-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Крутая_бабулька

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2013
Записей: 3260
Комментариев: 187
Написано: 3577


Elisabeth Anna-Maria Jerichau-Baumann (1819-1881) - датская художница и писательница с польскими корнями... ПортретноЖанровое.

Среда, 12 Ноября 2014 г. 16:06 + в цитатник
Цитата сообщения Alexandra-Victoria Elisabeth Anna-Maria Jerichau-Baumann (1819-1881) - датская художница и писательница с польскими корнями... ПортретноЖанровое.

 


Elisabeth_Jerichau_Baumann,_self-portrait (208x320, 25Kb)Элизабет Йерихау-Бауман (нем. Elisabeth Jerichau Baumann, 21 ноября 1819, Варшава — 11 июля 1881, Копенгаген) — датская художница с польскими корнями.
Элизабет Йерихау-Бауман была супругой скульптора Йенса Адольфа Йерихау. Изучала живопись в Дюссельдорфе. Писала преимущественно жанровые полотна на темы народной жизни в Словакии. После переезда в Рим изображала картины из итальянской повседневной жизни. Впоследствии совершила путешествие по Греции и Египту.
Работы Элизабет Йерихау-Бауман весьма декоративны и наполнены великолепными красками, однако рисунку уделяется не столь большое внимание. Художница также отличалась мастерством в передаче светотени на своих полотнах. К её произведениям относятся также и картины, написанные в человеческий рост по античным и восточным мотивам («Греческий пастух у Парфенона», «Египетские женщины» и др.), а также портреты.

Аликс и Дагмар 

К наиболее известным из последних относится знаменитый портрет братьев Гримм, запечатлённый впоследствии на банкноте Германии достоинством в 1000 немецких марок (последняя серия).

The Brothers Grimm 1865 г.

Скульптор Йенс Адольф Йерихау, муж художника

 A fallah woman with her child. 1878 г.

 A Mermaid 1868 г.

 A Mermaid 1863 г.

Mother Poland

 Elisabeth Jerichau-Baumann painting of H. C. Andersen reading the tale Englen loud to her children

 Portrait of H.C. Andersen 1850 г.

 

БИОГРАФИЯ

 


Элизабет родилась в загородном доме в Золиборце, пригороде Варшавы (хотя в некоторых источниках указан город Данциг (ныне польский Гданьск), откуда родом была ее мать). Ее отец Филипп Адольф Бауманн (1776-1863), картограф по профессии, родом из Пренцлау, района прусской Померании, и мать, Иоганна Фредерика Рейер (1790-1854), были по национальности немцами.
В детстве девочку называли Лизонька (Lisinska), она получила хорошее образование, но по натуре была замкнутой и стеснительной, поэтому в школе ее постоянно дразнили. Отчуждение от окружающих способствовало увлечению искусствами. Но вскоре в жизнь семьи ворвалась польская революция 1829 года, и девочку отправили к родственникам в Германию. Лизонька опасалась за судьбу отца, который мог потерять все свое состояние, она решила, что поскольку хочет стать художником, то пора начинать обучаться искусству живописи профессионально, чтобы финансово помогать семье.


Германия


В своих «Воспоминаниях о молодости» (1874) художница пишет, что, приняв такое решение,
она самостоятельно отправилась покорять Берлин, где показала свои работы известному художнику, профессору Хюбнеру, который заявил, что у нее совершенно не хватает таланта, для того чтобы стать художницей. Утерев слезы разочарования и обиды, Элизабет Бауманн решила не сдаваться и в 1838 году отправилась в Дюссельдорф, который в то время был одним из крупных культурных центров в Европе.
Девушке было всего девятнадцать лет, и она была полна решимости стать художницей. Хотя художественные школы того времени не позволяли обучаться женщинам, Элизабет, благодаря знакомству со многими художниками Дюссельдорфа, стала брать частные уроки, посещать студии и семинары в учебных заведениях, тем самым получая знания. Она вспоминала, что большую поддержку ей оказывал старик Иоганн фон Шадов (Johann Gottfried Schadow, 1764—1850), немецкий скульптор, художник и теоретик искусства, легенда неоклассицизма, который познакомил Элизабет с творчеством Лессинга, других классиков немецкой литературы, с живописью музеев города. Девушка все схватывала на лету, работала с большой легкостью, за шесть лет пребывания в Дюссельдорфе Бауманн освоила основные принципы дюссельдорфской школы в использовании света и колора.
Темы ее ранних картин были взяты из жизни славян. Впервые Элизабет представила свою работу «Польская семья на развалинах сожженного дома» (Polsk familie på ruinerne af et afbrændt hus) на городской выставке 1844 года и сразу же привлекла к себе внимание общественности. Картина была написана в социально-критических традициях, которые позже были распространены в Дюссельдорфе.



Италия

Но Элизабет решила не останавливаться на достигнутом и в 1845 году переехала в Рим. Ее картины сразу же стали отображать итальянский национальный колорит, жизнь простых людей. Особенно Элизабет любила тему итальянского карнавала.
В Италии художница тесно общалась с большой колонией немецких художников, где и познакомилась со своим будущим мужем - датским скульптором Йенсом Адольфом Джерихау (Jens Adolf Jerichau, 1816-1883).

Dankvart Droyer Portrait of Jens Adolf Jerichau.

Молодые люди сразу испытали симпатию друг к другу, несмотря на то, что новый знакомый во время своего первого визита в ее студию, откровенно указал на недостатки в ее первой большой римской работе «Vandbasrersker i Ariccia». Вскоре Элизабет сильно влюблилась в Йенса (по ее словам, намного сильнее, чем он в нее). И все же уже во второй день Рождества в 1845 году они обручились, а 19 февраля 1846 года сыграли свадьбу. Элизабет стала миссис Джерихау-Бауманн, как она любила называть себя.
В 1846 и 1847 годах она с мужем посетила Данию и удивительно быстро выучила датский язык.
Молодая супружеская пара много путешествовала по стране, а в перерывах проводила целые дни в своей студии в Риме.

Семья

В последующие годы (с 1848 по 1861) Элизабет родила мужу девять детей, двое из которых умерли в младенчестве. Дом с каждым годом наполнялся детскими голосами и смехом: в 1848 году родился первенец - Торальд Гарольд Адольф Кароль Лоренца, в 1850 году появилась на свет Мария, а в следующем Харальд (1851). Позже были рождены Каролина Элизабет Ненни (1853), Луиза (1859), Софи Элизабет Дагмар (1859) и Хольгер Хвитфельд (1861). Двое из детей - Харальд и Хольгер стали профессиональными художниками.

Портрет одного из ее сыновей.
Брак Элизабет и Йенса был нетрадиционным для того времени по понятиям Домостроя, потому что они подолгу врозь пребывали за границей, а если и отправлялись в поездки вместе, то детей оставляли на попечение нянь. Кто-то из датских искусствоведов вообще назвал их семейную жизнь сожительством.


Дания


В 1849 году супруги переехали в Данию и поселились в Копенгагене, где Йенса пригласили стать профессором датской Королевской Академии изящных искусств. В 1857 году Джерихау был назначен директором Академии и прослужил на этом посту до 1863 года.

Portrait of J. A. Jerichau 1846 г.

Элизабет, под которым именем художница вошла в историю живописи, неофициально даже посещала занятия в Академии, где пребывание женщин было официально запрещено до начала 1860-х годов.
Нужно отметить, что встретили художницу в Дании не с распростертыми объятиями. Датский мир искусства был озабочен в то время, по словам художника Кристоффера Вильхельма Эккерсберга (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783—1853), сохранением датского художественного наследия и популяризацией тех тем и авторов, творчество которых позже назовут датским «Золотым веком искусства».
Картины художницы нашли сразу же оппозицию в лице главного идеолога национальной романтической линии, первого историка Дании, влиятельного Нильса Лаурица Хойена (Niels Laurits Høyen, 1798– 1870) и его окружения. К тому же конец 1840-х пришелся на первую датско-прусскую войну, а родители Анны – Марии были, если помните, немцами.
Но художницу не испугало холодно-равнодушное отношение к ней, уже в 1849 году она приняла участие в национальной выставке, но осталась незамеченной.
Тогда Джерихау попыталась найти темы, которые заинтересовали бы датчан. Поэтому она первой «сделала «ход конем», написав аллегорическую картину «Дания» (Danmark, 1851), которая обратила внимание на художницу, но не сделала ее «своей».

Elisabeth Jerichau-Baumann Danmark 1851 г.

Первоначально женщина на картине должна была предстать в образе Валькирии с мечом в руках. Но в результате на полотне оказалась пышнотелая блондинка, идущая через кукурузное поле, сжимая в руках датский флаг и меч.
Вторую попытку стать «своей среди чужих» Джерихау-Бауманн сделала, написав портреты королевского семейста. В частности королевы Дании Луизы Гессенскую (1817-1898) и ее дочерей, с которыми даже состояла в переписке.

 Dronning Louise af Danmark Hessen.

Princesses Alexandra And Dagmar.
Но, даже несмотря на королевский патронаж и на то, что муж был назначен ректором Академии, официальное датское искусство оставалось прохладным к творчеству Элизабет.
Даже Королевская коллекция живописи, которая позже стала основой датской Национальной галереи, выставила только в 1865 году и приобрела всего одну картину художницы – "Раненный датский солдат" (A wounded Danish soldier, 1865).

A wounded Danish soldier. 1865 г.


Портретистка




Хотя историки утверждают, что именно, как портретистка, Элизабет достигла большого успеха, рисуя известных датчан. Причем, рисуя портреты, часто по заказу датской королевской семьи, она тем самым непроизвольно вызывала раздражение и ревность местных художников.

Self-portrait 1858 г.

Она писала не только членов королевской семьи, но и национал-либеральных политиков – Портрет Петера Мартина Орла Леманна (Orla Lehmann, 1848), сказочников братьев Гримм, коллеги-художницы - Портрет Иоганны Луизы Хейберг (Johanne Luise Heiberg, 1852), которая знакомила Элизабет с Данией, когда та только переехала в страну, и просто хороших друзей – Портреты писательницы Магдалины Торесен (Magdalene Thoresen), жены пастора Генриетты Блодель (præstefruen Henriette Blodel) или немецкой феминистки Фанни Штар Левальд (Fanny Stahr Lewald).

Элизабет считала себя эмансипированной женщиной, но выражала открытое отвращение по отношению к женщинам, пытающимся имитировать независимость и мужское поведение в целях борьбы за «освобождение женщин от кухонного рабства». Сама она могла выглядеть клоуном, иногда синим чулком или Гранд-дамой, но всегда при ней были ее гротескный юмор, ирония и пародия на пафос. Поэтому она для культурной элиты Копенгагена оставалась «странной птицей», вроде бы яркая и талантливая женщина, замужем за директором Академии, а ведет себя странно. Еще при жизни Элизабет о ней ходили легенды.

Несколько раз Джерихау-Бауманн писала Ганса Христиана Андерсона, который часто посещал популярные салоны Элизабет, организовываемые ею, как в Риме, так и в Копенгагене и был одним из верных друзей семьи. Особенно это чувствуется на картине 1862 года, которая называется «Ганс Христиан Андерсен читает сказку «Приключения ангела» для моей дочери Луизы, которая больна, и других детей» (H. C. Andersen læser eventyret Englen for hendes datter Louise, der er sløj, samt nogle andre af hendes born, 1862).

Hans Christian Andersen reading to some of her children. 1862 г.

Художница описывает обстоятельства того, как была написана эта картина.
 «... Милый высокий сказочник, сидящий рядом с кроватью больной дочки, положил ногу на ногу, и остальные дети потихоньку подошли поближе. София, в красных башмачках и с большими голубыми глазами, села рядом с ним, другие наполовину спрятались в занавеске рядом с кроватью.
 Глаза поэта нашли сияющее, преображенное лицо милой больной Луизы, и он начал читать сказку об Ангеле, который сопровождал больного ребенка обратно к его последнему дому.
Андерсен, на самом деле, достаточно много страдал, позируя для этой картины.

Кроме того, великому сказочнику художница посвятила два варианта картины «Русалка», написанные в 1863 и 1868 годах.
В благодарность за это Андерсен написал благодарственное стихотворение, примерный перевод которого звучит так:
Вы обладаете цвета великолепием!
У вас есть душа, говорящая глазами Русалочки:
Я в одном миге от себя настоящей, я еще во власти духов!
Моя большая благодарность высказана в этих скромных словах.

В 1858 году Джерихау-Бауманн была награждена юбилейной медалью Академии, хотя и стала официально членом Академии только в 1861 году.
Между прочим, Бауманн стала одной из первых женщин-художников, принятых в датскую Королевскую Академию художеств.


Европа


А вот зарубежом художница пользовалась популярностью. Без сомнения, художница, конечно же, использовала свое знакомство с датской королевской семьей – королем Кристианом IX и королевой Луизой. Кроме того, статус датской коронованной пары помогал художнице находить выгодные заказы, в частности, в России, Греции и Великобритании, где жили родственники королевской семьи.
В 1852 году Элизабет представила некоторые из своих картин в Лондоне, королева Виктория даже попросила устроить частную презентацию выставки художницы для себя в Букингемском дворце. Среди картин, представленных королеве, был портрет Ганса Христиана Андерсена, написанный в 1850 году.

Дважды Элизабет представляла свои картины во Франции на Всемирной выставке в Париже, сначала в 1867 году, а затем в 1878 году.
Кроме того, художница выставлялась в Швеции и Германии. Эти факты подтверждены тем обстоятельством, что многие из ее картин сегодня находятся не в датских, а в зарубежных музейных коллекциях.


Османская империя

Отдельная, интересная история связана с поездкой Элизабет в Османскую империю (то бишь, Турцию) в 1869-1870 годах. Кроме того, художница получила официальный доступ в гарем Османской империи, благодаря чему смогла рисовать сцены из жизни гарема по личным наблюдениям в отличие от большинства художников того времени, которые основывали свои композиции исключительно на собственном воображении.

В 1869 году Элизабет была принята в гарем Мустафы Фазиль паши, куда пришла с рекомендательным письмом от принцессы Александры Датской, тогда принцессы Уэльской. В начале 1869 года Александра сопровождала своего мужа (будущего короля Великобритании Эдуарда VII) на Гранд туре, который включал и Османскую империю, супруги встречались с Мустафой Фазиль пашой, поэтому просьба принцессы имела большое влияние.

Princess Alexandra of Denmark, later Queen Alexandra. 1861 г.
Кроме того, Мустафа был либералом, сторонником западного стиля конституционного правительства и активным сторонником модернизации, поэтому Элизабет без труда получила доступ в «святая святых» султана.
Художница была очарована дочерью Мустафа паши – Назли, домой мужу и детям она написала: «Вчера я влюбилась в красивую турецкую принцессу».

Художница совершила большое путешествие по Восточному Средиземноморью и Ближнему Востоку.
Работы художницы этого периода иногда декоративные, часто сентиментальные, но всегда чувственные, выполнены с тонким чувством цвета и света. Восточные картины Джерихау-Бауманн в Дании посчитали табу для публики, поскольку они были «пропитаны» сенсуализмом (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания), и попытались «оградить» их от общественности.

Beauty with the mirror
Впрочем, в очередной раз на помощь Элизабет пришел супруг. Качественная эротика многих его скульптур вызывала уважение коллег и критиков, поэтому Йенс назвал отношение к изображенному на картинах жены «глупым провинциализмом» и призвал не игнорировать эти произведения только потому, что их написала женщина. Но общеизвестно, что до недавнего времени, эти картины хранились в музейных запасниках в Дании.

A fallah woman with her child. 1878 г.
Тем не менее, восточные экзотика и колорит так понравился Элизабет, что в 1874 году она вновь отправилась в Турцию уже в сопровождении своего сына Харальда. Харальд, заразившись в поездке малярией, спустя несколько лет после возвращения скоропостижно умер.

Pietro Boyesen (foto) Elisabeth Jerichau Baumann with her son Harald Jerichau and Pietro Krohn. 1873 г.
Позже художница побывала в Греции и Египте.

Стоит рассказать еще об одном таланте художницы – литературном. Элизабет Джерихау-Бауманн к концу своей жизни написала три книги, в двух из которых рассказала о своей жизни. В 1974 году были изданы «Воспоминания о юности» (Youthful Memories), в 1879 году, после смерти сына, Элизабет написала книгу «Памяти Харальда Джерихау» (Til Erindring om Harald Jerichau), а в 1881 году появилась книга «Путешествие пестрых картин», в которой описана была и поездка художницы на Восток.
Последняя книга была издана уже после смерти художницы и проиллюстрирована ее многочисленными картинами. Кроме того, статьи Джеринау-Бауманн об искусстве часто печатались в датском Иллюстрированном журнале и разных зарубежных изданиях.

Жизнь художницы Элизабет Джерихау-Бауманн была сложной и насыщенной, наполненной плодотворным творчеством, частой переменой мест проживания, обретением второй родины, рождением девяти детей, тяжелой потерей подающего надежды, талантливого сына.
Природа одарила ее силой и любовью, но тяжелая скорбь по Харальду не покидала мать до последних дней жизни. Видимо, эта скорбь и стала причиной ее внезапной болезни
Элизабет умерла 11 июля 1881 года в возрасте 62 лет и была похоронена на кладбище в Фредериксберге.
В 1996 году писательница Биргит Пуплиерс написала роман «Лизонька» (Lisinka) о жизни художницы.


Спасибо за биографию Парашутову http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post147085752/#

Рубрики:  художественная галерея

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку