-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в anna12k

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.07.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 1014


Сказка ложь, да в ней намек!

Четверг, 17 Января 2013 г. 18:44 + в цитатник
Цитата сообщения полынька Сказка ложь, да в ней намек!

" Лукоморья нет на карте, 
Значит в сказку нет пути! 
Это присказка, не сказка- 
Сказка будет впереди...."

 

 

 А правильно ли мы воспринимаем русские народные сказки? Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»

   Может такой подход более верный? Мы забываем народные традиции, не задаемся вопросом, когда эти сказки складывались? Не рассматриваем их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни. Возможно, сказки надо читать  тем языком, на котором они были сложены?

   Мы же читаем сказку, воспринимая ее через призму сегодняшнего дня. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами, которые еще надо уметь понимать. Чаще всего мы просто не знаем, что, за каким образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках до сих пор сохраняется то изначальное, что в них было заложено. 
Читая сказки, мы не должны  забывать, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было «навсегда». Душа возвращалась в тело ребенка.

   Сказки детям необходимы, особенно народные. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту. 

   Если в раннем возрасте прочитать ребенку про Бабу-ягу, то малыш испугается, и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок, таких как  «Колобок» и «Репка».
Эти сказки о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот.

 

   Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка, но и она исчезла…

 
   «Репка», о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

 

   «Курочка Ряба» - сказка для взрослых.  


   Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым.  


   Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь. Разве это похоже на детскую сказку?

  Большинство сказок - волшебные. Главная героиня в них - Баба-яга


Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть, да и только.

  Но, и, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось.
 

   У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян, распущенные волосы,  связь с потусторонним миром; еще косы расплетали у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога, т.е. умерла так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. "Фу-фу, говорит, русским духом пахнет". Но у нее другое зрение, она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга, умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. 

   Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

   Как вы смотрите на то, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого? К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки. Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры, в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, за знаниями нужно обращаться в потусторонний мир, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. 

Опять метафора, он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

И не такая уж Баба-яга страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». 


В переводе с санскрита гуси-лебеди - души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку к Бабе-яге. 

   Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, в которой Баба-яга жарит детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд -перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого укладывает на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На мой взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

   Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней славянской культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Всё становится с ног на голову. Баба-яга - положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.


Иван - дурак.

    Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, а ведь он и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?
Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле, все совершенно не так. Слова: дремучий лес, дремать, дурак имеют один корень. Они обозначают  измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие.
Дремучий лес - другой мир, мир мертвых, там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.
Человек дремлет. Он тоже как бы находится  не на яву, а в другом сознании.


Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков.

   Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, никуда не спешит, накапливает знания. В итоге все и получает!
  В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. И опять: рассказывается главное,  как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены, семья будет счастливой.



  Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге, свадьба и счастливая жизнь.

   Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с уважением, жить в ней.  К сожалению, многие не понимают, что дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью. 


Не будем забывать: «Культура -это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания.

"Русская культура"

Серия сообщений "интересно":
Часть 1 - Свеча горела на столе...
Часть 2 - Рай на земле или секта???
...
Часть 5 - Там где сбываются мечты....
Часть 6 - Волшебный мир мастера.
Часть 7 - Сказка ложь, да в ней намек!
Часть 8 - Все познается в сравнении....
Часть 9 - Сказочная женщина:)
...
Часть 11 - Перед Рождеством нужно помириться и исповедаться
Часть 12 - О прощении
Часть 13 - Баня — мать вторая! Тело парит, здоровье дарит!

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку