В некоторых культурах есть специальные ритуалы, переход, после которого ребенок уже считается взрослым. Как правило, драматургия ритуала построена на определенном испытании, сложном задании, которое надо выполнить для перехода в другое качество. Это момент рождения взрослого человека. В определенном возрасте ребенок проходит инициацию и с этого момента официально считается взрослым. Ребенок становится взрослым, когда способен постоять за себя, принимать решения, действовать как взрослый.
«Дайте возможность ребенку взять на себя ответственность за то, что с ним происходит, - написала известный французский психоаналитик Франсуаза Дольто. - Пусть начнет самостоятельно решать проблемы, которые появляются, извлекать из них уроки. Ведь проблемы существуют для того, чтобы помочь ребенку вырасти, а не для того, чтобы его сокрушить»
Заменой инициации сегодня может стать, по мнению Франсуазы Дольто, некий юношеский проект, мечта, осуществление которой связано с серьезным усилием, вызовом, выходом из зоны комфорта. Самому поставить цель, спланировать достижение этой цели, организоваться самому и организовать других людей, решать попутно возникающие затруднения, ошибаться, конфликтовать, мириться, приходить к согласию, совместно праздновать победу… Любое Стоящее Дело может стать таким переходом, взрослением. Для того чтобы выросший ребенок смог воплотить свой проект, у него должны быть инструменты для этого. И отрочество — самое подходящее время для того, чтобы научить подростка нести за себя ответственность. Воспитать это качество в ребенке — все равно что пройти по канату, ведь надо умудриться найти баланс между контролем, свободой и благоразумностью.
Пять советов, помогут вам сделать это:
Прекратите обращаться как с ребенком
Побудите ребенка действовать, дайте реальную взрослую работу. Дайте возможность побывать в разных ситуациях, местах, коллективах.
Научите извлекать уроки из ошибок
Мы учимся на ошибках. Невозможно научиться на чужом опыте, возможность совершить свою сотню ошибок. Создайте условия, в которых эти ошибки будут безопасными. Помогите правильно реагировать на ошибки - переживать, но не впадать в отчаяние, не опускать руки.
Минимизируйте "помощь" взрослых
Будьте рядом и оказывайте эмоциональную поддержку. Но обеспечьте ребенку возможность самому отвечать за результаты: пусть он самостоятельно договаривается, привлекает в работу других детей, ищет необходимые ресурсы, проявляет смекалку и сообразительность, упражняет настойчивость и целеустремленность.
Празднуйте победу
Ценность достижения тем выше, чем больше сложностей пришлось преодолеть. Признавайте усилия и результаты вашего ребенка - это ресурс будущего успеха. Успех мотивирует и создает новые желания.
Ицхак Пинтосевич
Я Знаю – Ты Можешь!!!