-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2428
Написано: 10139


Призрачные миры Вильгельма Котарбинского

Вторник, 18 Апреля 2017 г. 01:12 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Призрачные миры Вильгельма Котарбинского

Bo4kaMeda


Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
На террасе (Гадание на розах)

Польский художник Вильгельм Александрович Котарбинский более 30 лет прожил в Киеве, и не только в музеях города хранятся прекрасные коллекции работ этого мастера. Он был одним из «соборян», участвовавших в росписях Владимирского собора, оформлял роскошные особняки Ханенко и Терещенко… В конце XIX века Котарбинский был модным художником, новое время сломило его, и бурный ХХ век почти забыл славное имя. Почему же столь притягательны его работы в наши дни?



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Сатир XIX век
70 × 122 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Вечернее безмолвие
1900-е




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Жертва Нила
135 × 250.5 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Утренняя песня XIX век
68 × 138 см




*кликабельно
Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Стрельба из лука 1895
49 × 202 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Бой кентавров с лапифами XIX век
143 × 283 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
У жертвенника XIX век
139 × 94 см


Академист-символист

Рассказывает Марьяна Ильинична Кружкова
научный сотрудник Киевского Музея русского искусства:


В русском искусстве Котарбинский всегда находился на периферии: он «не вписывался» в историю искусства. Художник придерживался академизма, но не чистого стиля, основателем которого был Брюллов, наследующий классицизм, а академизма конца ХIХ века, соединяющего в себе также модерн и символизм. Расцвет творчества Котарбинского приходится на 1880-е годы, когда в России появляются совершенно новые направления: модерн «Мира искусства», а также (вспомним, что художник умер в 1921 году) авангард. Поэтому творчество Котарбинского долгое время вообще не привлекало внимания исследователей.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Вечер на террасе XIX век


В советское время академическое направление с его духом «красивости» считалось слащавым искусством.

Сейчас академизм трактуется как положительное явление — салонные художники были виртуозными мастерами и всегда нравились публике.

Они обращались к тем же темам, что и художники-демократы, только трактовка была иной.

Если возьмем тему Христа, то увидим, насколько иначе подошел к ней Котарбинский по сравнению с, например, передвижниками: экзальтация у одного и, скажем так, географическая и историческая конкретика - у других.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
«Моление о чаше», конец ХІХ — начало ХХ века




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Воскрешение сына вдовы из Наина 1879
149 × 222 см


Виртуозное мастерство Котарбинского делало этого художника чрезвычайно популярным: его возвышенный стиль и отвлеченные от повседневности сюжеты обладали особым очарованием: работы радовали глаз



*кликабельно
Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Клеопатра XIX век, 135×246 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Песнь невольниц


…На одних работах Вильгельма Александровича видим яркие цвета, на других всё погружено в полумрак или изображено при лунном свете — это его элегические картины. Для академистов природа всегда служила ничего не означающей декорацией, у Котарбинского же, напротив, природа и человек составляют единую гармонию, соединяя внешнюю и духовную красоту.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Вечерняя тишина XIX век
66.5 × 140.5 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Девушки на террасе 1880-е
138 × 79.5 см




*кликабельно
Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Вечер XIX век
69 × 138 см


Котарбинский словно жил вне своего времени — в его искусстве ощущается предчувствие надвигающейся катастрофы



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Водяная нимфа 1900-е




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Вечерняя звезда XIX век


Революция 1905 года в России и Первая Мировая война привели к крушению великих империй в Европе — старый мир рухнул. Это время «Серебряного века» в России, и большинство художников приветствовали новый мир, что привело к взрыву абсолютной и невиданной свободы творчества. Очень короткий был этот взлет, всплеск свободы, когда появились авангардисты, футуристы… Но Котарбинский всего этого не принимал. Он считал, что происходящее ведет к мировой трагедии, которая поглотит тех же художников, как это впоследствии и произошло.

В 1890-е годы художник увлекается изображением фантастических сцен и мистических видений. В его картинах появляются ангелы, вампиры, духи природы и смерти. В серии его графических работ из собрания Сумского художественного музея, изображающие мертвецов и страшилищ, видим это предчувствие приближающегося бедствия.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
«Темная звезда»




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
«Сон»


Сепии и живописная работа В. Котарбинского из собрания Сумского художественного музея им. О. Х. Онацкого



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
У могилы XIX век
30.8 × 66.4 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
1. Смерч. Ангел с поднятым мечем
2. К звездам. Поцелуй ангела




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Могила самоубийцы 1901 197×131 см


Все дороги ведут в Рим


Вильгельм Котарбинский родился в дворянской семье 30 ноября 1849 года — семья жила в местечке под Варшавой. О своих юношеских мечтах художник рассказывал так:

«Мне было девятнадцать лет, когда я влюбился в свою кузину и захотел быть художником. И то и другое отец не одобрял: жениться на кузине не разрешала римско-католическая церковь, а быть художником, писать вывески, красить полы и заборы — было, по мнению моего отца, „не шляхетское дело“. Убедить его не было никакой возможности».

Несмотря на неудовольствие отца, Вильгельм решил стать художником. Проучившись четыре года в рисовальных классах Варшавского товарищества изобразительного искусства и получив от них небольшую стипендию и финансовую помощь дяди, в 1871 году он отправился в Рим. Оказавшись в столице Италии, паренек был вне себя от счастья и тут же отправился гулять. Опьяненный красотой древних памятников, он так увлекся, делая зарисовки, что не мог вспомнить гостиницу, в которой остановился. Он провел ночь под открытым небом.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Римская красавица. (Красавица с голубями) XIX век




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Мечтания XIX век
46 × 35.9 см




*кликабельно
Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Знатные венецианцы у гондолы


Пока Котарбинский получал стипендию, он три года учился в Академии Святого Луки. Участвовал в конкурсе на звание лучшего рисовальщика Рима, который каждый год устраивала Академия, и получил первую премию.



*кликабельно
Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Очарованный сад 1882
47.5 × 81.4 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Рабы XIX век
31.8 × 66.4 см


Котарбинский жил в маленькой комнатушке, служившей ему мастерской. Стул, стол и поломанный манекен составляли нехитрый интерьер, а ложе он устраивал из перевернутого стола, привязывая к его ножкам простынь. Постоянное недоедание привели юношу к тому, что он заболел тифом, а спасли его русские художники братья Александр и Павел Сведомские, жившие в Риме. Они пригласили художника разделить с ними свою мастерскую, а потом помогли снять собственную.

Как-то раз, гуляя по Риму, Котарбинский наткнулся на художественную лавку, где за очень солидные деньги продавались его работы туристам — а ведь владелец салона покупал его произведения за копейки! При следующей встрече с обманщиком-дилером, Котарбинский спустил его с лестницы и стал лично приглашать клиентов в свою мастерскую. Со временем о нем узнали не только в Европе, но и в России. Художественный критик Стасов очень ценил дружбу с Котарбинским и рекомендовал многим художникам, выезжавшим в Италию, искать с ним знакомства.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Девушка с голубями


Росписи во Владимирском соборе в Киеве


После десяти лет, проведенных в Италии, Котарбинский приехал в Киев работать над росписями Владимирского собора. Пригласил его Адриан Викторович Прахов по рекомендации Сведомских, также участвующих в этом проекте. Прахов — археолог, искусствовед, профессор Киевского университета, руководивший работами, — не относился серьезно к живописи Котарбинского, однако, случайно увидев его графику, сказал: «Это как раз то, что останется от него в истории».



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Моление о чаше. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
1890-е


Надо многими сюжетами три художника работали вместе: они выполнили 18 фресок и 84 фигуры святых. За созданные здесь росписи Котарбинский был награжден орденом Станислава II степени, а спустя еще несколько лет Петербургская Академия художеств удостоила художника звания академика.



Котарбинский и братья Сведомские «Сотворение мира. Шестой день творения». Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
1890-е




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Серафимы. Росписи малого купола Владимирского собора в Киеве
1890-е




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Бог-Творец. Эскиз-вариант к циклу росписей "Дни творений" во Владимирском соборе в Киеве XIX век
137 × 70 см


В воспоминаниях Васнецова и Нестерова, работавших над росписями во Владимирском соборе вместе с Котарбинским, польский художник предстает остроумным и обаятельным человеком

Виктор Васнецов называл Котарбинского «польский круль» или «Катарр».

Много лет спустя он сделал одного из персонажей своей картины «Царевна Несмеяна» удивительно похожим на Котарбинского. Показывая на фигуру в красном камзоле на полотне, Васнецов говорил:

«Это я нашего Катарра припомнил, как он важно, точно „круль польский“, усы свои закручивает и сам при этом посмеивается. Так вот и этот у меня: его очередь смешить царевну ещё не пришла, а он уже воображает себя победителем, как пан Заглоба у Сенкевича. Усы крутит — на своих соперников гордо поглядывает — совсем наш Катарр, когда разойдётся и о разделе Польши заговорит».



В. Васнецов «Царевна Несмеяна», 1926 год




«Соборяне» в гостях у Праховых. Сидят слева направо В. Котарбинский, П. Сведомский, А. Прахов и Эмилия Львовна Прахова


Нестеров, Васнецов, Сведомские, Врубель и Котарбинский, работая над фресками, сблизились с семьей Прахова и частенько собирались в его доме. За обеденным столом Котарбинский рисовал без конца, впрочем, как и все приходившие художники. Обсуждая планы, они рисовали прямо на скатерти. Тогда супруга профессора, Эмилия Львовна Прахова, начала оставлять возле каждого прибора чистые листы бумаги. Кто-то из гостей, почувствовав неловкость, перестал делать зарисовки. Котарбинский смущен не был и продолжал рисовать.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Рисунок




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Рисунок




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Рисунок




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Рисунок




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Рисунок




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Рисунок


«Русский человек так мечтать на заказ не сможет. Русский ум точен, польский — раскидист. Русское воображение нуждается в реальной подкладке, польское — витает в облаках. Русский артист может быть идеалистом, но фантастическим живописцем, каких у поляков немало, не сделается никогда. Сведомский, когда пишет, работает. Котарбинский — мечтает, мечтает всегда, без устали, в то время, когда работает, и тогда, когда отдыхает» — Владимир Дедлов.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Нежность волны XIX век
126 × 63.5 см


В. Котарбинский многие годы прожил в двухкомнатном номере гостиницы «Прага» в центре Киева. Одна комната служила спальней, другая — мастерской



Мастерская художника в гостинице «Прага», Киев




Гостиница «Прага» на ул. Владимирская 36
Фото 1910-х годов (высокое здание на левой стороне)




Вид с террасы летнего ресторана «Отель Прага»


Коллекционеры


Параллельно с религиозной монументальной живописью Котарбинский занимался украшением киевских особняков, что позволило ему раскрыть еще одну грань своего дарования. Прахов познакомил художников-«соборян» с богатыми киевлянами, которые делают им заказы. Чрезвычайной популярностью пользовались Сведомский и Котарбинский. Вильгельм Александрович писал картины на мифологические, исторические и религиозные темы.

Киевские меценаты Терещенко и Ханенко заказывали ему работы, также они пригласили заняться декором их домов. Для особняка Богдана и Варвары Ханенко Котарбинский создал парные работы «Женщина с голубями» и «Женщина с кувшином», живописный фриз и 12 великолепных панно в т. н. «Красной гостиной». В 1890-е годы Котарбинский работал над росписью плафона в доме мецената и промышленника Николы Терещенко (теперь это здание — Национальный музей Тараса Шевченко).



Красная гостиница в особняке Богдана и Варвары Ханенко. Росписи плафона и фриз были сделаны В. Котарбинским




Красная гостина особняка Богдана и Варвары Ханенко — сейчас Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Фото: agritura.livejournal.com


Парные работы для дома Б. Ханенко (собрание Музея Русского искусства в Киеве)




1. В. Котарбинский Женщина с голубями
2. В. Котарбинский Женщина с кувшином


Работы Котарбинского желали заполучить для своих собраний московские коллекционеры Козьма Солдатенков и Павел Третьяков, а работу «Римская оргия» приобрел Русский музей Императора Александра III



Один из вариантов «Римской оргии» В. Котарбинского
холст, масло
165,5 × 220 см
Частное собрание


Третьяков хотел приобрести в свою коллекцию работу «Лепта вдовы», которая экспонировалась на выставке Академии искусств в 1898 году, и попросил автора переделать подпись с латинских букв на кириллицу. Котарбинский отказался: «Я всегда так подписываюсь, и ради денег переделывать свою подпись не буду. Вы покупаете мою картину, а не мой автограф». Эта работа настолько понравилась жене Павла Михайловича, что она лично для себя приобрела эскиз этой работы она весьма сожалела о том, что работа не попадет в их галерею. После ее смерти, согласно завещанию, картина все-таки попала в Третьяковскую галерею.



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
«Лепта вдовы»
доска, масло
23,8 × 40 с
Третьяковская Галерея



Последние годы жизни


Последние годы в Киеве жизнь художника складывалась трагически. Он остался один, был болен психически. Он не выдержал всего, что происходило вокруг — это видно по его работам. После революции пришел голод, никто не покупал работы художника, в гостинице к нему постоянно приходили из ЧК с обысками, забирали какие-то работы, то арестовывали, то угрожали арестовать… Для Котарбинского все происходящее было чудовищным и неприемлемым, он жил в своем мире, в своем искусстве и вдруг эти „Швондеры“… Кто-то мог убежать, уехать за границу, он же оказался совершенно беспомощным. Его спасла Эмилия Прахова, забрав к себе в 1919 году



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Туман-утешитель XIX век
101 × 199 см


Одной из последних его работ художника был портрет Эмили Львовны Праховой. Она привлекала художников, я думаю, не только своей женственностью, но и эрудированностью. Роль хозяйки дома была очень велика — она должна была стать центром притяжения. Можете себе представить, — удержать таких людей, как Врубель, Васнецов, Нестеров?



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
«Портрет Э. Л. Праховой»
собрание И. Понамарчука


Художник скончался в доме Праховой 4 сентября 1921 года. Похоронен на Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища.



Фото Михаила Кальницкого


Работы В. Котарбинского, рассказывающие о былой красоте античности, хранятся в частных собраниях Украины, России и Европы



Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Туман Нила 1880-е
80 × 136 см




1. Египтянка, 1900-е годы
2. Девушка среди мальв (Фея цветов; Роса)




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Восточная красавица с цветами XIX век
46.5 × 36 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Серенада под луной XIX век
107 × 254 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Две красавицы XIX век
68 × 46 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Вечерняя тишина XIX век
66 × 140 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Фаворитка гарема со своей служанкой XIX век
54.8 × 110.2 см




Вильгельм Александрович Котарбинский (1849 — 1921)
Медуза XX век
211 × 112.5 см


Искусство прерафаэлитов и символистов испытывает необыкновенный всплеск интереса во всем мире. Загадки Врубеля продолжают волновать нашу публику. Образы, созданные Котарбинским, также обладают необыкновенной, глубокой эстетикой, и, думается, достойны гораздо большего внимания мировой аудитории

В публикации использованы монография М. Дроботюк «Вильгельм Александрович Котарбинский (1849−1921)» и публикации журнала «Антиквар».

Автор: Ирина Олих


artchive.ru

.
Рубрики:  Искусство/Современная живопись
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку