Слоны никогда не водились в Японии, впрочем как и в России. Тем не менее образ самого сильного на земле экзотического зверя с древности занимал воображение творческих людей.
Изображения слона присутствуют в искусстве разных народов с давних времен, хоть и не всегда анатомически точно выполненные, ведь многие авторы самих животных не видели, а копировали его изображение из разных источников.
Стоит отметить, что Токийский зоопарк был впервые основан в 1882 году, и в нем жили два слона: самец и самка, полученные в подарок от императора Сиама. Появление же изображений слона в искусстве Японии относится к гораздо более раннему периоду и связано с распространением буддизма.
Согласно китайской «Истории Династии Лян», в 467 году пять монахов из Гандхары (северо-западная область Индии) ездили в страну Фусан — «Страну Крайнего Востока» за морем, вполне вероятно — в Японию, где они проповедовали буддизм, передавали тексты и изображения.
Белый слон — священное животное, имеет большое символическое значение в буддизме. Слон был одним из животных, присутствовавших при смерти и просветлении Будды. Один из просветлённых, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ, бодхисаттва Фугэн обычно изображается верхом на белом слоне.
Курильница для благовоний (коро) в виде слона из серебра, высота 37,1 см, около 1890 г., Япония, коллекция Халили.
Эта изумительная курильница из серебра в виде слона богато украшена инкрустацией из металлов и сплавов: золото, сякудо (сплав меди и золота), шибуичи (сплав меди и серебра).
Слон поддерживает свернувшегося кольцами дракона, стоящего на клубящихся облаках с большим шаром из горного хрусталя. Головной убор слона венчает золотая птица хо-о с расправленными крыльями. Детали попоны инкрустированы горным хрусталем, малахитом, кораллом, тигровым глазом, агатом и нефритом.
Интересно рассмотреть символику, зашифрованную в этом коро. Седло слона в форме лотоса, будучи символом возрождения, является троном для всех святых существ в буддизме.
На троне — облако, на котором восседает свернувшийся кольцом дракон, посланник буддизма, олицетворяющий всемогущую силу. Облако означает, что дракон существует в царстве за пределами небес. Дракон поддерживает хрустальный шар, который согласно легенде символизирует драгоценный камень, контролирующий приливы и отливы.
Хрусталь своей чистотой и прозрачностью представляет собой суть учения Будды и олицетворяет бодхисаттву, который обычно ездит верхом на слоне. Феникс (птица хо-о) на голове слона, является самым благоприятным из существ и возвещает радость закона Будды.
В символике узоров и декора этого коро скрыто еще много символов, связанных с буддизмом, вплоть до колокольчиков на бахроме слона, звон которых означает духовное пробуждение буддизма.
Для жителей Европы и Америки такие произведения искусства как этот слон, служили украшением интерьера в соответствии с модой на восточную экзотику, охватившей западные страны в конце XIX века.
Многие японские мастера декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи (1868-1912), ориентировались именно на вкусы западного рынка.
Пара ваз из бивней слона с инкрустацией в стиле шибаяма, на подставках в виде слоников из резного дерева, покрытых лаком, с серебряными бивнями, попоны и сбруя инкрустированы цветными камнями, серебром и перегородчатой эмалью, около 1885 г., высота 90 см, коллекция Халили.
Курильница для благовоний (коро) в виде слона из серебра, инкрустированный сякудо, медью и золотом, высота 32,5 см, конец XIX века.
Седло слона служит подставкой для хрустального шара диаметром 13 см, под съемным седлом имеется емкость для благовоний.
Статуэтка периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона из слоновой кости, попона и сбруя искусно инкрустированы перламутром, панцирем черепахи, агатом и другими полудрагоценными камнями, слон увенчан седлом в виде лотоса, на котором в медитативной позе сидит Будда Амидха, высота 23 см.
Пара курильниц из бронзы в виде слонов, увенчанных пагодами, высота 53 см, конец XIX века.
Статуэтка периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона из дерева, покрытого лаком, попона и сбруя инкрустированы золотом, серебром и перламутром, вырезанная из слоновой кости фигура бодхисаттвы Фугэна венчает композицию, высота 31 см.
Статуэтка периода Мэйдзи в виде слона с изображением птицы хо-о на спине, слоновая кость, инкрустация кораллами и перламутром в стиле шибаяма, длина 14 см, конец XIX века.
Курильница периода Мэйдзи в виде слона из дерева, покрытого лаком, попона с изображением дракона и сбруя инкрустированы золотом, серебром, кораллом и перламутром, венчает композицию стеклянный шар, закрывающий отделение для благовоний, высота 32,5 см, конец XIX века.
Статуэтка периода Мэйдзи в виде слона, увенчанного стеклянным шаром, слоновая кость, инкрустация кораллами и перламутром в стиле шибаяма, высота 26,5 см, конец XIX века.
Фигурка слона периода Мэйдзи, увенчанного стеклянным шаром, слоновая кость, инкрустация кораллами и бусинами, длина 7,2 см.
Большой интерьерный слон из бронзы периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона с позолоченными глазами, несущего на спине трон в виде лотоса, бивни отделаны позолоченным серебром, длина 90 см.
Курильница (коро) в виде слона из глазурованной керамики Сацума, высота 37 см, конец XIX века.
Слон из глазурованной керамики Сацума периода Мэйдзи, длина 30 см.
Статуэтка периода Мэйдзи (1868-1912) в виде слона из бронзы с бивнями из слоновой кости на деревянной подставке, длина 50,7 см.
Фигурка слона из дерева, покрытого лаком, увенчанная серебряной корзиной с цветами из серебра с цветной эмалью, попона инкрустирована перламутром и кораллом, высота 25 см, мастер Санкей, конец XIX века.
Серебряный чайник периода Мэйдзи в форме слона и крышкой, увенчанной фигуркой обезьяны, высота 21,6 см, начало XX века.
Жардиньер из патинированной бронзы периода Мэйдзи в виде группы слонов, диаметр 51 см, конец ХХ — начало XX века.
Шкатулка с крышкой периода Мэйдзи в виде красавицы с веером, сидящей на слоне, из японского лака с стиле шибаяма.
К концу XIX века такие композиции, вдохновленные рисунками Утамаро и других художников стиля укиё-э и ориентированные на западного покупателя, стали постепенно вытеснять традиционное изображение бодхисаттвы на слоне.
Тем не менее в декоре попоны и кимоно сохраняется традиционный орнамент с птицами хо-о,павлинами, глициниями и хризантемами.
Источник
|
|
|