-Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Интересы

видео кино кулинария магия музыка.здоровье психология воспитание юмор семья нумерология приколы рейки руны таро фото

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 42) Кремлевская_диета ПОИСК_ПРАВДЫ БагЛи Рамки_для_днева Темы_и_схемы опекАй Рецепты_домохозяек Наши_рецептики О_детях Всем_Вкусно БУДЬ_ЗДОРОВ Ветеринарный_кабинет УспешнаяДомохозяйка Царство_Кулинарии Всё_для_блога Обречены_на_Счастье Секреты_здоровья Цитируем_Тут Усы_лапы_и_хвост РЫЖИЙ_КОНЬ Все_о_Таро Кошколюбам ЛиРу Книжный_БУМ Картинки_для_днева Стихи_любимых_поэтов Gala-Feya_and_Photoshop Котомания Школа_кулинара Руны Сама_овца Это_Смешно Лучшее_Для_Цитатника -HochuVseZnat- Любимый_Дизайн_Дневников Сообщество_Творческих_Людей Школа_славянской_магии Вкусно_Быстро_Недорого Creative_Designs Только_для_мужчин Только_для_женщин Книга-лучший_друг
Читатель сообществ (Всего в списке: 18) _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Темы_и_схемы_для_Вас Магия_рун Учимся_вместе_ЛиРу Все_о_Таро Школа_Иггдрасиль Сила_ведьм -Дизайны_от_МяУ- Evernote_Ru Кино-Видео-На-Лиру Mimi_Kids Photoshopinka WiseAdvice Мир_клипарта О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2011
Записей: 10810
Комментариев: 1782
Написано: 14154


День памяти подлодки Комсомолец и всех погибших моряков-подводников

Воскресенье, 09 Апреля 2017 г. 01:12 + в цитатник
Цитата сообщения Cymylau День памяти подлодки «Комсомолец» и всех погибших моряков-подводников

Сегодня Россия и ее Военном-Морской флот отмечают День памяти погибших подводников.Все корабли и суда ВМФ РФ в этот день приспускают Андреевские флаги, и проводят минуту молчания.

День памяти погибших подводников
 

Легла на грунт. Пожар. Стучат.
Лишь фальшь официальной сводки.
А нервы как струна – внатяг,
И губы высохли от водки.

Напиться б, матом заорать,
Кляня проклятое «железо»,
Штабы, главкома, тупость, власть,
Но понимаешь - бесполезно...

Их нет... Не вздыбится вода
От тела всплывшей субмарины,
И смысл слова «никогда»
Морозом обжигает спину.

Сосед напротив, лейтенант,
Пацан в погонах офицерских,
Не поднесет стакан к губам,
Ловя звезду. Их две. Навечно.

Его жена теперь вдова,
При встрече вдруг зайдется сердце,
Что ей всего лишь двадцать два,
И муж – герой, да жаль, посмертно.

А память? Черная шинель,
Фуражка, китель, горсть медалей,
«Парадка», смятая постель,
Пустой причал... Любили, ждали...

2222299_venok550x390 (550x390, 160Kb)

Поминая всех героев подводных глубин, сложивших свои головы за Отечество, в этот день особо вспоминают моряков АПЛ К-278 «Комсомолец», погибших вместе с лодкой 07 апреля 1989 года в Норвежском море.

Изображение/2222299_0_f0669_fd1a95a4_orig (700x394, 468Kb)

Атомная торпедная подводная лодка из состава Краснознамённого Северного флота погибла юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках  07 апреля 1989 года в 17 часов 08 минут (28 лет назад) .  Из 69 членов команды погибли 42 человека...
Об атомной подводной лодке «Комсомолец», затонувшей 7 апреля 1989 года в точке с координатами 73°40' северной широты и 13°30' восточной долготы, написано довольно много. Слишком уж странным показалось это происшествие: лодка, которой и поныне принадлежит мировой рекорд погружения на 1032 м, вдруг затонула, что называется, на ровном месте.

2222299_SSxS9r5vRrs (600x432, 66Kb)


7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. На «Комсомольце» возник пожар, приведший к потери плавучести и погружению на дно уникальной субмарины.
Лодка лежит на глубине 1858 метров. Реактор лодки был надёжно заглушён, однако до их пор в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью.



 

Лодка являлась новым словом в мировом кораблестроении. Общая концепция, именовавшаяся в контурах конструкторской идеи «Плавник», затем «проект 685» и широко известная как «Комсомолец», родилась в 1960-х годах в условиях нарастающего противостояния СССР и США. По замыслу проектантов, глубоководная атомная подлодка «проект 685» предназначалась для борьбы с подлодками противника и охраны своих кораблей.
Технический проект был утверждён в декабре 1974 года. Строительство лодки велось на крупнейшей военной верфи «Севмашпредприятие» в Северодвинске, Архангельской области.

 

Считали, что по своим тактико-техническим характеристикам атомная подводная лодка этого класса опережает время примерно на четверть века: сверхпрочный корпус из титана, более 1000-метровая глубина погружения (ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров), подводное водоизмещение 8500 тонн, скорость хода более 30 узлов, полное необнаружение и недосягаемость для любого оружия. Боекомплект 22 торпеды (с ядерными боеголовками), часть из которых могла быть заменена на крылатые ракеты С – 10 «Гранат».

Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй.

2222299_img_137294_jpeg (500x211, 37Kb)



Лодка была спущена на воду в августе 1983 года, а 5 августа 1984 года, по завершении достроечных работ на плаву, передана 1-й флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного флота.




 

Ещё в период ходовых испытаний, имея на борту конструкторов и строителей, лодка погрузилась на 1040 метров, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания.
За пять лет службы в составе объединения «Комсомолец» с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надёжности корабля ни у кого не возникало.

2222299_img_137293_jpeg (600x429, 142Kb)


28 февраля 1989 года К-278, получившая с основным экипажем весьма почитаемое на флоте звание «отличный корабль» с правом ношения соответствующего знака на надстройке и наименование, под которым известна ныне, приняла на борт сменный экипаж и вышла в очередное автономное плавание.



 

Пожар на подводной лодке

Трагедия началась в пятницу, на 37- ые сутки похода. 7 апреля 1989 года, находясь на боевой службе, К-278 следовала на глубине 386 метров со скоростью 6-8 узлов. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме. Между 11.00 и 11.03 в кормовом отсеке начался пожар. В 11.03 на пульте вахтенного механика зажёгся сигнал «Температура в седьмом отсеке больше 70 градусов».




Командир подлодки капитан 1-го ранга Евгений Ванин в считанные секунды принял единственно правильное в данной ситуации решение применить в аварийном отсеке лодочную объемную химическую систему пожаротушения (ЛОХ).
Но система, которая в теории должна нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной перед разыгравшейся стихией.
От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, и аварийный отсек сразу же превратился в подобие мартеновской печи. Огонь перекинулся на шестой отсек. Немедленно был остановлен парогенератор. Левый турбогенератор отключился сам. Сработала автоматическая защита реактора. В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжёлое отравление.
          

Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около 150 метров сработала аварийная защита реактора, и К-278 потеряла ход. В 11 часов 16 минут после продувания цистерн главного балласта она всплыла в надводное положение.

С 11 часов 20 минут до 12 часов 17 минут лодка восемь раз передала установленный сигнал об аварии, однако первый из них был услышан в Главном штабе ВМФ и на КП Северного флота только в 11 часов 41 минуту. При этом сигнал был неразборчивым.

 

Сигнал об аварии был принят на берегу только в 12 часов 19 минут. С этого момента на всех уровнях стали приниматься меры по оказанию помощи и спасению лодки и её экипажа.

Команда героически боролась за живучесть корабля.

Когда «Комсомолец» всплыл, экипаж сумел локализовать пожар в седьмом отсеке, дать в шестой отсек фреон и загерметизировать остальные. Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух.

Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и ещё не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия. Никто не думал, что через несколько часов все окажутся в ледяной воде Норвежского моря.

От высокой температуры прогорели сальники трубопроводов, связывающих внутренние помещения лодки с забортной средой. Вода стала быстро распространяться по отсекам, смежным с аварийными. Стало ясно, что нарушена герметичность прочного корпуса. Вероятно, титановая обшивка не выдержала перепада температур (несколько сот градусов в седьмом отсеке и всего плюс два за бортом). Лодка всплыла, но положение ее с каждой минутой становилось все более опасным: кормовая часть на глазах уходила в воду, а нос вздымался все выше и выше. Стало ясно, что надежд спасти ее нет.

“Всем покинуть отсеки! Плоты на воду!” - приказал командир корабля. Семен Григорян стал отсоединять их от корпуса лодки - на это ушло слишком много времени. Крепления не поддавались. Корабль тонул, кормовой частью заваливаясь вниз. Моряки бросились в ледяную воду. Наконец плот удалось отсоединить, но его отнесло от лодки волной.

Моряки стали прыгать в ледяную воду. Кому повезло, тот успел забраться на спасательный плот. Остальным оставалось надеяться на прибытие спасательных кораблей.

Зная, что внизу еще осталась часть экипажа, командир подлодки капитан 1-го ранга Евгений Ванин  добровольно, при полной памяти, нырнул вниз. До спасательной капсулы в рубке лодки добраться смогли пятеро, но корпус лодки начал лопаться, а капсула никак не отсоединялась, пока на глубине почти 1700 метров от очередного взрыва она не оторвалась и не начала стремительно всплывать. От перепада давления на поверхности капсулы выдрало люк, мичмана Черникова выбросило из камеры, и он погиб от удара о воду. Вслед за этим капсула затонула вместе с командиром и еще двумя моряками. Спасся только один – мичман Слюсаренко.


2222299_komsomolec_pod_vodoj (600x458, 38Kb)


После того, как лодка ушла под воду, моряки услышали какие-то хлопки, взрывы. Они тогда думали, что это взрыв на подлодке, на которой остался командир. В этот момент они и запели песню «Варяг».

Выходя из отсеков подводной лодки, каждый был уверен - титановый корпус «Комсомольца» — самый прочный в мире, как уверяли конструкторы. Именно по этой причине подводники поднимались наверх без гидрокомбинезонов. Для многих это стало смертельной ошибкой.

Хронология спасательной операции

11.54. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на нашей подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль. Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков.

12.43. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено 1 ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин — сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства.

14.20. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет».

14.40. Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6—7-го отсеков морская вода пенилась. Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5—6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2—3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.

14.50. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода — 18.00.

15.20. Ванин просит буксиры, поскольку лодка потеряла ход, ведь из-за пожара пришлось заглушить реактор.

16.00. Ванин неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с идущими на помощь кораблями — пообещали найти.

16.35. Летчики заметили, что лодка садится кормой.

16.38. Дифферент на корму и крен на правый борт возрастают.

16.40. Из воды показался форштевень.

16.44. Волны омывают уже основание рубки.

16.47. Рубка наполовину в воде.

16.50. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17.00. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой (приводниться на сухопутной машине он никак не мог), подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели этой лодки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться.

17.08. Подводная лодка затонула.

Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды.

Как это было...
Первым всплывшую лодку обнаружил патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии.



Лодка была на плаву, но положение её с каждой минутой становилось всё более опасным, кормовая часть на глазах уходила в воду, а нос вздымался все выше и выше. Стало ясно, что надежд на спасение лодки нет.

В момент, когда лодка накренилась и стало ясно, что она утонет, члены экипажа запели песню «Варяг», прощаясь с теми, кто навсегда остался на борту «Комсомольца».


В 17 часов 08 минут лодка затонула на глубине 1685 метров, исчерпав запас плавучести.
 

Еще примерно через час к месту гибели лодки подошла  рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам.
Плавбаза «Алексей Хлобыстов» одного за другим подбирала моряков. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт подняли 30 живых и 16 погибших моряков.



Как только члены команды были подняты на борт, судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были уже без признаков жизни.



Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики, доставленные к месту происшествия на крейсере «Киров», сделали всё возможное. На пути к Североморску использовали все медицинские средства, пригодные в такой ситуации. Произвели тщательное растирание. Моряки были помещены в теплые ванны. Врачи вели круглосуточное дежурство. Состояние троих моряков было средней тяжести. Они прошли курс лечения в палате интенсивной терапии.
Состояние остальных 24 членов команды было вполне удовлетворительное. Все ребята прошли тщательное медикаментозное, психотерапевтическое, рефлексотерапевтическое лечение. Лишь у одного из пострадавших был обнаружен лёгкий ожог. Военные медики и моряки, побывавшие в разных переделках и нештатных ситуациях, были потрясены стойкостью команды.
27 спасенных моряков находились на излечении в военно-морском госпитале Северного флота.



До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены. Поднять субмарину с более чем полуторакилометровой глубины Норвежского моря невозможно. Однако известно, что к гибели АПЛ привел пожар в одном из кормовых отсеков.



7 апреля 1989 года вошло в сердца всех подводников, как День памяти и скорби по экипажу атомной подводной лодки «Комсомолец». В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященных подвигу героев подводного флота.



Попытки подъема  "Комсомольца"

А дальше началась эпопея с поиском виновных и вариантов подъема лодки.

Всего в районе гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989—1998 годах. Плавательные аппараты  «Мир» совершили 70 погружений на глубину 1700 метров, где лежал «Комсомолец».

Лодка  погрузилась в ил примерно на два с половиной метра и лежала ровно на киле. Видимые незначительные разрушения коснулись легкого корпуса, но главным образом – носовой части. Винты и вся корма остались целыми. Примерно в ста метрах от «Комсомольца» водолазы обнаружили спасательную капсулу. Верхний люк ее оказался открытым.

2222299_4_5f5eee07bb2c681613bafb8acde42846 (665x439, 47Kb)

На дно Норвежского моря вместе с 20 обычными торпедами ушли и две ядерные боеголовки. Внутри реактора осталось смертельное для всего живого топливо.
В случае выброса плутония 239, а, вернее, его соединений – гидрохлоридов и гидрооксидов – рыболовство в данной акватории придется прекратить минимум на семь веков. Период полураспада этого вещества составляет 22,5 тысячи лет, а безопасным оно станет аж через 200 тысяч лет, - писал доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук, вице-адмирал Тенгиз Борисов в публикации «Попытка подъема ВСК «Комсомолец».

Правительство СССР заявило, что корабль изготовлен из титана, который не подвержен коррозии. Поэтому вредные выбросы в окружающую среду исключены. То, что на дне моря лежит отсроченный вариант Чернобыля, обсуждают до сих пор.

Позже «Комсомолец» намеревались поднять. В конструкторском бюро «Рубин» при участии голландского консорциума глубоководных операций был разработан проект подъема, но воплотить его не смогли. Ограничились тем, что с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные места на погибшем корабле.

Заключение комиссии...

Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Во 2-м и 3-м отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров.

Ожидалось, что точки над «i» после гибели «Комсомольца» расставит правительственная комиссия. Но, когда она завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «...Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки. Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования». В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».

Ошибки экипажа?

Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было по крайней мере 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеков и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее...

Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи! В результате 40-минутного наддува температура достигла 800—1000 "С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме...

Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольца» было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой до сих пор возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору. А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят.

А вот другая, технически организационная: проверкой после трагедии в Норвежском море было установлено, что многие подводники... не умеют плавать. Для студеной воды (большинство моряков «Комсомольца» погибли из-за переохлаждения) не хватает спецкостюмов, а те, что есть, неважного качества и неудобны.

2222299_5106133ad2e6158946fce6c867406582_L (280x363, 67Kb)

 

За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга, все 69 членов экипажа были награждены орденами «Боевого Красного Знамени». 42 – посмертно.

P.S

Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина, вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. Она бросилась в Петербургский порт узнавать, когда придет экспедиционное судно. Увы, Валентине Ваниной пришлось пережить еще один удар: ей сообщили, что трос, на котором поднимали титановую капсулу, оборвался и спасательная камера вместе с телами Ванина и еще двух подводников снова легла на дно Норвежского моря. Навсегда?

2222299_gv (700x304, 128Kb)

ИСТОЧНИК

ИСТОЧНИК

 



Профессия моряка-подводника – одна из самых опасных, тяжёлых и ответственных военных профессий. Моряки-подводники подвергаются ежеминутному риску, погибая как в военное, так и в мирное время. За более чем вековую историю русского подводного флота произошло несколько десятков аварий подводных лодок, которые повлекли жертвы среди личного состава.

12 августа 2000 года во время учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер «Курск», став братской могилой для всех 118 членов своего экипажа.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 "Комсомолец", получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".

24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек погибли.

21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная подводная лодка С‑178 в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным «Рефрижератор-13». Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

24 октября приступили к подъёму лодки. Вначале её подняли надпалубными понтонами на глубину 15 метров, перевели в закрытую от ветров бухту Патрокл и положили на 18-метровой глубине на грунт. Там через люки и пробоину в 6 отсеке водолазы извлекли из корпуса тела погибших. только после этого лодку 15 ноября подняли на поверхность. 17 ноября лодку поставили в сухой док, после чего признали нецелесообразным её восстанавливать.

Командира лодки капитана 3 ранга В. Маранго и старшего помощника капитана «Рефрижератора –13» В. Курдюкова осудили на 10 лет.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода.
Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками.

Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К‑8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.

Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки.
В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось.
Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К‑27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.

Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху (в точке с координатами 40°06′ с. ш. 179°57′ з. д. (G) (O)), на глубине порядка 5600 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек. Причина катастрофы неизвестна.

В течение 30 лет информация была засекречена, было четыре версии:

— затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину (официальная версия ВМФ СССР);
— взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного корпуса;
— столкновение с американской подводной лодкой (неофициальная версия, которой придерживаются некоторые специалисты ВМФ СССР того времени). Предполагается, что столкновение могло произойти по вине американцев, которые "слышали" лодку, но подошли к ней слишком близко, не учли, что она будет совершать маневр;
— столкновение с надводным судном;

американская версия представленная несколько лет назад заключается в том, что причиной катастрофы стало срабатывание двигателей ракет Р-21. Есть посекундный хронометраж зафиксированный акустическим наблюдением — в течение шести минут последовательно в шахтах срабатывают две ракеты (при закрытых крышках)

Американские представители совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести передали в музей видеоматериалы и документы, ранее носившие гриф "секретно". В числе материалов — видеозапись захоронения членов экипажа, а также документы экспедиции исследовательского судна "Гломар Эксплорер", в ходе которой часть корпуса лодки была поднята на поверхность.

Дизельная подводная лодка К-129 была обнаружена неподалеку от Гавайских островов и поднята на поверхность в ходе секретной экспедиции, организованной ЦРУ.

В ходе подъема лодка разломилась надвое, однако американцам удалось спасти часть отсеков, в том числе ракетный. В извлеченных с океанского дна отсеках были найдены тела шестерых подводников, которые были погребены в океане.

8 сентября 1967 года при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д. на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Все 14 человек, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание.

На помощь «К-3» были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь пл самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. Подлодка сохранила ход и самостоятельно вернулась в пункт базирования. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков, спаслись 65 человек.

14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва подлодки погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350.

Комиссию по расследованию взрыва подводной лодки пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение одной из торпед при погрузке боеприпасов. После этого рядом с ней начали проводить сварочные работы, из-за которых торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении ПЛ атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж ‑ 68 человек.

4 июля 1961 года во время океанских учений "Полярный круг" на борту АПЛ К‑19 вышел из строя один из двух реакторов главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.

В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды удалось починить вышедший из строя атомный реактор, корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.

От полученных доз радиации восемь членов экипажа скончались через несколько дней.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля погибла дизельная подводная лодка М‑256 из состава Балтийского флота. Из 42 членов экипажа М‑256 в живых остались лишь 7 человек.

21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М‑200 "Месть" из состава 157‑й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек.
В результате аварии погибло 28 моряков.

15 декабря 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Сегодня в память о погибших моряках-подводниках, самоотверженно выполнявших свой долг перед Родиной, после подъема флагов на кораблях и судах всего российского ВМФ проходит минута молчания. По традиции, в каждой части подводного плавания и высших учебных заведениях, готовящих флотских офицеров, проводятся мероприятия, посвященные памяти героев-подводников, принявших мученическую смерть на борту своих кораблей.

За послевоенные годы погибли 12 отечественных подводных лодок. Всего в катастрофах и авариях за этот период страна потеряла свыше 800 подводников.
В шести катастрофах экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем.

"хронология катастроф"

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку