Цитата сообщения Pannat
Крик души… (Размышление на театральную тему)
Крик души…
Культурный шок - я конечно раньше слышала это выражение, но толком не понимала что это такое, пока не испытала его в полной мере…
Но обо всем по порядку. Как-то утром по привычке прочла ТВ программу, хотя давно уже почти не смотрю телевизор, как говорится - на авось. Вдруг покажут что-то стоящее. Очень обрадовалась тому, что вечером на канале «Культура» будет спектакль «Дядя Ваня» по пьесе Чехова. Я очень люблю классику, особенно Чехова и Островского.
Сразу вспомнилось как в ранней юности, я часами сидела, прильнув к радиоприемнику и слушая «Театр у микрофона». А потом на следующий день перечитывала любимые пьесы и читая, слышала голоса любимых артистов. В Липецке, где я тогда жила, был прекрасный драматический театр и мы по нескольку раз пересматривали любимые спектакли. Позднее появилась возможность видеть их по ТВ. «Дядя Ваня» - это одна из любимейших пьес.
Поэтому я весь день ходила в приподнятом настроении и в предвкушении…
В программе было написано, что это спектакль театра имени Вахтангова и в главной роли Сергей Маковецкий, в которого я просто влюбилась после фильма «Ликвидация».
Там правда было не написано, кто будет играть доктора Астрова, а для меня это любимый персонаж в этой пьесе.
Наконец наступил вечер, я выключила компьютер и приготовилась смотреть…
Что я ожидала увидеть? Помните у Чехова: «Сад. Видна часть дома с террасой. На аллее под старым тополем стол, сервированный для чая. Скамьи, стулья; на одной из скамей лежит гитара. Недалеко от стола качели. - Третий час дня. Пасмурно.»
Понятно, что сад и помещичий дом из 26 комнат нам не смогут показать, но какую-то террасу или гостиную наверняка изобразят…
Как бы не так! Я уже видела пару классических спектаклей в современном прочтении и поняла, что мода на декорации канула в лету, может от бедности театров, не знаю. Поэтому обычно на сцене теперь кроме пары стульев и стола да разрисованного задника, редко что увидишь.
Вот и здесь на сцене было абсолютно пустое пространство, лишь в глубине изваяние каменного льва. Справа — верстак, он же стол для выпивки. Слева — кожаный диван, повернутый к зрителю фанерным задником. Несколько колченогих стульев и все…
Ну думаю, ладно, посмотрю, что будет дальше. Началось действие и я не узнала Чехова. Нет, текст произносили и вроде бы даже не перевирали, но от шока вызванного видом артистов и их поведением на сцене он вообще не воспринимался. У меня было ощущение, что я смотрю сцены из сумасшедшего дома.
Я даже не могу подобрать слов, чтобы его выразить. Актеры просто истерили, даже Маковецкий выглядел каким-то клоуном. Астрова играл Вдовиченков, который видимо не успел переключиться с очередного сериала и интеллигентного доктора изображал таким брутальным и нагловатым плейбоем. Профессор в исполнении Симонова это просто какой-то плохой трагик из провинциального театра.
Добила Елена Андреевна, которую Чехов написал роскошной женщиной, красавицей. Теперь представьте, что на сцену выходит нечто не понятное в костюме китайского болванчика с обручем – хула-хупом в руках. Сначала она дергается, как этот болванчик, потом она ложится на пол, вытягивается и все свои первые реплики произносит именно в таком положении…
Увидев такое, я просто выключила телевизор. Минут 15 просто не могла прийти в себя. Было полное ощущение, что на меня вылили ушат помоев! Хотелось быстро побежать под душ, но к сожалению, душу отмыть не получится…
Как можно такое смотреть нашему поколению, не представляю. Мы видели в этом спектакле, Басилашвили, Лебедева, красавицу Ирину Мирошниченко и других прекрасных артистов. Моего любимого Астрова играли Лавров и Бондарчук и было понятно, за что в него влюблялись женщины.
А в этом спектакле моя любимая сцена Астрова с Еленой Андреевной превратилась из одного, дозволенного себе Еленой Андреевной поцелуя на прощание в пошлую попытку овладения ею прямо на столе...:((
Решила полезть опять в Интернет и прочитать критику и отзывы о спектакле. И каково же было мое удивление, когда я прочитала великое множество хвалебных статей. Оказывается это новое слово в искусстве. А спектакль:
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль сезона 2009 — 2010 г.»
Лауреат Международной театральной премии имени Станиславского — 2010 г.
Лауреат ежегодной театральной премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона», 2011 г.
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Лучший спектакль года») — 2011 г.
Режиссер Римас Туминас оказывается открыл нам настоящего Чехова. Конечно, где уж, нам уж, эти литовцы лучше нас понимают русскую душу и Чехова. Написала «эти» потому что, и в Малом театре Чехова тоже ставил литовский режиссер.
Если это «лучший спектакль», то представляю, какие не лучшие.
Сейчас молодежь итак мало читает, может в театр еще и пойдет, но увидев такое вряд ли захочет читать Чехова, это точно…
Что касается меня, больше я «современную классику» смотреть не буду, этот театр для меня закончился. Лучше уж я пересмотрю старые спектакли или, как тогда, вечером возьму с полки томик Чехова и почитаю его, чтобы очистить душу…