-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bonito11

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 45) Кулинарная_книга_Березки Моя_дача Неизвестная_Планета Креативные_идеи Вязаный_вальс В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Рецепты_домохозяек полезные_игрушки Дом_Кукол вязалочки БУДЬ_ЗДОРОВ Царство_Кулинарии Вяжем_спицами_и_крючком Секреты_здоровья прокапупка РЫЖИЙ_КОНЬ Интересно_об_АВТО Неудержимые_ручки Школа_Пограничье Кошколюбам ЛиРу Уголок_психолога Книжный_БУМ НАШ_САД Стихи_любимых_поэтов Вязание Camelot_Club Decor_Rospis Gallery_Decor_R СДЕЛАНО_С_ЛЮБОВЬЮ Make_up Photoshopia _Поиск_Картинок_ Сама_овца Тереза_Тенг -HochuVseZnat- Вяжем_вместе ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Моя_кулинарная_книга Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Creative_Designs Только_для_женщин OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 13) _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Школа_Иггдрасиль All-for-photoshop Обитель_Тьмы Mimi_Kids Релакс_и_вдохновение WiseAdvice Madame_Frames Мир_клипарта О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии Поиск_Пропавших_Без_Вести

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2011
Записей: 51077
Комментариев: 5557
Написано: 62920


Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства/3

Суббота, 18 Ноября 2023 г. 12:12 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya

Большая звезда

При проектировании района Большой Звезды (или «Нового сада») Винченцо Бренна применил использованную ранее в Старой Сильвии композицию из расходящихся от центральной площадки дорожек-лучей; каждая дорожка имела своё название: Красного Солнца, Богатого поля, Зелёной женщины, Славянская, Старого Шале, Красного молодца, Дружеская, Грибная, Молодого жениха, Красного бугра, Водопроводная. Район предназначался для прогулок в экипажах и верховой езды. В районе Большой Звезды расположены находящиеся под охраной государства объекты культурного наследия: Круглый зал, Вокзальные пруды и другие.

не определено

Круглый зал («Музыкальный павильон»)

Круглый зал, павильон классической архитектуры, расположен в парковом районе Большая Звезда в месте пересечения радиально расположенных дорог, где первоначально на круглой площадке, иногда именуемой по-французски Tapis Vert (Зеленый ковер), находилась смотровая площадка.
В 1797-1799 годах В. Бренна, доработав первоначальный проект Ч. Камерона, возводит павильон, прямоугольный в плане, с портиками на боковых фасадах и абсидами на торцах.
Павильон использовался для музыкальных концертов и был известен как Музыкальный салон. Его французское название «Salon de musique» в просторечии называли «Соленый мужик».
В 1837 году при строительстве железной дороги мимо Круглого зала прошла линия железнодорожных путей, и павильон обслуживал железную дорогу.
Старая Сильвия
Старая Сильвия (лат. Silva — лес) — небольшой район парка с регулярной планировкой, спроектирован в начале 1790-х годов архитектором В. Бренной. Рощу, в которой преобладают хвойные породы деревьев, прорезают двенадцать дорожек, расходящиеся подобно лучам от круглой центральной площадки. В Старой Сильвии расположены Памятник родителям, Руинный каскад, Старосильвинские пруды и другие объекты культурного наследия.
Двенадцать дорожек
Аполлон Бельведерский и двенадцать дорожек в Павловском парке
Двенадцать дорожек 
Двенадцать дорожек — композиция, центром которой является обрамлённая дубами площадка с бронзовой статуей Аполлона Бельведерского; от неё расходятся двенадцать дорожек, между которыми расставлены двенадцать бронзовых скульптур, отлитых по моделям скульптора Ф. Гордеева, сделанных со слепков Академии художеств: Венера Каллипига (или Прекраснобёдрая, богиня любви и красоты), Флора (богиня цветов), Меркурий (вестник богов), Евтерпа (муза лирической поэзии), Мельпомена (муза трагедии), Талия (муза комедии), Терпсихора (муза танца), Эрато (муза любовной поэзии), Полигимния (муза гимнов и красноречия), Каллиопа (муза эпической поэзии и песнопений), Клио (муза истории) и Урания (муза астрономии). Каждая из двенадцати дорожек заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки

Аполлон Бельведерский

Статуя Каллиопы в Павловском парке

Статуя Клио в Павловском парке

Статуя Эрато в Павловском парке

Статуя Эвтерпы в Павловском парке

Статуя флоры в Павловском парке

Статуя Гермеса Флорентийского (Меркурия) в Павловском парке

Статуя Мельпомены в Павловском парке

Статуя полигимнии в Павловском парке

Статуя Терпсихоры в Павловском парке

Статуя Талии в Павловском парке

Статуя Урании в Павловском парке

Венера Каллипига (Павловский парк)

Амфитеатр со статуей «Флора»

Амфитеатр (Любимое место цесаревича Николая Александровича) – небольшая полукруглая площадка на вершине насыпного холма в Долине реки Славянки между Висконтиевым и Пильбашенным мостами. Одна из двенадцати дорожек Старой Сильвии ведет к этой площадке.
Амфитеатр, как садовая затея в духе античных увеселительных сооружений, был сооружен в 1793 году по проекту В. Бренна. На правом берегу Славянки Бренна разместил Каменный амфитеатр для зрителей, а на левом берегу – зеленый амфитеатр, представлявший ряд земляных террас и лестниц с зелеными кулисами для представлений. В центре каменной скамьи на пьедестале была установлена мраморная статуя Цереры.

В 1865 году на пьедестале был помещен портретный бюст цесаревича Николая Александровича, рано ушедшего из жизни, и две памятные мраморные доски с надписями: «Возлюбленному и незабвенному племяннику и другу нашему Никсе» и «Помяни его Господи во Царствии Твоем в память его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу». В исторической литературе XIX века Амфитеатр более известен как Памятник Никсе.

Памятник любезным родителям

Памятник родителям – один из интереснейших примеров создания мемориального сооружения конца XVIII в. В 1780-х годах в отдаленной части парка на правом берегу Славянки недалеко от домика Крик Камероном был сооружен павильон в виде римской эдикулы, окруженный стеной хвойных деревьев, как бы отделяющей его от окружающей природы.
 
От Тройной липовой аллеи к нему ведет узкая и извилистая Философская дорожка, которая приводит к чугунным воротам с траурной символикой. Войдя в ворота, посетитель оказывается в некотором уединении перед памятником, который воспринимается лишь при фронтальном обозрении. Полукруглая ниша завершается кессонированным сводом. Ее фасад перекрыт классическим антаблементом, который поддерживают в центре две колонны и по краям две пилястры, выполненные из розового тивдийского мрамора.
не определено
Несмотря на небольшие размеры памятник производит монументальное впечатление. Первоначально он так и назывался – Монумент. В нише была установлена мемориальная доска «Сестре моей Фридерике», 1785 год. Он посвящался рано ушедшей из жизни сестры Марии Федоровны, в замужестве герцогини Шлезвиг-Гольштейн-Ольденбургской.
 
В 1790 году скончалась в родах другая сестра Марии Федоровны Елизавета, эрцгерцогиня Австрийская, в 1791 г. – брат Карл Вюртембергский, герой Русско-турецкой войны. После ранней смерти сестры и брата в нише были установлены еще две мемориальные доски.
В 1797 г. скончался отец Марии Федоровны владетельный герцог Фридрих Евгений Вюртембергский, а через три месяца и мать Марии Федоровны герцогиня Фридерика Доротея. Для увековечивания памяти своих родителей Мария Федоровна заказывает И.П. Мартосу изготовить мемориальную скульптуру, которая была установлена в центре эдикулы в 1807 г. Постамент скульптуры из серого мрамора украшен тремя барельефами: в центре изображена загробная встреча герцога и герцогини Вюртембергских, слева – бог войны Марс, призывающий Карла Вюртембергского на военный подвиг, и бог времени Сатурн, указывающий на пальму бессмертия, справа – небесное вознесение душ сестер Елизаветы и Фридерики. На пьедестале воздвигнута пирамида из красного гранита с медальоном, представляющим профильные изображения родителей. Над ними стоят две урны судьбы, полузакрытые наброшенным покрывалом. Скорбно склонила голову женская фигура с царским венцом на голове. С другой стороны - крылатый гений, безмолвный свидетель скорби Царственной жены, срывает покрывало с урн. На стене по обеим сторонам от скульптуры мраморные доски с надписями: Справа – «Сестре моей Фридерике 1783 ноября 15 дня». Слева – две доски: «Сестре моей Елизавете 7 февраля 1790» и «Брату моему Карлу 11 августа 1791». На фронтоне храма надпись: «Родителям».
Pavlovskiy-park-v-mae
В 1801 г. перед памятником был установлен античный мраморный жертвенник с приделанной к нему плоской мраморной вазой (в настоящее время жертвенник экспонируется в Храме дружбы).

Памятник Великому Князю Вячеславу Константиновичу

Памятник Вячеславу Константиновичу, младшему сыну великого князя Константина Николаевича и его супруги Александры Иосифовны, умершему в возрасте 17-ти лет в 1879 г., установлен в районе Старой Сильвии на перспективе одной из 12-ти дорожек.
3d8a981455ee9ff04a22e6cfa4483030
В изящной чугунной беседке на груде красиво нагроможденных камней печально склонив голову сидит мраморный ангел. Он смотрит на медальон, который держит в руке, это – портрет почившего юного великого князя.

Новая Сильвия

Эти земли были добавлены к имению после того, как Павел I взошёл на престол. Новая Сильвия создавалась в 1799—1800 годах архитектором Винченцо Бренной, сохранившим характер обширного густого леса с его тайной тишиной и прохладой. Расположенные здесь статуя Аполлона Мусагета, колонна «Конец света»и Мавзолей супругу-благодетелю являются объектами культурного наследия.

Мавзолей «Супругу-благодетелю»

Мавзолей Павла (первоначальное название Храм Павла I или Памятник Павлу I) был сооружен по проекту Ж.Тома де Томона в парковом районе Новой Сильвии и является архитектурной доминантой района.
Желая увековечить память о незабвенном своем супруге, вдовствующая императрица Мария Федоровна решила установить ему архитектурный монумент. Был объявлен конкурс на лучший проект, и победителем стал выходец из Франции Тома де Томон.
Строительство велось с 1806 по 1810 год. Здание построено в виде древнеримского храма-простиля. Величественное здание из песчаника высится на гранитном подиуме с широкими ступенями, четырехколонный портик поддерживает фронтон с надписью: «Супругу благодетелю», на противоположной стороне – слова: «Павлу I-му Императору и Самодержцу Всероссийскому. Родившемуся сентября 20-го дня 1754 года. Скончавшемуся марта 11-го дня 1801 года». Во фризе изображены плачущие маски.
Вокруг Мавзолея были посажены высокие ели, что еще более подчеркнуло траурный характер сооружения. Центральный фасад Мавзолея, поставленного над оврагом, хорошо виден с центральной дорожки Новой Сильвии, но подойти к нему можно лишь по узкой дорожке, пройдя через траурные чугунные ворота, и обогнув Мавзолей, и таким образом полностью обозрев памятник.
Эмоциональное воздействие Мавзолея на зрителя наиболее ярко отразил В.А.Жуковский в элегии «Славянка»:
 
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной:
Заглохшая тропа, кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые…
 
Через решетчатые двери-ворота открывается интерьер храма. У стены против входа располагается мраморный кенотаф: высокий пьедестал, украшенный рельефом с изображением осиротевшего и скорбящего семейства Павла I, на пьедестале коленопреклоненная плакальщица в короне – олицетворение склонившейся в скорби к урне Марии Федоровны. Монумент находится на фоне гранитной пирамиды, украшенном мраморным медальоном с портретом Павла I. Мемориальный памятник выполнен И.П. Мартосом в 1809 г.

Колонна «Конец света»

Колонна «Конец света» - памятник парковой архитектуры конца XVIII века. В 1784 году по оси Тройной липовой аллеи при выходе ее на площадку была установлена по проекту Ч. Камерона мраморная колонна, а все место стали называть площадью колонны. Еще через несколько лет здесь появились чугунные ворота, которые завершили оформление площади. Изображение этого места можно увидеть на росписи старинного веера из собрания музея.
Однако такая планировка сохранялась недолго. На рубеже 1799/1800 годов архитектор В. Бренна создает планировку нового паркового района - Новой Сильвии в правобережной части реки Славянки. На одной из площадок у берегового склона Бренна устанавливает колонну, перенесенную от Тройной липовой аллеи. Эта колонна ионического ордера из розового олонецкого мрамора получила название «Конец света». Название в духе времени было символичным напоминанием, что здесь заканчивался Павловский парк. Колонна хорошо сохранилась и до сих пор находится на своем историческом месте в Новой Сильвии.
 
Белая Береза
Огромный лесной массив (250 га) был создан в 1801—1828 годах художником-декоратором Пьетро Гонзаго в новом стиле русского пейзажного парка — парка-равнины, показывающего красоту скромной северной природы: с каждого поворота дороги можно любоваться всё новыми пейзажами, свободными от архитектурных сооружений, скульптуры и каскадов. В берёзовой роще расположен Розовый павильони другие охраняемые государством объекты культурного наследия.

Круг белых берёз — обрамлённая берёзами круглая площадь, от которой лучами расходятся семь дорог.

15200190487358

«Самое красивое место» сочетает красоту живописных лугов, широко раскинувшихся вокруг тенистой рощи; здесь царит красота самой природы.

«Самое красивое место»

Розовый павильон

Розовый павильон – одно из самых поэтичных сооружений Павловского парка. Он расположен в живописном месте на границе трех районов: Старой Сильвии, Белой березы и Парадного поля в окружении глади прудов.
 
 
В конце XVIII века земли за Парадным полем жаловались придворным из окружения императора Павла I. Так в 1797 г. князю Алексею Борисовичу Куракину, тайному советнику, камергеру и кавалеру различных орденов был пожалован участок вблизи парадного поля. На планах 1799 г. дом Куракина значится на месте будущего Розового павильона. В 1806 г. Куракин продает свой дом генералу от инфантерии князю П.И. Багратиону, который был назначен военным комендантом города Павловска. Первые годы пребывания Багратиона в Павловске отмечены его дружбой с великой княжной Екатериной Павловной и благосклонностью императрицы Марии Федоровны.
Летом 1811 г. обширный участок дачи Багратиона приобретен в собственную казну вдовствующей императрицы Марии Федоровны, но еще долго будет называться «дачей Багратиона».
не определено
Перестройку дачи Мария Федоровна поручила архитектору А.Н. Воронихину, пользовавшемуся большим уважением императрицы и, особенно, ее признательностью за работы по Павловскому дворцу. Воронихин создает легкую и изящную деревянную постройку в классическом вкусе. Квадратная в плане, она украшена четырехколонными портиками с венчающими их фронтонами и широкими крыльцами, ведущими к этим портикам. Завершается невысоким куполом на четырехгранном барабане, с полуциркульными окнами. Стены обшиты досками, окрашенными в светло-жёлтый цвет с нарисованными рустами, имитирующими кладку. Во фронтонах, а также во фризе по периметру фасадов – декоративные живописные панно, написанные гризайлью, с изображением игр амуров. Они привносят элемент пасторальности в эту стройную классическую постройку, подчеркивая назначение ее как места отдохновения, развлечения и игр.
Вокруг павильона прокладывают дорожки и разбивают розарий, отчего павильон получает название «Розового», а на главном фасаде под фронтоном появляется надпись по-французски, набранная из бронзовых золоченых букв «Pavillon des Roses».
 
Воронихин строит «Павильон Роз» по всем правилах осевой симметрии. На пересечении осей находится композиционный центр – Ротонда, как своеобразный архитектурный лейтмотив Павловска. Четыре полукруглые ниши Ротонды с восемью колоннами коринфского ордера по сторонам чередуются с тремя прямоугольными проемами, а место четвертого занимает мраморный камин. Гризайльная роспись в конхах ниш представляет объемные розетки, что усиливает впечатление глубины ниш. Над ними по всему периметру ротонды – расписной фриз из пальметт. Небольшой этаж над ротондой представляет круговую галерею с балюстрадой, а еще выше – купол с нарядными расписными гирляндами цветов на ослепительно белом фоне. Три открытых проема без дверей соединяют ротонду с окружающими ее гостиными, образующими П-образную галерею.
 
 
Специально для павильона была изготовлена мебель из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, угловые шкафчики и разнообразные цветники. Украшением мебели служили вышивки с изображением цветов и в особенности роз.
 
Розовый павильон стал любимым местом отдыха Марии Федоровны, здесь бывали именитые литераторы и музыканты.
Летом 1814 г. к павильону пристраивается большой танцевальный зал, так как Мария Федоровна задумала устроить в Розовом павильоне праздник, посвященный торжественному возвращению Александра I после победы над Наполеоном. Двухсветный около 400 квадратных метров танцевальный зал поражает великолепием отделки.
 
Темперная живопись с позолотой, выполненная Д.-Б. Скотти, представляет аллегорические символы победы и славы. Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз из разноцветного шелка, словно образуя огромную корзину. Из центра этой корзины спускается большая четырехъярусная люстра из золоченого дерева, по четырем углам – четыре меньшие люстры такой же конструкции. В простенках между окнами помещены бра в виде корзин с букетами листьев и украшенные золочеными воинскими шлемами со страусиными перьями.
 
Праздник состоялся 27 июля 1814 г. Перед павильоном на фоне иллюзорной декорации, изображавшей русскую деревню, написанной П.Гонзага, выступали хоры исполнявшие гимны и оды в честь царя-победителя. Стихи и музыку писали лучшие поэты и композиторы. В спектакле участвовали артисты императорских театров.
 
Еще один знаменитый театрализованный праздник и карусель состоялись 6 июня 1816 года в честь великой княгини Анны Павловны и ее супруга принца Вильгельма Оранского перед их отъездом в Нидерланды.
 
Вплоть до Великой Отечественной войны Павильон являлся музеем, а также местом для проведения лекций в летнее время. Разрушенный в годы оккупации, Розовый Павильон возрожден в своем первоначальном виде в 1990-х годах. Вокруг него разбит шикарный розарий.
Парадное Поле

Олений мост

Розовопавильонные пруды в районе Парадного поля по проекту П. Гонзага появились в 1803 году. Их соединяла протока, через которую была переброшен деревянный мост, называвшийся Розовым. Позднее на его месте возвели трёхпролётный каменный мост. В 1879 году на месте каменного построен новый однопролётный металлический мост под руководством инженера А. Чикалева. Фермы моста были изготовлены на Санкт-Петербургском заводе Сан-Галли, а решётку на предприятии «Наследники Фосса». Он располагается на четырёх устоях из пудожского известняка, поверх которых были устроены прямоугольные каменные постаменты для скульптур. На них установлены фигуры двух пар лежачих оленей, отлитых в Берлине из цинка скульпторами Грейсом и Гафинером по моделям немецкого скульптора Кристина Рауха — пара молодых и пара зрелых животных.

 

не определено

Колонна княгини Ливен

Круглая колонна черно-белого гранита с базой и капителью из белого мрамора на постаменте из красного гранита. Колонна названа именем воспитательницы детей Павла Петровича и Марии Фёдоровны княгини Шарлотты Карловны Ливен. Автор памятника неизвестен. Колонна установлена у Центрального Розовопавильонного пруда в 1840-е годы.

не определено

 

https://pavlovskmuseum.ru/about/park/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Павловский_парк

 

*********************


 

Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 40 - Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства/1
Часть 41 - Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства/2
Часть 42 - Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства/3
Часть 43 - Крепость БИП (бастион имп. Павла), парк Мариенталь.
Часть 44 - Дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"/1
Рубрики:  ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ/дворцы,замки
ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ/сады, парки