-Рубрики

 -Цитатник

Красивая резинка спицами - (0)

Красивая резинка спицами от @babochka_knits ▪️Раппорт у...

Simply Kreativ - Strickmaster-ABC №1 2020 - (0)

Специальный выпуск журнала Simply Kreativ - Strickmaster-ABC представляет более 270 образцов вяза...

1000 Japanese Knitting & Crochet Stitches - (0)

1000 Japanese Knitting & Crochet Stitches: The Ultimate Bible for Needlecraft Enthusiasts ...

Verena №2 2020 Россия - (0)

https://i.ibb.co/znLRFzv/Page-00001.jpg https://i.ibb.co/CVJJPJY/Page-00002.jpg ht...

Let's Knit Series NV80681 2021 - (0)

 Let's Knit Series -  Beautiful Hand Knitting NV80681 Autumn / Winter 2021-2022 Оч...

 -Метки

diana verena vogue Коврик НОСКИ аксессуары ароматерапия астрология аукционы аюрведа блуза болеро бохо брюггское варежки винтаж винтажные фильмы вышивка вышивка одежда вышивка подушки вышивка скатерть вышивка цветы вязание крючком головные уборы графика гурман детская мода джемпер жакет жаккард живопись жилет идеи интересно интернет интерьер ирландское кружево искусство живопись искусство культура кайма кардиган киномир комбинирование комплект костюм кружева лечебник миссони мода мотивы мудры мудрые мысли мужское музыка мыло мысли вслух накидка орнамент палантин пальто памятка пелерина перчатки платье плед поло пончо пошив пуловер пурбой ришелье рукоделие рукотворчество румынское сабрина сарафан свитер спенсер стиль стола сумки таблицы технология вязания топ туника узоры украшения филейное фильм фильм-размышление фрида фриформ харуни хиппи цветы шазюбль шаль шарф этника юбка

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в TATY_WEISHAAR

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.03.2011
Записей: 5947
Комментариев: 95
Написано: 6411


Фаворитки французских королей.ч2

Понедельник, 01 Августа 2011 г. 02:53 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова
Фаворитки Людовика XIV

Предшественник Людовика XIV, его отец Людовик XIII, как предпологают некоторые историки, был гомосексуалистом, проводившем время в компании своих миньонов. С приходом к власти Людовика XIV, наступила самая блистательная часть Великого века — так называемый Галантный век. «Король-солнце» стал олицетворением периода культурного и политического расцвета Франции, в годы его правления страна стала одной из самых могущественных держав в мире. Одним из основных принципов эпохи роскоши и развлечений было галантное обращение к даме, чем в совершенстве владел король. Манчини, Олимпия

Олимпия Манчини, портрет кисти Пьера Миньяра
Олимпия Манчини (итал. Olimpia Mancini; 11 июля 1637, Рим, Италия — 9 октября 1708, Брюссель, Бельгия) — графиня де Суассон, племянница кардинала Мазарини (одна из мазаринеток), известная своей бурной жизнью при французском дворе.
Кардинал Мазарини привез своих племянниц во Францию в сентябре 1647 года чтобы выдать их замуж. Молодые итальянки стали подругами по играм молодого короля Людовика XIV. Олимпия стала одной из его первых фавориток. Королевский двор узнал об этой связи в конце 1654 года, когда Людовик сделал Олимпию королевой всех праздничных торжеств последней недели года.

По свидетельству фрейлины королевы Анны, мадам де Мотвиль «он не расставался с ней ни на секунду, постоянно приглашал танцевать и отличал так, что казалось, будто балы, пиры и гулянья устраивались только ради нее» [1] В Париже вскоре распространился слух, будто Олимпия станет королевой Франции. Мать Людовика, Анна Австрийская, не на шутку рассердилась. Она готова была закрыть глаза на чрезмерную привязанность сына к племяннице Мазарини, но не могла позволить состояться такой свадьбе. И юной Олимпии, которая обрела слишком большую власть над королем, было приказано удалиться из Парижа.

Мазарини быстро нашел ей мужа, им стал Евгений-Морис Савойский-Кариньян, граф де Суассон (1635—1673). Свадьба состоялась в феврале 1657. В этом браке родилось восемь детей: Луи-Томас (1657—1702), Филипп (1659—1693), Эммануил-Филиберт (1662—1676), Евгений (1663—1736), полководец Священной Римской империи, генералиссимус; Мария Жанна (1665—1705), Луиза Филиберта (1667—1726), Франсуаза (1668—1671).
Младший сын Евгений Савойский стал знаменитым полководцем, а старший Луи-Томас, возможно был сыном Людовика XIV так как родился в августе 1657 года, спустя шесть месяцев после свадьбы.
Дело о ядах

В 1679 году Олимпия оказалась замешана в знаменитом деле «версальских отравительниц». Ее обвинили в том, что она посещала отравительницу Ла Вуазен и покупала у нее яд. Возможно Олимпия хотела отравить Луизу де Лавальер, любовницу короля, которая в то время уже удалилась в монастырь кармелиток, то ли просто вернуть благосклонность короля, приворожив его. Также Олимпию подозревали в отравлении ее мужа, умершего шестью годами ранее, и Марии Луизы Орлеанской, королевы Испании, приближенной которой она была с мая 1686 года. Как бы там ни было, король приказал Олимпии больше не появляться при дворе. И хотя она утверждала, что невиновна и была скомпрометирована, ей пришлось покинуть Францию.

Она устроилась в Брюсселе, потом путешествовала по Европе со своими сестрами Марией и Гортензией, побывала в Англии, Испании. Умерла в Брюсселе 9 октября 1708 года. Ее именем названа женская прическа (Прическа а-ля Манчини), при которой волосы расчесывались на прямой пробор, над висками пышно взбивались, а завитые концы волос в виде двух локонов спускали на плечи.
Луиза де Лавальер


Официальной фавориткой была признана Луиза де Лавальер. Первоначально она была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт.

Наружность Луизы была, скорее, заурядной, нежели привлекательной, впрочем, оставляли желать лучшего и её скромные таланты. Однако это была добрая, совестливая женщина, рядом с которой король находил отдохновение. Своего высокого положения фаворитка стыдилась и старалась нечасто бывать на светских мероприятиях. Благодаря Луизе (вернее — в честь их любви) король начал перестраивать Версальский дворец, который до этого был лишь небольшим охотничьим замком его отца.

У Лавальер было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна Бурбон, мадемуазель де Блуа и граф Вермандуа. Оба ребёнка считались законными детьми короля — де Блуа впоследствии вышла замуж за принца де Конти, а Вермандуа стал адмиралом Франции.

Когда Людовик XIV приблизил к себе мадам де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и приняла постриг в монастыре кармелиток, в Париже. Фильм «Человек в железной маске» предлагает свою версию любви Лавальер и Людовика.
Атенаис де Монтеспань


Скромную Лавальер вытеснила Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан, женщина, которую с уверенностью можно называть «человеком эпохи барокко». Монтеспан была полной противоположностью Лавальер. Это была статная, крупная, невероятно красивая и остроумная женщина. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом».

Тщеславная, она полностью подчинила себе жизнь двора и даже занимала в Версале 20 комнат (королева — только 10). Позволяла она себе и другие отступления от этикета: носила самый длинный во Франции шлейф, принимала вместе с королём делегации дипломатов и, разумеется, раздавала придворные и государственные должности. Несмотря на то, что вся Европа воспринимала Монтеспан, как «истинную королеву Франции», Людовик оставил её, увлекшись молодой и неумной красавицей — Анжеликой де Фонтанж. (Последняя вошла в историю лишь благодаря своему нечаянному изобретению — прическе Фонтанж).

Недруги поговаривали, что Монтеспан в своём желании вернуть себе былую власть дошла до того, что принялась посещать «чёрные мессы», что, впрочем, ей не помогло. (Впоследствии маркиза проходила по делу знаменитой ведьмы Монвуазен). После этого проступка, несовместимого с высоким званием официальной (хотя и отставной) фаворитки, Монтеспан потеряла расположение короля, со временем она удалилась в свое имение, где и скончалась в почтенном возрасте. Монтеспан тоже родила королю несколько детей, и все они были официально признаны королём. Кстати, воспитанием королевских детей занималась скромная вдова поэта Скаррона — Франсуаза д´Обинье. Ей удалось сделать то, что не удалось даже маркизе Монтеспан — она вышла замуж за короля.
Анжелика де Фонтанж


Мари́я-Анжели́ка де Скора́й де Русси́ль, герцогиня де Фонта́нж (фр. Marie Angélique de Scorailles de Roussille, duchesse de Fontanges; 1661 — 28 июня 1681) — одна из многочисленных возлюбленных французского короля Людовика XIV.
Дочь королевского наместника в Оверни. По предложению кузена, поражённого её красотой, отец решил отправить её вместе с ним к версальскому двору. Там она стала фрейлиной Шарлотты-Елизаветы Баварской, невестки короля. Вскоре Анжелика привлекла к себе внимание Короля-Солнца и в 1678 году стала его любовницей. Современники отмечали её необыкновенную красоту; сам король называл её «прелестным созданием».
Их связь оставалась тайной до весны 1679 года, когда она была объявлена официальной королевской фавориткой. В конце года она родила от короля мёртвого ребёнка, при этом сильно подорвав здоровье. В 1680 году Людовик даровал ей титул герцогини де Фонтанж, что по обычаю того времени означало конец официальных отношений с королём. Брошенная и тяжело больная после неудачных родов, Анжелика удалилась в монастырь Пор-Руаяль, где и скончалась. Существуют сведения, что её неоднократно пытались отравить; по крайней мере, молва приписывала тяжёлые роды и внезапное ухудшение здоровья действию яда, поднесённого ей по распоряжению мадам де Монтеспан. Современные медики, изучив сохранившееся описание вскрытия, склоняются к версии о смерти от плеврита.
Франсуаза де Ментенон


Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон (фр. Françoise d’Aubigné Marquise de Maintenon, 27 ноября 1635 — 15 апреля 1719) — вторая (морганатическая) жена Людовика XIV

Внучка предводителя гугенотов Теодора Агриппы д’Обинье, она родилась в крепости Ниор, куда были сосланы её родители по приказу кардинала Ришельё. В 1639 году родителей отправили в ссылку на Мартинику и они взяли её с собой, из-за чего позже она получила прозвище «Прекрасная индианка». Получила строгое протестантское воспитание, но была крещена по католическому обряду, планировалось, что это обезопасит её от гонений.

После смерти отца Константа д’Обинье (1645) Франсуаза вернулась с матерью во Францию. По причине полной нищеты мать с Франсуазой жили у родственников. Здесь их приютила тётка маркиза де Виллет, строгая кальвинистка; но другая её родственница, католичка Нельян (Neuillant), отдала её в монастырь урсулинок в Париже, где Ментенон после долгого сопротивления обратилась в католичество. По некоторым сведениям в процесс запутанного религиозного воспитания дочери и внучки известных гугенотов вмешалась лично Анна Австрийская, своим решением определившая окончательно, что Фра нсуаза будет католичкой.

В 1650 году умерла её мать, Нельян, ставшая опекуншей, два года спустя выдала Франсуазу замуж за знаменитого поэта Скаррона. Скаррон был намного старше супруги и его рука была парализована, но в дальнейшем Франсуаза вспоминала годы брака как самое лучшее время жизни.

После смерти мужа в 1660 году она осталась без средств к существованию и приняла приглашение мадам де Монтеспан (1669) заняться воспитанием её детей от Людовика XIV. Вдова Скаррон исполняла свои обязанности с большой добросовестностью и тактом. Людовик XIV заметил столь внимательное и любовное отношение к своим детям, выгодно отличавшееся от отношения к ним со стороны родной матери, видевшей в детях прежде всего способ удержать короля и сохранить положение при дворе, и обратил внимание на уже немолодую неприметную вдову.

Людовик 14
В течение следующего десятка лет отношения между Ментенон и королём становились всё более близкими. Они проводили всё больше и больше времени за совместными беседами. Мадам Скаррон была умна, благодаря супругу вращалась в среде интеллектуальной элиты Парижа и, в отличие от большинства других придворных дам, обладала весьма обширным кругозором .

В 1675 году король возвёл её в маркизы Ментенон и сделал владелицей имения Ментенон близ Шартра. В 1680 году она была причислена к придворному штату дофины. Монтеспан отступила на задний план, а благодаря все более усиливавшемуся влиянию Ментенон удалось склонить короля к сближению с давно покинутой им супругой Марией-Терезией.

Поль Скаррон.
Король вёл с маркизой де Ментенон долгие разговоры о смысле жизни, о религии, об ответственности перед Богом. И постепенно сочетание сурового протестантизма и нетерпимого католицизма, в которых воспитывалась маркиза, дали отсвет и на самого Короля-Солнце. Его двор, некогда бывший самым блистательным дворов Европы стал целомудренным и высоконравственным. Версаль превратился в настолько унылое место, что о нём отзывались как о месте, где «даже кальвинисты завыли бы от тоски».

В 1683 году королева умерла, и вся привязанность Людовика обратилась на Ментенон. В том же году октябрьской ночью маркиза сочеталась тайным браком с королём. При церемонии присутствовал лишь архиепископ де Шанваллон и личный исповедник короля.

Король-«Солнце»
Балы и праздники сменились мессами и чтением Библии. В моду вошли скромные чёрно-серые наряды безо всяких излишеств. Единственным развлечением, которое позволял себе король, являлась охота. Сама Ментенон вела уединённый образ жизни, редко покидая Версаль, но много времени проводя с духовенством. Последние пытались через Франсуазу проводить свою политику возвращения Франции в лоно благочестия. И направление второй половины царствования Людовика XIV объясняется в значительной степени её влиянием, король спрашивал её совета в различных затруднительных вопросах. Сложно оценить степень её воздействия на отмену Нантского эдикта, но оно было несомненным, хотя и не исключительно делом её рук.

Многое произошедшее в ту эпоху во Франции несправедливо приписывалось воздействию маркизы Ментенон. В частности, именно её поддержке приписывалось влияние на короля нелюбимого в народе министра Шамильяра. У неё имелось множество противников и не было друзей. Из всех фавориток короля маркиза была самой нелюбимой при дворе. Её прозвали «Черной королевой» за строгий характер, мрачный нрав и нетерпение к светским развлечениям.
Обладая замечательными педагогическими способностями и любовью к детям, Ментенон проявила себя в полном блеске в деле управления школой Сен-Сир, основанной ею в 1686 году для 250 воспитанниц — дочерей бедных дворян. Наставницы этого заведения составляли «институт дам св. Людовика», давали обеты бедности, целомудрия, послушания и обязывались посвятить себя воспитанию девиц. В письмах, программах и наставлениях Ментенон отражаются мысли и воззрения Фенелона: она рекомендует наставницам обращать больше внимания воспитанию, а не обучению, советует приучать воспитанниц к труду, живыми беседами развивать и обогащать их ум. Ментенон способствовала возникновению многих других учебных заведений, устроенных по типу Сен-Сирского. Это же заведение послужило отчасти образцом для Екатерины II при основании ею Смольного института.

Покои мадам
По некоторым сведениям Людовик XIV, умирая, сказал Франсуазе: «При предстоящей нашей разлуке меня утешает мысль, что она не будет продолжительна и мы скоро свидимся», на что она ответила: «Очень любезное утешение! Эгоистом жил, эгоистом и умирает».
После смерти Людовика XIV Ментенон удалилась в Сен-Сир, где и умерла через три года
Луиза де Мальи


Эпоху Людовика XV и весь XVIII век часто называют «веком женщин» из-за сильного влияния представительниц прекрасного пола на политику, науку, искусство. В отличие от своего прадеда Людовика XIV, король-солнце был весьма далёк от насущных проблем современности и к государственным делам относился с равнодушием.
О’Мерфи, Луиза


Луиза О’Мерфи на картине Франсуа Буше, 1752 Луиза О’Мерфи (фр. Marie-Louise O'Murphy) (21 октября 1737, Руан — 11 декабря 1814, Париж) — фаворитка короля Людовика XV, модель художника Франсуа Буше. Луиза О’Мерфи была пятой дочерью в семье Даниеля О’Мерфи, бывшего ирландского солдата, сапожника из Руана. После его смерти её мать переселилась вместе с детьми в Париж, где она занималась продажей подержанной одежды, а дочери работали натурщицами и актрисами.

В 1752, в пятнадцать лет она позирует Франсуа Буше для его знаменитой картины «Отдыхающая девушка». Красота Луизы не остаётся незамеченной и один из придворных представляет её Людовику XV. Она становится фавориткой короля и вскоре рожает ему незаконную дочь — Агату Луизу де Сен-Антуан (1754—1774). Генерал де Бофранше был также, по слухам, плодом этой связи. Будучи два года фавориткой Людовика XV, она совершила общую для многих фавориток ошибку — пыталась сместить с роли официальной фаворитки могущественную Маркизу де Помпадур. Попытка окончилась неудачей, Луиза О’Мерфи была выдана замуж за дворянина и отдалена от двора. Она выходила замуж ещё дважды, последний муж был младше её на тридцать лет, но все браки закончились разводом. Во время Французской революции была на непродолжительное время заключена в тюрьму за связи со двором, пережила Террор и последовавшие за ним годы революционных потрясений. Умерла в 1814 году в возрасте 77 лет.

Её упоминает в своих мемуарах Казанова: Я дал шесть луидоров одному немецкому художнику, чтобы он написал её с натуры обнаженной, и она вышла как живая. Он изобразил её лежащей на животе, опираясь руками и грудью на подушку и держа голову так, словно лежала на спине. Искусный художник нарисовал ноги её и бедра так, что глаз не мог и желать большего. Внизу я велел написать: O-Morphi. Слово это не из Гомера, но вполне греческое; означает оно Красавица.
Мари-Анн де Шатору


Прусский король Фридрих II в шутку назвал царствование своего соседа «правлением трёх юбок». Термин стал расхожим определением целой эпохи. Вопрос о том, кем же были эти «три юбки», не имеет однозначного ответа. Дело в том, что мнение авторов статей по этому поводу постоянно расходится: две «юбки» — это маркиза де Помпадур и её предшественница Мари-Анн де Шатору, а в качестве третьей называют то Луизу де Майи-Нель, то её сестру — Полину-Фелицию де Вентимиль, то скандально известную графиню Дюбарри. Однако Дюбарри появилась у короля уже после того, как Фридрих отпустил свою остроту по этому поводу. Стало быть, под «первой юбкой» Фридрих подразумевал де Мальи или Вентимиль (сёстры до замужества носили фамилию де Нейль). Известно, однако, что де Мальи не интересовалась политикой, тогда как маркиза Полина де Вентимиль умело подчиняла себе волю короля и активно вмешивалась в политику. Она не просто пыталась быть доверенным лицом Людовика, но и боролась с всесильным кардиналом Флёри — первым министром, другом и воспитателем короля. Однако завершить начатое ей помешала смерть от родильной горячки (есть предположение, что фаворитка была отравлена).
Маркиза де Помпадур


Маркиза Помпадур — муза Буше
Маркиза де Помпадур (фр. marquise de Pompadour; имя при рождении Жанна-Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne-Antoinette Poisson; 29 декабря 1721 — 15 апреля 1764) — с 1745 года официальная фаворитка французского короля Людовика XV. Окружив короля преданными ей людьми, определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Покровительствовала наукам и искусствам.

Её отец, Пуассон (фр. рыба), был одно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, неумелым и нечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое участие синдик Ленорман де Турнэм; быть может, он был её настоящим отцом. В детстве гадалка, увидев Жанну, воскликнула: «Это же будущая фаворитка короля!» Считается, что именно это происшествие произвело неизгладимое впечатление на девочку. Благодаря Ленорману, Помпадур получила отличное образование; она прекрасно знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.

19-ти лет красавица Антуанетта вышла замуж за племянника своего патрона, Ленормана д’Этиоля. Очень мало интересуясь своим мужем, Помпадур весело проводила время в обществе блестящей молодежи. Людовик XV случайно встретил её и в 1745 г., после смерти герцогини де Шатору, сделал её своей официальной фавориткой под именем маркизы Помпадур. Целый штат фрейлин был в её распоряжении. Муж её, которому пригрозили Бастилией, успокоился и получил доходное место. Двадцать лет, до самой своей смерти, Помпадур играла видную роль не только во Франции, которая всецело была в её руках, но и в Европе. Она направляла внешнюю и внутреннюю политику Франции, вникая во все мелочи государственной жизни, покровительствуя науке и искусству. Кто правил Францией?
Не Людовик правил Францией, а Помпадур. Развратный, ленивый король, очарованный ею вначале, скоро охладел к ней, находя, что в ней мало страсти, и называл её ледяной статуей. Только находчивость Помпадур и глубокое знание характера короля умели приковать к ней Людовика. Сначала она пыталась развлекать его музыкой, искусством, театром, где, выступая сама на сцене, всегда являлась для него в новом, привлекательном виде, но скоро прибегла к более действенным средствам — представляла ко двору молодых красавиц

Она склонила короля к союзу с Австрией, противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля. По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции.

При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Её верными друзьями были Дюкло и Мармонтель. Старого Кребийона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с ней никакого дела.

Пастель Кантена де Латура. 1755, Лувр, Париж
Увеселения, постройки, наряды Помпадур поглощали массу денег. За двадцать лет при дворе на свои туалеты она потратила 350 035 ливров, ей принадлежало свыше трёхсот ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9 359 франков[1]. Её именем называли обстановку в квартирах (стиль «à la Reine»), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Людовик равнодушно узнал о смерти Помпадур, народ — радостно. Из всех королевских любовниц Помпадур считается самой блестящей, талантливой и безнравственной
Мадам Дюбарри


Виже-Лебрен. Портрет графини Дюбарри́
Мари Жанна Бекю (фр. Marie-Jeanne Bécu), по мужу графиня Дюбарри́ (comtesse du Barry, 19 августа 1746 — 8 декабря 1793) — официальная фаворитка французского короля Людовика XV, незаконная дочь сборщика податей Гомара де Вобернье (Gomard de Vaubernier). Помимо фамилий матери (Бекю) и отца (Гомар), пользовалась также псевдонимом Ланж (фр. Lange, от l’ange — ангел).

В молодости была проституткой и имела связь с палачом Анри Сансоном, от руки которого и приняла смерть на эшафоте во время Великой французской революции.

Была модисткой, затем поселилась в доме графа Дюбарри. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору. Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона и поддерживала его против парламента.

После смерти Людовика XV она была арестована и заключена в монастырь; но скоро вернулась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. Для графини Дюбарри ювелир Боемер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV доставшееся новой королеве Марии-Антуанетте и ставшее причиной скандального дела (см. Ожерелье королевы).

Госпожу Дюбарри ведут на эшафот
Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «Старого режима», хотя в действительности, — как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами революции — ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была. В вину ей можно поставить только расточительство (впрочем, обычное для аристократии того времени). Во время революции была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо (жирондистами). Умерла без обычных в то время твердости и стоицизма (ей приписывают восклицание, которое она повторила бесчисленное количество раз перед смертью: «Ещё минуточку, господин палач!» Encore un moment, monsieur le bourreau). Вышедшие под её именем «Воспоминания» (Mémoires) (Париж, 1829—1830) не подлинные и принадлежат перу некоего Этьена Ламотт-Лангона, но заключают в себе много интересного.

Замок в Лувесьене стал первым «скромным» подарком, который влюбленный Людовик XV преподнес Жанне Дюбарри, сумевшей вернуть ему вкус к жизни Образ в искусстве Дюбарри посвящен мюзикл Кола Портера (1939). Также она является героиней многих произведений кино, в том числе немой ленты Эрнста Любича (1919), фильма Кристиан-Жака (1954). В фильме Софии Копполы Мария-Антуанетта (2006) роль госпожи Дюбарри исполнила Азия Ардженто. Ранее её роль исполняли Теда Бара (1917), Пола Негри (в фильме Любича, 1919), Норма Толмедж (1930), Долорес дель Рио (1934), Глэдис Джордж (1938), Люсиль Болл (1943) и др.

Является одной из героинь романа Александра Дюма "Джузеппе Бальзамо или Записки врача" (Joseph Balsamo, 1846—1848).

Графиня Мария Вале́вская (польск. Maria Walewska, урождённая Лончи́ньская; польск. Łączyńska; 7 декабря 1786 — 11 декабря 1817, Париж) — польская дворянка, дочь гостыньского старосты Матвея Лончиньского, возлюбленная Наполеона I (сам император её называл даже «моя польская супруга»), мать его сына — графа Александра Валевского. В ту пору Наполеоновские армии сокрушали европейские коалиции, состоящие из стран, разделивших Польшу. Поляки обрели надежду. После блестящих побед при Аустерлице (против русских и австрийцев), при Йене и Ауэрштадте (против пруссаков) Наполеон стал господином Европы. В конце 1806 г. боевые действия были перенесены на территорию Польши. Мария решила обязательно увидеть освободителя Родины, и тайно приехала в Яблоновскую, где проезжал Наполеон. Мария выбежала из толпы и сказала, что все рады видеть его на польской земле.
Так они встретились. Сам Наполеон, по воспоминаниям Монтолона, говорил о том, что впервые увидел Марию на балу у Талейрана в Варшаве (17 января 1807 года). Весь варшавский высший свет с интересом следил за стремительным развитием романаЗа скромность и преданность Марию прозвали «Лавальер императора». В апреле 1807 года Наполеон перенёс свою штаб-квартиру в Финкенштейн, Мария тайно посетила его и провела там три недели. Известно, что после битвы под Ваграмом император встретился с Валевской в одном из поместий под Веной. Спустя две недели по приезде в Вену выяснилось, что Мария беременна.

Впервые он [Наполеон] почувствовал полную уверенность, что может стать основателем династии, вопреки утверждениям императрицы Жозефины, которая возлагала на него всю вину за её бездетность. Правда, у императора уже был один незаконный отпрыск, родившийся незадолго до знакомства с Валевской от мимолётной связи с Элеонорой Денюель де ля Плэнь Ревель, хорошенькой чтицей сестры, подсунутой ему Мюратом, но в своём отцовстве он не вполне был уверен.<…> Что же касается Валевской, то даже тень сомнения не омрачала отцовской гордости. После этой героической проверки он имел право и даже обязан был развестись с Жозефиной и поискать новую императрицу, способную дать Франции наследника престола

Сын императора родился в Валевицах — родовом поместье мужа Марии камергера Валевского. Осенью 1810 года Мария с двумя детьми переехала в Париж. Двери её парижского дома всегда были открыты для соотечественников. Как сказал её современник: «Она делала добро, кому только могла, никому не чиня зла, посему и была повсюду почитаема и любима». После того, как Наполеон вступил в брак с Марией-Луизой Австрийской, отношения между ним и Валевской были прерваны. Мария виделась с императором исключительно по вопросам воспитания сына и обеспечения его будущего. Мемуаристка Анна Потоцкая отмечала:

Вынужденная считаться с Марией-Луизой, очень, по словам её окружения, ревнивой, пани Валевская сумела в самом центре Парижа заставить людей усомниться, действительно ли она продолжает поддерживать тайные отношения с императором. Потому это и была единственная любовная связь, которую Наполеон поддерживал
Наполеон позаботился о наследстве для сына: по декрету от 5 мая 1812 года тот стал владельцем майората в Неаполитанском королевстве и получил титул графа Империи. До совершеннолетия Александра майоратом должна была управлять его мать. Летом того же года Мария выехала в Польшу, чтобы развестись со своим мужем. Брак был расторгнут 24 августа 1812 года. Во Францию Валевская вернулась после провала русской компании. Есть сведения, что Мария была официально принята при дворе в последний год правления Наполеона. Часто она бывала и в Мальмезоне у бывшей жены императора Жозефины.
В Париже Мария познакомилась со своим будущим вторым мужем — дивизионным генералом Филиппом-Антуаном д’Орнано (фр. Philippe Antoine Ornano) — родственником императора через свою мать Изабеллу Бонапарт. После отречения императора и капитуляции Парижа Валевская пыталась встретиться с Наполеоном в Фонтенебло, но он не смог её принять. Низложенный император написал ей письмо, где выразил надежду на свидание в будущем. Мария с сыном, сопровождаемая своими родственниками, тайно навестила Наполеона на о. Эльба в начале сентября 1814 года. Последний раз Мария и Наполеон виделись после его поражения под Ватерлоо 28 июня 1815 года в Мальмезоне.
Летом 1816 года Валевская переехала в Брюссель, где 7 сентября обвенчалась с генералом Орнано. 9 июня 1817 года графиня Орнано родила сына, после родов состояние её здоровья резко ухудшилось (вероятно это была почечно-каменная болезнь). Мария настояла на возвращении в Париж. Зная, что скоро умрёт, она продиктовала секретарю свои воспоминания. В ноябре 1817 года семья Орнано переехала в Париж. Мария умерла 11 декабря 1817 года. Согласно последней воле Марии, она была погребена в семейном склепе в Кернозе под Ловичем.
Дети От брака (с 17 июня 1803 — развод 24 августа 1812) с Анастазием Колонна-Валевским (ум. 1815), сын: Антоний Базыль Рудольф (13 июня 1805 — ?); От связи с Наполеоном Бонапартом, сын: Александр Жозеф Флориан (4 мая 1810 — 27 сентября 1868); От брака (с 7 сентября 1816) с Филиппом-Антуаном д’Орнано, сын: Рудольф Огюст (9 июня 1817—1865)
Литература

Шоссинан-Ногаре Г. Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей. — 2003.
Жорж Ленотр Версаль при королях. — М., 2003.
Альфред Зимерау, Пауль Цайдлер Великие куртизанки. — М., 1992. Нэнси Митфорд
Мадам де Помпадур. — М., 1998. Филипп Боссан Людовик XIV. Король-артист. — М., 2003.

Серия сообщений "PEOPLE":
Часть 1 - Фрида. "Слон и голубка." Фото.
Часть 2 - Дорис Лессинг
...
Часть 16 - Carmen Dell'Orefice. Vol.2.
Часть 17 - Carmen Dell'Orefice: феноменальная Кармен.
Часть 18 - Фаворитки французских королей.ч2
Часть 19 - Фаворитки французских королей.ч1
Часть 20 - Л. Брик на фотографиях
...
Часть 40 - DALIDA - PAROLES, PAROLES...
Часть 41 - ФРИДА КАЛО
Часть 42 - Бесконечная красота Софи Лорен.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку