Несомненно, наиважнейшим памятником, возведенным при Рамсесе III, стал его грандиозный заупокойный комплекс в Мединет Абу — “Храм Рамсеса Соединяющегося с Вечностью”. Своей хорошей сохранностью комплекс обязан нескольким обстоятельствам: Мединет Абу играл большую роль как в религиозной так и в светской жизни страны, включая в себя и храм и царский дворец; именно здесь находилась высшая администрация некрополей западного берега Фив; и, наконец, с наступлением арабской эпохи это место абсолютно опустело, и комплекс не использовался в качестве каменоломни.
От Нила к храму был прорыт канал, заканчивавшийся озером, на западной стороне которого находилась пристань с двумя лестницами, ведущими на террасу, увенчанную карнизом. Прямо напротив выхода с террасы возвышался колоссальный главный вход в храм, состоявший из двух последовательно расположенных ворот. Первые из них были включены в окружавшую всю территорию ансамбля внешнюю стену, вдоль которой были построены зубчатые башни-бойницы.
На фасадах двух гигантских башен — заимствованного египетским архитектором азиатского мигдола, поставленного в качестве главного входа, — были высечены огромные изображения царя, повергающего врагов Египта; перед ними на особых возвышениях стояли статуи. Западные половины верхних частей башен соединялись переходом. Здесь были устроены комнаты для увеселения фараона, расположенные в двух этажах, украшенные рельефными сценами из гаремной жизни и освещавшиеся полукруглыми окнами. Поднимались сюда по пандусу, шедшему со двора. Имелась также лестница на крышу, откуда открывался великолепный вид на Нил и окружающий некрополь.
Проход между башен фланкировали две статуи богини Сехмет. Примыкавшая к главному входу территория ансамбля была отделена невысокой стеной с небольшим пилоном в центре западной стороны, к которому от входа вела дорога. По бокам дороги находились два священных озера и маленькое святилище, построенное еще при царице Хатшепсут.
Вся территория за маленьким пилоном была вновь обведена стеной, к которой примыкали жилища жрецов и служебные помещения. Центральный участок территории комплекса был также обнесен стеной с огромным пилоном посередине восточной стороны и башнями по углам и серединам других сторон. Внутри этой стены и находился дворцовый ансамбль и храм, по планировке очень напоминающие Рамессеум.
Строительству комплекса не помешали даже кровопролитные войны; надписи на его стенах восхваляют победы царя Рамсеса. Высочайший уровень рельефов Мединет Абу полностью опровергает популярное сейчас мнение об упадке египетского искусства при XX династии, несмотря на то, что колонны первого двора и царские статуи-пилястры несколько тяжелы: эти детали совсем не портят общий вид ансамбля.
Именно из Мединет Абу происходят замечательные статуи Рамсеса III, многие рельефные композиции из комплекса невероятно жизненны и реалистичны: захватывают дух сцены охоты царя на диких быков, сохранившиеся на южном торце второго пилона. Фигуре стоящего на колеснице царя, статичной и спокойной, противостоит хаос и безумие спасающихся в прибрежных тростниках животных — быков, газелей, вспугивающих диких птиц и рыбу в заводях.
Бесспорно, это один из самых ярких шедевров египетских художников, воплотивших в камне жестокие царские забавы, словно вспоминая анималистическое искусство Амарны. Имена авторов этих композиций время не пощадило.