Цитата сообщения Ольга-В
Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894).
«В ожидании шафера» 1891г
Известная картина Иллариона Михайловича Прянишникова написанная мастером в 1891 году. Художник изобразил утро перед свадьбой. В комнате собралось все семейство и прислуга. Юная невеста в свадебном платье и пышной фате сидит тихая и покорная, сложив руки на коленях. В глазах ее угадывается печаль и обреченность.
Справа от нее — отец, усатый пожилой мужчина, к черному парадному сюртуку которого прикреплен орден святого Георгия.
Он с нескрываемым подобострастием и благодарностью смотрит на собеседницу — пышнотелую даму в алом шелковом платье с кружевными манжетами. Скорее всего, это сваха, которая помогла ему устроить выгодный брак дочери. Мать стоит за спиной супруга, скрестив руки и укутавшись в коричневую шаль.
На ее лице — напряжение и тревога, видно, что она переживает о судьбе дочери. К окну прильнул мальчик и рассматривает происходящее на улице, желая первым увидеть шафера.
На заднем плане — лакей. Высокий и статный, он держит в руках лисью шубу и озирается по сторонам, разглядывая скромный, но опрятный интерьер с простой мебелью и выпускной виньеткой на стене. Грамотно выстроенная композиция выполнена в приглушенной палитре с преобладанием светло-серых пастельных тонов. В убедительном рисунке художник четко передал все детали, которые помогают зрителю понять тему произведения и отношение автора к ней.
Работа Прянишникова всколыхнула сообщество художников, которые встретили «В ожидании шафера» как новаторское произведение в духе импрессионизма.
Утверждали, что Илларион Прянишников писал под впечатлением от работ Паскаля Даньяна-Буврэ (Pascal-Adolphe-Jean Dagnan-Bouveret), выставка которого проходила тогда в Москве.
При этом сам автор был категорически против такой оценки — он придерживался консервативной позиции и, по воспоминаниям современников, ужасно сердился, когда его картину называли «подражанием французским импрессионистам». Картина «В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова — эмоциональное и динамичное произведение, которое в наши дни экспонируется в Серпуховском художественном музее. Правдивое изображение тусклой жизни обывателей XIX века называют одной из лучших работ мастера и жемчужиной серпуховской коллекции.
https://veryimportantlot.com/ru
«Чтение письма в мелочной лавке», 1864
Молодая женщина, видимо, нашедшая место прислуги в городе, получила весточку от родных из деревни и, не зная грамоты, пришла в лавку просить хозяина прочитать ей письмо. Картина строится на контрастах между важным апломбом лавочника, снисходительно вникающего в деревенские вести, праздным любопытством ухмыляющегося приказчика и трепетным волнением героини, для которой за нескладными строками письма встает целая жизнь, до боли близкая и понятная.
Сельский праздник
Порожняки
«Шутники. Гостиный двор в Москве», 1865
«В мастерской художника», 1890
Возвращение с ярмарки
«Чтение письма в мелочной лавке», 1864
Дети на рыбалке
«Крестный ход» 1893
Дегустаторы
«Спасов день на Севере», 1887
«Жестокие романсы», 1881
«Погорельцы», 1871
Илларион Михайлович Прянишников (Illarion Mikhailovich Pryanishnikov; родился 20 марта 1840 г. — умер 12 марта 1894 г.) — это выдающийся художник, яркий представитель бытового жанра в русской живописи второй половины XIX века. В творчестве Иллариона Прянишникова отражены основные черты реализма в изобразительном искусстве. На его картинах запечатлены сцены из жизни разных слоев общества.
Илларион Прянишников принадлежал к поколению передвижников, а его творческий путь тесно связан с Товариществом: живописец входил в состав его учредителей.
Серия сообщений "**по авторам (п)":
Часть 1 - Романтика в работах Барнетта Плоткина.
Часть 2 - ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ.
...
Часть 39 - Франсиско Прадилья-и-Ортис (1848 - 1921)
Часть 40 - Аннаэль Павлова.
Часть 41 - Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894).
Часть 42 - Cesar Pattein (1850 – 1931).