b/0_b329d_29006638_orig.jpg)
Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых "арматур" – мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.42b/0_b32a3_f773537a_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6508/86441892.42b/0_b329f_2615101e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.42b/0_b32e3_a0e46f9_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6501/86441892.42b/0_b32a2_8243db56_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.42b/0_b32a4_9df53424_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5639/86441892.44a/0_b5b04_57fce643_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6447/86441892.44a/0_b5b05_3b60bf2f_orig.jpg)
Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4605/86441892.42b/0_b32a9_11698e9f_orig.jpg)
Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4604/86441892.42b/0_b32aa_8934775e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4605/86441892.42b/0_b32e2_1265b431_orig.jpg)
Центральный плафон вестибюля.
Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.
Галерея второго этажа
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6501/86441892.42b/0_b329e_f436fecf_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5414/86441892.42b/0_b32a6_ce917f33_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6508/86441892.42b/0_b32a7_8bf5acbb_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6508/86441892.42b/0_b32e1_67a10538_orig.jpg)
Зал 1
В Русском музее хранится более пяти тысяч икон. В экспозиции представлены различные иконописные школы – московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6611/86441892.42b/0_b32e4_1e36006_orig.jpg)
"Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы")
Самая древняя икона в собрании Русского музея — "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") — относится к XII веку. Кем написана эта икона, как и когда она попала в одну из русских церквей — неизвестно. Но золотые нити — символ величия и бессмертия богов Олимпа — выдают эллинистические традиции, наследницей которых в средние века была Византия.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4605/86441892.42b/0_b32e5_5c7cf2ff_orig.jpg)
"Богоматерь Белозерская"
"Богоматерь Белозерская" — икона первой половины XIII века — это древнейший и редчайший памятник, иконографический тип которого — Богоматерь Умиление (младенец Христос, обнимая мать, касается лицом ее щеки) — сложился в Византии не позднее XI столетия.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5407/86441892.42b/0_b32e6_3e53fa96_orig.jpg)
"Борис и Глеб"
Икона "Борис и Глеб" (середина XIV века, Москва), пожалуй, относится к самым эффектным памятникам средневековья. Красный и глубокий синий цвет плащей и золотой орнамент на ткани сияют, придавая иконе нарядность и торжественность. Борис и Глеб — братья, сыновья князя Владимира, инициатора крещения Руси. После кончины их отца началась междоусобная борьба, в которой погибли оба брата. На Руси их почитали святыми защитниками.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5707/86441892.42c/0_b32e7_929d0d52_orig.jpg)
"Иоанн Предтеча" Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6611/86441892.42c/0_b32e8_a7d3d81b_orig.jpg)
"Петр и Павел"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6509/86441892.42c/0_b32e9_829c0a17_orig.jpg)
"Пророк Самуил"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6502/86441892.42c/0_b32eb_bdb1a46c_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6511/86441892.42c/0_b32ea_50dc25f5_XL.jpg)
Зал 2
Одной из особенностей коллекции Русского музея является довольно большое собрание икон русского Севера: Новгорода, Пскова, Вологды, Белозерска, Архангельска. В зале экспонируются псковские и новгородские иконы XIII-XV веков. Среди них —"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород), "Святой Димитрий Солунский" (Псков), "Архангел Гавриил" (Псков), "Святой Николай Чудотворец с житием" и другие.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.42c/0_b32ec_376a128a_orig.jpg)
"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.42c/0_b32ed_e27bbb08_orig.jpg)
Димитрий Солунский.Вторая четверть XV в.Псков.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.42c/0_b32ef_68fe4fed_XL.jpg)
![P5275189 P5275189](//img-fotki.yandex.ru/get/6508/86441892.42c/0_b32f0_bd8f8ed2_orig.jpg)
"Архангел Гавриил, из деисусного чина"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.42c/0_b32ee_6c33726f_orig.jpg)
"Святой Николай Чудотворец с житием"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6507/86441892.42c/0_b32f1_de8f2aec_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.42c/0_b32f4_76213d0_orig.jpg)
1."Апостол Пётр". Вторая половина XV в. Новгородская школа.
2."Архангел Гавриил". Первая половина XVв. Псков.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6505/86441892.42c/0_b32f3_242b3cac_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4608/86441892.42d/0_b332b_44c98896_orig.jpg)
Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.42c/0_b32f5_e824607b_orig.jpg)
"Введение во храм"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6512/86441892.42c/0_b32f6_fcd2d30c_orig.jpg)
"Сошествие во ад". Конец XIV в. Новгород.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4605/86441892.42c/0_b32f7_3a367b34_orig.jpg)
Четырёхчастная икона "Воскрешение Лазаря", "Троица", "Сретение", "Иоанн Богослов и Прохор". Начало XV в. Новгород.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.42c/0_b32f8_e63be701_orig.jpg)
"Сошествие во ад". Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6439/86441892.44a/0_b5b08_e0912ef4_XL.jpg)
Зал 3
Особенное значение в собрании Русского музея имеют иконы такого выдающегося мастера, работавшего в Москве, как Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408), как и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире. Андрей Рублев, писавший иконы, учитывал, что они будут находиться высоко. Этим объясняется отсутствие деталей в изображении, его ясный, четкий силуэт. Колористическое решение композиции — зелено-синие одежды на теперь желтом, а когда-то золотом фоне,— наполняет ее спокойным и торжественным звучанием.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6502/86441892.42c/0_b32fe_49f57257_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6506/86441892.42c/0_b32ff_1dec9f31_orig.jpg)
Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408) и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире.
Грозное название одной из икон — "Спас Ярое Око" (конец XIV — начало XV века) отражает иконографический тип, получивший распространение в среде старообрядцев. Этот образ был популярен в России и в Смутное время, когда в церкви произошел раскол и гонения на тех, кто остался верен старым канонам.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4608/86441892.42c/0_b3300_b7ad5458_orig.jpg)
"Спас Ярое Око"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6502/86441892.42c/0_b3301_bcadfe2b_XL.jpg)
Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст 1502 г
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5806/86441892.42c/0_b3302_8be296fb_orig.jpg)
Св.Николай и св.Георгий
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.42c/0_b32f9_102ba9fe_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4117/86441892.42c/0_b32fa_9711766b_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6507/86441892.42c/0_b32fb_517a0107_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5407/86441892.42c/0_b32fc_f12f80f6_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4605/86441892.42c/0_b32fd_532db890_XL.jpg)
Зал 4
Государственному Русскому музею принадлежит несколько икон Дионисия и его мастерской. "Богоматерь Одигитрия" (1502–1503) происходит из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4608/86441892.42c/0_b3320_c30c7854_orig.jpg)
"Богоматерь Одигитрия" (1502–1503)
В XVI и особенно в XVII веках на Руси все отчетливее проявлялось стремление к объемности, декоративности, сходству с реальностью. Приобщение к западным оригиналам (Библии Пискатора) отразилось в памятниках разных школ.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4119/86441892.42d/0_b3326_cb2ba2ce_orig.jpg)
Симон Ушаков "Троица ветхозаветная" (1691))
Тяготение к объемному письму, отход от традиционного красно-желтого цвета были характерны для иконописца XVII века Симона Ушакова («Троица ветхозаветная» (1691)). Он работал в московской Оружейной палате — сначала мастером серебряных дел, потом иконописцем. Произведения Симона Ушакова отличаются объемной моделировкой формы, попытками, по примеру западноевропейских мастеров, ввести прямую перспективу в изображение.
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.42c/0_b331f_d437df37_orig.jpg)
"Спас в Силах" из деисусного чина
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.42c/0_b3321_e955488e_orig.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6507/86441892.42c/0_b3322_ba012bac_XL.jpg)
"Вознесение Господне"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6512/86441892.42c/0_b3323_d4b9df1f_orig.jpg)
Икона "Успения Богородицы"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.42d/0_b3324_16f94e80_orig.jpg)
Икона "Рождества Христова"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.42d/0_b3325_f03be136_orig.jpg)
"Коронование Богоматери". Никифор Георгиев. 1733 г
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4116/86441892.42d/0_b3327_df0bdd5f_orig.jpg)
"Сошествие во ад"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.42d/0_b3328_cc5c5e47_orig.jpg)
"Спас на престоле". Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.42d/0_b3329_7a1b9d4b_orig.jpg)
"Покров Богородицы"
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6511/86441892.42d/0_b332a_491b2268_orig.jpg)
"Архангел Михаил" из деисусного чина
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4115/86441892.42c/0_b3312_f6a674bd_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6508/86441892.42c/0_b3315_bc84dfbb_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6611/86441892.42c/0_b3314_ca4d04ea_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5803/86441892.42c/0_b3316_5998878e_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4118/86441892.42c/0_b3317_35dacd7_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6501/86441892.42c/0_b3319_69ae8f8b_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5407/86441892.42c/0_b331a_eedd7c49_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6405/86441892.42c/0_b331b_864dcc69_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5804/86441892.42c/0_b331c_dbc07891_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/3711/86441892.42c/0_b331d_5d63d98d_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5407/86441892.42c/0_b331e_65b83641_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/5627/86441892.44a/0_b5b09_d74d4498_XL.jpg)
![](//img-fotki.yandex.ru/get/6428/86441892.44a/0_b5b0a_b53be09_XL.jpg)
Серия сообщений "Русский музей":
Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.
Часть 2 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 2.
Часть 3 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 3.
...
Часть 8 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 8.
Часть 9 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 9.
Часть 10 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.