-Цитатник

Набор петель косичкой - 3 варианта - (0)

Набор петель косичкой - 3 варианта 1. Легкий и быстрый набор пет...

Уникальный справочник цветов, а так же, все о цветах и оттенках - (0)

Уникальный справочник цветов, а так же, все о цветах и оттенках Названия ОСНОВНЫХ цветов и отте...

Необычные узоры крючком - (0)

1. 4. 6.

набор петель... - (0)

вот это да!!! вот это набор петель...   http://domihobby.ru/nabornyj-kraj-s-festonami...

Маринад-заливка для приготовления любого мяса - (0)

Если Вы не любите долго готовить мясо, то воспользуйтесь этим маринадом-заливкой. Этот маринад ид...

 -Метки

Дементьев Левитанский август агашина алигер альтовская ахмадулина бабочкина бальмонт белавина белянин болдов ботвинник буланова бунин буранова бурова васильева весна война вязание гамзатов гейнц голов.уборы горбунова гренков грусть долина друнина дымова жигулин жизнь забкова заболоцкий запеканка зима иванов изо исмейкина казакова капуста кашежева клёнова клименко козловская косолапова краснокутский кузнецова кузовлева кулинария кушнер ларки лето лирика лисовская лятошинский магди мазманян миллер миркина мориц музыка мясные блюда натюрморт ноябрь одиночество октябрь окуджава опарина осень патракова пейзаж переводы пироги рамочки текстовые рамочки- пейзаж рамочки-натюрморт рамочки-портрет ревакова реглан родяхина рождественский самойлов селивёрстов сентябрь серебряный век снегова солнечная солоухин сотникова стихи татьяничева тесто тетенькина трембач тушнова узоры фокс френсис харитонова цокуренко шаль шефнер шлёнский щипахина юрасова яшенко

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Larisa_Vini

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Всё_для_блога ЛиРу Моя_кулинарная_книга Книга-лучший_друг
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ВСЕ_ДЛЯ_ДЕТЕЙ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.12.2012
Записей: 8909
Комментариев: 930
Написано: 22342


Лев Бакст

Понедельник, 27 Мая 2024 г. 08:10 + в цитатник
Цитата сообщения Буала Лев Бакст — художник, изменивший мировую моду

Начало ХХ века прошло в Европе под знаком “Русских сезонов” Сергея Павловича Дягилева, из которых позже (c 1909 г. по 1929 г.) выросла его же балетная антреприза “Русский балет С. Дягилева”. Русский балет пользовался колоссальным успехом за рубежом, и особенно во Франции и Великобритании, он оказал значительное влияние не только на хореографию, но и на на развитие мирового искусства в целом. По сути, до “Русских сезонов” парижане и не подозревали о такой мощи российского искусства. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов.

0 0Р» (700x422, 259Kb)

Ида Рубинштейн в образе Зобеиды в костюме созданном по эскизу Бакста, 1910 год

Над декорациями к “Русским сезонам” работали такие великие люди, как Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов и многие другие. Кое-кто вышел на мировую арену именно благодаря Сергею Павловичу. Над костюмами трудились Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. Музыку к постановкам писал не кто иной, как Игорь Фёдорович Стравинский. Невероятно, но проект С.П. Дягилева объединил множество гениев прошедшей эпохи!

Спектакли Дягилева стали для сдержанных парижан шоком. Париж поразили не столько танцы, сколько изумительное и броское художественное оформление спектаклей. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль “декоративного экспрессионизма”, включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.

0 0Рґ (503x699, 264Kb)

Бакст Л.С., "Портрет С.П.Дягилева с няней".

Европа была поражена, как гармонично соединились на сцене театр и искусство. Огромное впечатление на зрителей произвело цветовое решение декораций и костюмов. Художники и танцоры Сергея Павловича в мгновенно стали звёздами.

Ведущий живописец «Русских сезонов» Лев Бакст объявил, что в театре теперь надо не слушать, а смотреть. И сегодня мы с вами поподробнее расскажем именно о Льве Баксте и о костюмах, которые открыли новую эпоху развития мировой моды. Никогда ранее мода не менялась так быстро и так кардинально, как в 1910 году.

Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре.

0 0 Автопортрет (423x700, 350Kb)

Лев Бакст, "Автопортрет", 1900 год

Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, восхищали зрителей в театре и влияли на всю мировую моду. Роскошь костюмов Льва Бакста породила в Европе спрос на все экзотическое, русское и восточное; более того, эти отголоски до сих пор возвращаются к нам в коллекциях модных домов, как цитаты из его нарядов и дань уважения маэстро.

Как было упомянуто чуть выше, Лев Бакст был ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.

0 0Рє (526x700, 585Kb)

"Клеопатра"

Бакст продемонстрировал совершенно новый колорит и силуэт ориентального эротизма. Шаровары, тела, едва прикрытые прозрачным тканью и бусами, тюрбаны, расшитые жемчугом, экстравагантные столкновения цвета. На сцене было все, что до этого консервативные европейцы представляли себе только в самых смелых фантазиях.

0 0С„ (510x700, 491Kb)

"Послеполуденный отдых фавна" (балет Клода Дебюсси)

Реакция парижан на спектакли русских оказалась потрясающей и даже неожиданной. После «Клеопатры» и «Шахерезады» начала меняться французская, то есть, по сути, мировая мода. Впервые цвет, костюмы и декорации стали активными и равноправными участниками театрального действия, рассказывающими свою историю.

0 0РЅ (477x700, 572Kb)

Нарцисс (балет Николая Черепнина)
0 0С‡ (472x700, 330Kb)

Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911 год

Критик А. Левинсон оценил ситуацию так: «Париж был подлинно пьян Бакстом».

0 0РЅ (562x700, 558Kb)

Эскиз костюма Леона Бакста для балета "Нарцисс", 1911 год

0 0СЌ . (326x500, 166Kb)

Эскиз костюма нимфы Эхо для балета "Нарцисс", 1911 год

В 1910 году Леон Самойлович уехал в Париж для работы над декорациями спектаклей Русских сезонов. Впечатление от первых Дягилевских постановок было очень ярким во многом благодаря созданным Бакстом декорациям. С тех пор его творчество было связано с театром, а звание театрального художника принесло ему мировую славу.

Имя Бакста, ведущего художника “Русских сезонов”, гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину.

Декорация Бакста к балету И. Стравинского «Шехерезада»
0 0 Эскиз декорации к балету Дафнис и Хлоя (700x487, 565Kb)

Эскиз декорации к балету "Дафнис и Хлоя"
0 0 Сценография для дивертисмента «Ориенталии», 1910 (700x395, 367Kb)

Сценография для дивертисмента «Ориенталии», 1910 год

Бакст добивался единства музыки, живописи и пластики, именно это способствовало мощному эмоциональному воздействию на зрителей.

0 0 СЌ (620x700, 514Kb)

"Эллизиум"
0 0Рґ (586x700, 481Kb)

"Ливень", (эскиз декорации к балету «Голубой бог»). 1906 год
0 0 Эскиз костюма Синего Бога к балету Синий Бог (525x700, 392Kb)

Эскиз костюма Синего Бога к балету "Голубой Бог" 1906 год

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» — Леон Бакст. Бакст назвал это откровение философией цвета.

Интерьер прохода к домашнему театру в усадьбе Эвергрин-хаус, оформленный Леоном Бакстом
0 0 Эскиз ткани (482x700, 614Kb)

Эскиз ткани

Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.

В 1912 году после лондонских гастролей труппы Российского Императорского балета Бакст стал настоящей звездой в Англии, любимцем группы «Блумсбери» и повлиял на становление целого круга молодых британских художников. Выставка Бакста в «Обществе изящных искусств» прошла с огромным успехом, после неё супруги Ротшильды пригласили Леона создать интерьер их особняка. Для Ротшильдов Бакст создал серию портретов-эскизов и семь панелей панно на тему «Спящей красавицы», моделями для персонажей которой выступили члены семьи.

0 0 Эскиз обоев (492x700, 655Kb)

 Эскиз обоев
0 0Рї (700x495, 309Kb)
0 0 Фантазия сюр-ле-костюм модерн (465x700, 359Kb)

Фантазия сюр-ле-костюм модерн

В 1914 году художник был удостоен высшей награды Франции — ордена Почетного легиона. Сложилась его карьера и как модельера. Париж обожал художника, и мотивы его творчества встречались "как в дамских платьях...так и на картинных выставках", — вспоминал Максимилиан Александрович Волошин.

В 1916-м году ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской – соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей. Но … увы, этой мечте не было суждено сбыться. Летом 1916 года Лев Бакст серьёзно заболел и был вынужден прекратить работу. Нервы не выдержали сильного переутомления и непрестанной работы.

В декабре 1924 года Лев Самойлович снова переутомился и с нервным срывом его положили в известную клинику, где были хорошие доктора, но плохое отопление. Художник простудился и умер от отека легких на больничной койке клиники в парижском предместье Рюэй-Мальмезон.

В 1924 году художника не стало — он умер во время работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн. 

В последний путь его провожала масса людей – поэты и художники, музыканты и артисты – знаменитости мирового масштаба. Прощальная церемония прошла на кладбище Батиньоль в Париже.

0 0 Лев Бакст (1866-1924) (598x678, 117Kb)

Лев Бакст (1866 - 1924)

Лев Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг. Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного — в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Лев много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антакольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.

Лев Бакст поступил вольнослушателем в Академию художеств, но не окончил ее. Он брал уроки у Александра Бенуа  и подрабатывал, создавая иллюстрации для детских книг. На первой выставке своих работ в 1889 году Лейб-Хаим Розенберг взял себе псевдоним Леон Бакст. Здесь ему невольно "помогла" бабушка, девичья фамилия которой была Бакстер. Легким движением убрав две последние буквы, Лев создает свое главное творение жизни, утверждает свой творческий псевдоним-фамилию, который станет его путеводной звездой.

Работа занимала все время художника. Он брался за любые заказы, которые могли принести деньги, а их, как мы знаем, много не бывает. Но Баксту надо было тянуть всю семью, поскольку младшие брат и сестры жили с ним в съемной квартире. Дед к тому времени умер, родители развелись, увлеченно строя жизнь в своих новых семьях.

Ради заработка Бакст не гнушается поработать на влиятельного барона Дмитрия Бенкендорфа, который, будучи художником-любителем, понимал, что его холсты несовершенны, их нужно отшлифовать и оживить, а здесь друг Лев просто незаменим. Небольшая оплата со стороны барона компенсировалась его искренним участием и желанием помочь молодому таланту. Так, именно Бенкендорф порекомендовал Бакста другому любителю искусства - Великому князю Владимиру Александровичу, который искал учителя рисования для своих детей. Кроме того, возможно, от брата Государя и пришел заказ на ростовой портрет Императора Николая II.

0 0 Портрет Николая II в мундире лейб-гв. Гусарского полка, 1895 (455x700, 389Kb)

Портрет Николая II в мундире лейб-гв. Гусарского полка, Лев Бакст, 1895 год

В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие эскизы».

0 0 Костюм нимфы-охотницы Сильвии, 1901 год (514x700, 560Kb)

 Костюм нимфы-охотницы Сильвии, 1901 год

Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа. В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства». Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович — давать уроки рисования детям.

0 0 Портрет А. Н. Бенуа, 1898 (700x448, 384Kb)

Портрет А. Н. Бенуа, Лев Бакст 1898 год

В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия РозановаЗинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.

0 0 Портрет Андрея Белого (511x700, 269Kb)

Портрет поэта Андрея Белого, 1906 год

«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть» - Андрей Белый.

0 0 Девушка жемчужном ожерелье (525x700, 486Kb)

Девушка в жемчужном ожерелье

0 0 Портрет Великой княгини Марии Владимировны (принцессы греческой), работы Льва Бакста, 1899 год (578x700, 500Kb)

 Портрет Великой княгини Марии Владимировны (принцессы греческой), работы Льва Бакста, 1899 год
0 0 Жена Бакста Любовь Павловна Гриценко, автор Лев Бакст (454x631, 272Kb)

Жена Бакста Любовь Павловна Гриценко, автор Лев Бакст 1904 год
0 0 Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906 (551x655, 244Kb)

Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906 год
0 0 Портрет А.Н.Бенуа, Лев Бакст, 1910 год (581x700, 434Kb)

Портрет А.Н.Бенуа, Лев Бакст, 1910 год
0 0 Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника (525x700, 519Kb)

Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника
0 0 Портрет девушки в голубом (525x700, 588Kb)

Портрет девушки в голубом, 1919 год
0 0 Портрет Рейчел Стронг, Л.С.Бакст 1923 год (525x700, 699Kb)

 Портрет Рейчел Стронг, Л.С.Бакст 1923 год
0 0 Рї (584x700, 361Kb)

Искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века.

Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины».

0 0 Древний Ужас, 1908 (700x652, 544Kb)

"Древний Ужас", 1908 год

Зрелый период творчества Бакста начинается с 1900-х — к тому моменту он уже является признанным виртуозом в книжной иллюстрации, театральной декорации, как станковист и живописец.

Некоторое время художник преподавал живопись в школе Елизаветы Николаевны Званцевой (ученица Ильи Репина). Во многом именно он определял направление школы. Как педагог он очень уважал творческие способности своих студентов и готов был принять любые внутренне оправданные средства выражения. Одним из его учеников был Марк Шагал, который сказал: “Бакст повернул мою жизнь в другую сторону. Я вечно буду помнить этого человека”.

А что же с личной жизнью? Женщин Лев Самойлович любил. А обеспеченных женщин вдвойне. Несколько лет он жил, как сейчас любят говорить, гражданским браком с актрисой Михайловского театра француженкой Марсель Жоссе.

Ей 40, ему 26. Хорошая школа для будущего героя-любовника. Жоссе получала весьма и весьма приличные гонорары, поскольку театральное руководство на заграничных звезд денег не жалело. Так что, "театральный роман" у Бакста с заведениями культуры начался уже тогда, правда при посредничестве дамы, которая содержала своего возлюбленного. Бакст всегда любил хорошую одежду, дорогие галстуки и обувь, вкусную еду, которые готовили лучшие питерские ресторации. А если дама готова все это ему предложить, то зачем отказывать ей в этом приятном капризе?

0 0 Ужин, 1902 (450x681, 195Kb)

 "Ужин", 1902 год

Тем более, за этим самым вкусным ужином даму можно и нарисовать. Причем нарисовать так, что сорокалетнее тело будет привлекать взоры и манить к себе зрителей картины. И все они будут Баксту завидовать.

Схема отношений Бакста с женщинами, сложившаяся в 26 лет, продолжилась и при знакомстве с Любовью Павловной Гриценко (урожденной Третьяковой), которая после смерти мужа-художника приехала по каким-то делам в редакцию журнала "Мир искусств", где и встретила Льва Бакста, ринувшегося в атаку. Ко всем достоинствам дочери знаменитого коллекционера добавлялось еще одно, причем очень важное, - её богатство. Поначалу дама, испугавшись напора Бакста, сама завела беседу о финансовых делах, очерчивая перед художником денежный круг, за который тот не должен был заходить. Но, как показала жизнь, финансовые запреты на гурмана и денди Бакста особо не действовали.

0 0 Любовь Павловна Гриценко-Бакст (700x428, 317Kb)

Любовь Павловна Гриценко-Бакст, 1904 год

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, вдовой художника Н.Н.Гриценко. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Бакст въезжает в квартиру к жене на Спасской улице в Петербурге. Получает деньги от жены на карманные расходы, занимает у нее в долг (высокие отношения!), не торопясь с возвратом, пара путешествует по Европе на средства супруги, и порой у Любови Павловны проскальзывает недовольство.

0 0 Бакст с женой в путешествии по Европе, 1904 год (700x393, 229Kb)

Бакст с женой в путешествии по Европе, 1904 год

Возможно, этот пунктик и привел к скорому расставанию супругов, однако отношения между ними оставались дружескими и уважительными.Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, но возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына Андрея.

0 0 Любовь Павловна с сыном Андреем Бакстом (700x501, 285Kb)

Любовь Павловна с сыном Андреем Бакстом, 1908 год
0 0 Бакст с сыном Андреем (584x426, 129Kb)

Лев Бакст с сыном Андреем, 1910 год

После чего Бакст вернулся в Иудаизм. Вот только законы царской России, возможно и не самые совершенные, соблюдались неукоснительно. Иудеям въезд в столичный град Петров был ограничен, черту оседлости никто не отменял пока. Бакст выбирает местом проживания Париж, где достигнет мирового признания во всех ипостасях - и как живописец-портретист, и как театральный костюмер-декоратор, и как дизайнер-новатор моды.

А вот признание российских академиков, кстати, не заставило себя долго ждать. Утверждение в 1914 году Бакста почетным академиком Академии художеств решило все проблемы с посещением столицы России.

Финансовые проблемы, пусть и не критичные, но оставались после расставания с Любовью Павловной.

Когда же в 1909 году декорации и костюмы Бакста, сотворенные им к "Русским сезонам" Дягилева, взорвут Париж, Францию и Европу в целом, художник наконец-то почувствует себя полностью обеспеченным человеком, который может позволить себе если не все, то очень и очень многое.

0 0 Фея кукол . (477x700, 365Kb)
Фея кукол
0 0 Фея кукол - (525x700, 537Kb)
Фея кукол
0 0 Фея кукол (453x700, 427Kb)

Фея кукол
0 0 Л.С. Бакст. Эскиз костюма Коломбины к балету-пантомиме «Карнавал», 1910 в раме «Бетти» (700x700, 423Kb)

Эскиз костюма Коломбины к балету-пантомиме «Карнавал», 1910 год
0 0 индо-персидский танец (320x600, 241Kb)

Эскиз костюма для индо-персидского танца
0 0 эскиз к балету Спящая красавица, восточный принц с пажем (389x600, 332Kb)

Эскиз к балету "Спящая красавица", восточный принц с пажом

0 0 эскиз костюма к балету Жар-птица, 1910 год (424x600, 245Kb)

Эскиз костюма к балету "Жар-птица", 1910 год
0 0 эскиз костюма Михаила Фокина царевича к балету Жар-птица (388x600, 238Kb)

Эскиз костюма Михаила Фокина, царевича к балету "Жар-птица"
0 0 Эскиз костюма Синей султанши к балету Шахерезада (560x700, 426Kb)

Эскиз костюма Синей султанши к балету "Шахерезада"

Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж»
0 0 Эскиз костюма к балету Легенда об осифе (525x700, 591Kb)

Эскиз костюма к балету "Легенда об Иосифе"
0 0 эскиз костюма Натальи Трухановой в балете Ла Пери 1911 год (450x582, 305Kb)

 Эскиз костюма Натальи Трухановой в балете "Ла Пери" 1911 год
0 0 Эскиз костюма для ды Рубинштейн к балету Елена Спартанская 1912 (482x700, 293Kb)

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету "Елена Спартанская", 1912 год
0 0 Желтая султанша. По мотивам балета Шахерезада 1916 (700x466, 455Kb)

Желтая султанша. По мотивам балета "Шахерезада" 1916 год
0 0 Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в роли китайского танцовщика в спектакле Восточные танцы, 1917 год (500x284, 100Kb)

Эскиз костюма для Вацлава Нижинского в роли китайского танцовщика в спектакле "Восточные танцы", 1917 год
0 0 Эскиз костюма Тамары Карсавиной к балету Жар-Птица, 1922 год (497x700, 438Kb)

Эскиз костюма Тамары Карсавиной к балету "Жар-Птица", 1922 год
0 0 Эскизы костюмов Федры и Тезея для трагедии Федра, театр Ренессанс, Париж 1923 (700x619, 431Kb)

Эскизы костюмов Федры и Тезея для трагедии "Федра", театр "Ренессанс", Париж 1923 год

Материальный достаток не испортил художника как человека. Он продолжает помогать родным, делает всё ради сестер, бывшей жены, ее дочери, своего сына. Одно то, что он сумел их вывезти из вздыбленной и горящей России семнадцатого года в Париж, им уже обжитый и его, как Мастера, боготворящий, бесценно.

Но от жизненных ошибок не застрахованы даже великие мастера своего дела, каким. несомненно, был Лев Бакст. Хотя, кто знает, может быть, это были и не ошибки, а проявления некого упрямства. Об этом мог бы рассказать только сам Бакст.

Богатейшее семейство Ротшильдов для росписи своего дворца-особняка пригласит именно Бакста. который напишет изысканные фрески по мотивам "Спящей красавицы".

Уникальный текстиль от Л.Бакста

Уникальный текстиль от Л.Бакста

Американский текстильный магнат будет очарован рисунком тканей от Леона (так на французский манер зазвучит имя художника), на двоих они задумают колоссальный проект с громадным гешефтом, но болезнь Бакста не даст планам полностью осуществиться.

Нанятая сиделка будет жестко и нагло третировать Мастера, требуя от него запредельных выплат и строя коварные планы отобрать все. Вовремя приехавшая сестра прогонит прочь злую ведьму, тем самым выручив брата, который в некоторых бытовых вопросах оставался ребенком.

В отношениях с женщинами тоже не обходилось без ошибок. История с Людмилой Вилькиной, которая хотела иметь при себе всех известных творческих мужчин (и не творческих тоже), не украсила большого художника. Письма его (как и многих других достойных людей) она использовала, как наживку для новых богатых поклонников, пополняя список уже покорённых ею, Вилькиной, талантов и оглашая его при каждом удобном случае.

Но не будем строги к великим. Они велики в творчестве, но просты в человечиских влечениях. И строки из письма Бакста, которым Вилькина размахивала перед своим очередным поэтом-любовником Брюсовым, могли быть написаны любым другим персонажем увлекшимся прелястями Вилькиной.:

«Для художника не существует одежды. Я мысленно вижу вас голой, любуюсь вашим телом, хочу его», так писал Людмиле Бакст.

В 1918 году разорвал отношения с Дягилевым и его антрепризой. В конце 1917 года, не оплатив предыдущих работ (балета «Шутницы») и не назвав заранее точных сроков сдачи эскизов, Дягилев фактически вынудил Бакста разработать декорации к балету «Волшебная лавка». Ради этого проекта Баксту пришлось отложить массу дорогих заказов, на эту работу он потратил более года; однако, не уведомив художника, Дягилев принял работу Андре Дерена и провёл премьеру в Лондоне 5 июля 1919 года. Чтобы скрыть возможный конфликт, он заказал в прессе целую кампанию по критике искусства Бакста как «устаревшего и утратившего привлекательность». После тридцатилетнего сотрудничества и 16 совместных балетов поступок Дягилева стал ударом для Бакста. В 1921 году он предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» Чайковского, последнюю свою крупную постановку. В 1924 году, незадолго до смерти, Лев Самойлович Бакст был снова удостоен высшей награды Франции — ордена Почётного легиона.

0 0 Лев Самойлович Бакст (477x630, 291Kb)

Часто говорят о “преждевременной” смерти. И именно смерть художника, музыканта и поэта мучает всегда этой мыслью, мыслью о тех произведениях, которые с ними умерли, не родившись. На моей памяти так было, когда во цвете лет умер Серов, погиб гениальный Чюрленис и только что расцветший в своем таланте Нарбут. Бакст, конечно, далеко не дал всего, что мог дать его исключительный художественный дар. Его “знаменитость” была его трагедией. из воспоминаний друга Лео Бакста русского художника Мстислава Добужинского.

Сын Бакста, Андрей Львович Бакст (1907-1972), стал художником театра и кино. В 60-е годы Андрей Бакст не раз приезжал в СССР. Он передал Третьяковской галерее архив своего знаменитого отца, а Русскому музею – картину Л. Бакста «Древний ужас» и альбом его греческих зарисовок.

0 0 палитра (150x124, 10Kb)

Источник 1  Источник 2  Источник 3

 

Рубрики:  Люди и судьбы

Понравилось: 2 пользователям