Цитата сообщения Galyshenka
Древнеримская легенда об изгнании из Рима династии этрусских царей, связывает причину падения монархии и установления республики с темой поруганной женской чести и мести за нее. В «Истории Рима» Тита Ливия, эта легенда закреплена как исторический факт, произошедший в 509 году до н.э.
Во время осады войсками царя Тарквиния Гордого города рутулов Ардеи, сын царя, Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов. Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить, чем занимаются римлянки, пока мужья воюют. Так как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын и другие воины были уже в городе.
Лишь жена Коллатина (племянника царя) Лукреция сидела за прялкой, остальные жены развлекались. Пораженный красотой Лукреции, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Коллатина, и обесчестил ее.
Бедная женщина решила, что лишь самоубийство будет свидетельствовать о невинности ее души. В соответствии с традициями того времени, она умерла почетной смертью.
Перед тем, как убить себя, она взяла обещание своего мужа, отца и родственника, Луциуса Юниуса Брута, что ее смерть будет отомщена.
Брут, поднял ее, пронзенное ножом, тело и воззвал всех присутствующих отложить свою скорбь и превратить ее в гнев против монархии. Он вынес тело из дома и поместил его на римском форуме. Как пишет римский историк Тит Ливий, Брут « напомнил о более жестоких деяниях и, охваченный чувством гнева, воспламенил толпу и повел ее отобрать власть тирана» с требованием изгнать всю правящую семью. Когда цель была достигнута, были назначено 2 консула, Брут и Коллатин (муж Лукреции), которые провозгласили первую римскую республику.
Этот сюжет был очень популярен в эпоху Возрождения, есть множество гравюр, рисунков и картин описывающих моменты трагедии.
Поругание. Лукреция и Секст Тарквиний
Тьеполо, Джованни Баттиста
TIZIANO Vecellio Tarquin and Lucretia 1568-71
Тинторетто "Тарквиний и Лукреция", 1578-1580
Питер Рубенс "Тарквиний и Лукреция" (Государственный Эрмитаж)
Tarquin and Lucretia 1536 Fresco Palazzo Ducale, Mantua
Уж если вести следствие преступления, то второй мужчина, которого можно видеть на некоторых картинах - это раб Тарквиния, которого тот грозился убить и оставить тело в постели Лукреции, шантажируя бедную женщину и добиваясь её согласия.
Самоубийство Лукреции
Lukrecja -Lucas Cranach Starszy
Йос ван Клеве (Joos van Cleve), 1525. Фландрия
Lucretia - the Elder Cranach Lucas
Lucretia Lucas Cranach II (Wittenberg 1515-1586 Weimar)
Lucas Cranach Lucretia 1537
Lucas Cranach, The suicide of Lucretia, 1538
Lucretia unknow artist
Тициан Вечеллио
Рембрандт Самоубийство Лукреции (1664)
Рембрандт Самоубийство Лукреции (1666)
Кисти Рембрандта, оплакивающего смерть своей жены, принадлежат две картины о Лукреции. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись, ища опоры, за тесемку звонка, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.
Джованни Антонио Бацци. Лукреция
Оплакивание
Francesco Rustici Paintings
The Death of Lucretia 1561 Bernaert de Ryckere
Отмщение
The Death of Lucretia, 1871 Giclee Print by Eduardo Rosales
Сандро Боттичелли "Смерть Лукреции"
Во времена античности легендарная Лукреция была чтима потому, что пожертвовала собой во имя идеалов непорочности и была символом патриотизма.
Немного позже, в христианскую эпоху, ее суицид был интерпретирован иначе. Августин в своей книге «Сказание о 2-х градах» настаивал, что христиане не могут совершать суициды ни при каких обстоятельствах. Он привел в пример 300 монахинь, которые были изнасилованы в период римской империи и не совершали суицида. Августин писал, что в подобной ситуации нельзя обвинить женщину в нарушении целомудрия
Позднее 5 церковный соборов подтвердили воззрения Августина и систематизировали наказания за суицид. Собор в Арле (452г) обозначил суицид грехом нравственным. Собор в Орлеане (533) запретил хоронить преступников-самоубийц по христианским обычаям. Собор в Берга ( 563) применил те же меры ко всем, кто покончил жизнь самоубийством. Собор в Антисидоруме (590) отказывал в приношениях и пожертвованиях от имени погибших от суицида ( отказ в божественной благодати). Собор в Толедо (693)определил, что люди, совершившие попытки к суициду должны были быть изгнаны из сообщества.
Не смотря на воззрения Августина, Данте Алигьери в «Божественной комедии» поместил Брута и Лукрецию в Лимбо ( первый круг), среди знатных римлян и язычников, кто не может быть обвинен в грехе или наказан. Среди прочих тут же находились Сократ и Сенека, которые совершили суицид.
Лукреция не была помещена в нижние слои ада, где ее с другими самоубийцами терзали бы гарпии, ведь в римской истории она почиталась, как святая. Во времена ренессанса возникло множество упоминаний о ее героическом суициде, как о мученичестве.
Образ Лукреции так же появляется у Шекспира в поэме "Лукреция". У Джеффри Чосера Лукреция - в его произведении « Легенда о примерных женщинах». По Чосеру она сильно любила своего мужа, и поэтому не могла перенести произошедшего с ней, т.е. её отчаянный поступок объясняется любовью к супругу.
http://rembr.ru/portraits/rembrandt20.php
http://megabook.ru/article/Лукреция
http://gutta-honey.livejournal.com/93780.html
Серия сообщений "Легенды и сказания":
Серия сообщений "Женщины в истории":