Цитата сообщения yoginya-Natalika
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА, РЕЛИГИИ И ВОСПИТАНИЯ. Свами Нараянананда.
Идеальный отец — честный, сдержанный, добрый и любящий, чистый, праведный, самоотверженный и великодушный; он зарабатывает деньги честными средствами и не только содержит свою жену и детей, обеспечивая им подобающий кров, пищу и воспитание, но и жертвует часть своих доходов на нужды бедных, больных, беспомощных и своего народа.
Если домохозяин не выполняет хотя бы одной из этих обязанностей, его нельзя назвать идеальным отцом или идеальным домохозяином. Семья — это государство в миниатюре. Отец для семьи — то же, что император, царь, президент или диктатор для страны. Правитель страны должен обладать безупречным характером, дисциплиной и самоконтролем. Он не должен быть эгоистом, но добрым, великодушным и милосердным и всем сердцем желать добра своим подданным. Он должен карать зло и защищать дхарму (праведность).
Такие императоры и цари были в старину. С их исчезновением дхарма пришла в упадок.
Цель идеального правителя — обеспечить своим подданным здоровье, мир, радость, счастье и процветание во всем. Для этой цели в разных странах создавались различные организации. Но если бы все власть имущие были честными, сдержанными, добрыми, любящими, чистыми и самоотверженными, с безупречным характером, если бы они любили и уважали друг друга, почтительно относились к женам, дочерям и имуществу других и жаждали честной мирной жизни, — разве тогда были бы нужны законы, судьи, адвокаты, полиция, армия и т.п.?
Фактически, мужчин и женщин с идеальной нравственностью нет ни в одном правительстве — напротив, большинство власть имущих безнравственны и корыстны. Вот почему весь современный мир стал сущим адом. Для истинного мира и процветания во всем мире существует огромная и насущная необходимость в воспитании нравственно сильных мужчин и женщин. Каждый должен строго придерживаться этических принципов в своем поведении. Иначе мир и процветание навсегда останутся мечтами.
Изучение Вселенной и населяющих ее существ обнаруживает одну великую истину: истинная цель всех живущих, на которую направлена вся их энергия, — это достижение свободы и счастья. Идея свободы запечатлена в любой былинке. Но поскольку действия большинства существ направлены не в ту сторону, они обрекают себя на страдания и рабство вместо счастья и свободы. Никакое богатство не даст человеку счастья. Слава и почести тоже не принесут покоя и настоящей радости.
Так в чем же истинное счастье? Оно заключается в знании своей Истинной Природы. А для того, чтобы осознать нашу Истинную Природу, следует контролировать свой ум и чувства, для чего необходимо строго следовать этическим принципам.
Если вы с берега озера попытаетесь увидеть свое отражение в воде, то сможете сделать это, только если водная поверхность будет ровной и спокойной. Но если вода подернута рябью, вы не сможете увидеть отражение. Как волны и рябь нарушают спокойствие водной глади, так и мысли и желания нарушают безмятежную ясность ума. Многочисленные желания и мысли омрачают ум, делая его неустойчивым и переменчивым и заставляя забывать об Истинной Природе Атмана (Самости).
Поэтому для познания нашей Истинной Природы, для обретения подлинного мира и блаженства необходимо обрести совершенный контроль над умом и чувствами. Чувства привлекают ум к своим объектам и беспрестанно создают в нем бесчисленные желания и мысли, делая его омраченным и слабым. Ни один безнравственный человек никогда не сможет наслаждаться настоящим покоем ума. А без покоя ума не бывает счастья. Поэтому чтобы постичь Самость, управлять умом и чувствами и достичь мира и блаженства, необходимо иметь безупречный характер.
Нечистые и безнравственные люди, мошенники, лжецы, лицемеры и подобные им личности никогда не обретут покоя ума и истинного счастья. Поэтому для обеспечения прогресса каждого государства и его подданных, а также мира и процветания во всем мире, совершенно необходимо, чтобы мужчины и женщины, независимо от государственной принадлежности, стали нравственно сильными и совершенными.
Давайте теперь обратимся к религии. Все религиозное здание основано на фундаменте этических принципов — таких, как правдивость, целомудрие (брахмачарья), любовь, самоотверженность, милосердие, чистота, удовлетворенность, неприсвоение чужого и т.д. Иными словами, религиозный человек должен придерживаться нравственных принципов в поведении, а также контролировать свой ум и чувства. Все пророки и основатели великих мировых религий вели чистую и целомудренную жизнь и призывали своих последователей идти по их стопам.
Фактически, не может быть религии и религиозного прогресса без строгого соблюдения нравственных принципов. Если бы все мужчины и женщины различных мировых религий действительно следовали учениям их основателей и если бы они были по-настоящему добрыми, великодушными, праведными и миролюбивыми, в мире никогда бы не было такого количества войн и страдания во имя Бога и религии. Но как ни прискорбно, они в этом отношении (строгом следовании этическим принципам) потерпели неудачу, и весь мир вместе с его цивилизацией находится сейчас на краю гибели.
Наконец, давайте подумаем о воспитании. Задачей воспитания является сделать человека мудрым, сильным и здоровым физически, морально и душевно, что позволило бы ему вести счастливую гармоничную жизнь. Если воспитание не помогает человеку развить эти благородные свойства, а вместо этого делает его чувственным, слабым, эгоистичным и безнравственным, — это не воспитание.
Двадцатый век знаменит великими научными открытиями и изобретениями и удивительным прогрессом в создании человеку достойных условий жизни. Но он породил и чудовищнейшие средства разрушения. Преобладающая во многих странах современная система воспитания, при всем своем бахвальстве и кичливой «прогрессивности», в действительности сделала среднего мужчину и женщину еще более эгоистичными, более чувственными и безнравственными.
Результатом этого вырождения стали две величайших мировых войны на протяжении двадцати лет и возможность третьей войны. Каких только жестокостей не совершалось во время этих чудовищных войн! Отравляющие вещества и атомные бомбы без разбора и без жалости использовались воюющими сторонами против самых беззащитных людей, против спящих, против беременных женщин, против школьников и младенцев. Какой памятник славным достижениям и прогрессу в науке и образовании просвещенного двадцатого века! Даже самые свирепые хищные звери добры и милосердны к своим детенышам и самкам. Но так называемые «образованные человеческие особи» двадцатого столетия пали гораздо ниже зверей в джунглях. Если воспитание не будет укреплять характер и делать мужчин и женщин добрыми, милосердными, миролюбивыми, самоотверженными, способными к самодисциплине и самоконтролю, Третья Мировая война положит конец всему свету.
Подлинный мир можно обрести только путем работы над собой, или контроля ума. Тот, кто хочет контролировать ум, вначале должен научиться контролировать чувства. А желающий контролировать чувства и ум должен соблюдать и взращивать в себе нравственные принципы. Без обретения нравственного совершенства невозможно добиться покоя ума. А тот, кто не обрел внутреннего мира, не сможет обрести и внешнего. Его беспокойное состояние может только нарушать покой остальных.
Как может установить мир тот, кто сам лишен его? Поэтому дли всестороннего человеческого прогресса и для достижения личного и всеобщего мира сейчас и в дальнейшем необходимо сделать мужчин и женщин сильными — этически, нравственно и духовно. Вот в чем секрет стабильного и прочного мира. И здесь, в этой точке, действительно сходятся интересы государства, религии и воспитания. Их объединяет одна и та же общая цель.
В заключение скажем, что для обеспечения стабильного мира и всеобщего процветания именно первые лица государств должны воспитывать в себе нравственную силу. Пусть они контролируют свой ум и чувства и тем самым подают пример своим подданным. Подобным образом, пусть священники стремятся стать по-настоящему чистыми и благочестивыми и в проповедях наставляют своих последователей и учеников поступать подобным образом.
Преподаватели и воспитатели пусть станут образцом морального, физического и душевного совершенства и соответственно воспитывают своих учеников. Пусть инициатива быть чистым, честным, целомудренным, добрым, милосердным и обладать иными Божественными качествами исходит изнутри. Пусть усилия и желание обрести эти качества станут главной целью любого мужчины и женщины. Пусть каждый приложит все силы, и пусть в школах и колледжах будут созданы все условия, помогающие ученикам развивать эти качества. Полностью развить эти Божественные качества — вот самый легкий и надежный метод правильного воспитания.
Воспитание должно в первую очередь формировать и укреплять характер, и такое воспитание должно стать обязательным. Основной акцент в школах, колледжах и университетах должен быть сделан на строгом соблюдении нравственных принципов и норм. Те, кто стремится создать всемирную организацию и установить мир во всем мире, должны сначала воспитать мужчин и женщин, крепких и сильных нравственно, физически и духовно. Для этого государство, религия и образование должны объединить свои усилия. Эти три организации дополняют работу друг друга. Они никогда не заменят друг друга. Если разные народы действительно хотят мира, все должны стремиться к нравственному совершенству, любить друг друга независимо от социального положения, вероисповедания, цвета кожи и пола и взращивать добродетель самоотверженности.
Тогда и только тогда можно будет добиться мира во всем мире. Если только один народ или страна воплотит эти принципы, а остальные будут оставаться такими, как сейчас, — этот народ, несомненно, станет легкой наживой нечестивого окружения. Мы читали о таких событиях в древней Индии и в Америке. Добрые и благочестивые народы были легко покорены горсткой вторгнувшихся варваров именно из-за собственной добродетельности. Они были обмануты и одурачены и утратили свою независимость. Это было похоже на нападение лютых тигров на стадо мирных овец или коров и жестокую их резню. Поэтому наступления мира во всем мире можно будет ожидать не ранее, чем нравственная добродетель станет присущей всем его народам.
Свами Нараянананда.
"Практические наставления по достижению Cамадхи".