Цитата сообщения TimOlya
Петергоф.Колонистский парк. Царицын павильон./ 1.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%2C_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%2C_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2._%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_3.jpg/1280px-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%2C_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%2C_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2._%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_3.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/85/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%2C_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%2C_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2._%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_2.jpg/1280px-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%2C_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%2C_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2._%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_2.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c9/RUS-2016-Aerial-SPB-Peterhof_Palace-Tsaritsyn_Pavilion_02.jpg/1280px-RUS-2016-Aerial-SPB-Peterhof_Palace-Tsaritsyn_Pavilion_02.jpg)
Дата постройки Царицына павильона: 1842-1844 гг.
Архитектор: Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)
До появления парка на его месте находилось Охотное болото, где водилось много разнообразной дичи. Её разрешалось стрелять только членам императорской фамилии и представителям Высочайшего двора. В начале 30-х годов XIX века появляются планы по осушения болота, которые претворили в жизнь в 1837 г. На месте болота появляется пруд, названный: «Ольгиным» в честь средней дочери императора — великой княгини Ольги Николаевны.
На пруду создали два искусственных острова. Восточный остров Николай Павлович решает подарить своей супруге императрице Александре Федоровне. Это был подарок, связанный с 25-летием семейной жизни императорской четы. Работы проводились в период с 1842 по 1844 года.
Императрица Александра Федоровна ,Крюгер, Франц. 1797-1857
Портрет императора Николая I,Франц Крюгер
6 августа 1844 г. впервые императорская семья посетила остров, прибыв на пароме. Великий князь Константин Николаевич записал в тот день в своем дневнике: «В воскресенье, шестого числа, после обедни Папа подарил Мама новый Царицын остров, и на нём греческий дом, с бездной фонтанов, пергола и разные разности, что в самом деле чудесно (но оно стоит миллион двести тысяч <…> ). Мы там завтракали…»
Царицын павильон. Колонистский парк. Петергоф,1840-е гг.
Неизвестный художник. Вид павильона на Царицыном острове в Петергофе. 1840-е гг. Из фондов Государственного Эрмитажа
Вид Царицына острова в Петергофе. 1845 г. Автор Карл Карлович Шульц.
Вид Царицына острова. К. Шульц по рис. И. Мейера. 1850 г.
Вид павильона на Царицыном острове в Петергофе Рисунок карандашом. Автор Сократ Воробьёв. 1852 г.
В оформлении и планировке павильона и сада отразилось её увлечение архитектурой древнеримских Помпей. Однако Штакеншнейдер не слепо копирует формы помпейской архитектуры, а творчески их интерпретирует, приспосабливая к северному климату и требованиям заказчиков.
По замыслу Штакеншнейдера павильон должен был стать романтической постройкой в помпейском вкусе.Он сам путешествовал по Италии, делал многочисленные зарисовки местных зданий.
В результате на рубеже 1830–1840-х гг. Царицын павильон стал одной из самых последовательных и удачных стилизаций «в помпейском вкусе».
Рассматривая проекты павильона и сада, Николай Первый пользовался советами прусского короля Фридриха Вильгельма Четвертого, который ранее был инициатором сооружения Римских бань в Потсдаме
Здание павильона — одноэтажное, наподобие домов помпейской архитектуры, кроме примыкающей к северо-восточному углу трехэтажной башни, построенной по приказу Николая Первого
Больше всего сходства с древнеримским домом павильон имеет со стороны восточного фасада, где глухая рустованная стена занимает его основную часть
Каждый фасад павильона имеет оригинальное архитектурное решение, привлекает внимание изяществом и тонкой прорисовкой деталей отделки
Первое, что видит посетитель Царицына острова, подходя к главному входу — цветочный ковер, украшенный скульптурами и фонтаном
«Нарцисс» — статуя каррарского мрамора, исполненная безвременно ушедшим из жизни скульптором Константином Михайловичем Климченко.Она была выполнена скульптором в Риме, куда он был направлен в качестве пенсионера Академии художеств.Статуя была изготовлена по заказу Николая Первого в качестве подарка своей супруге Александре Федоровне
Скульптура некоторое время находилась в одном из залов Зимнего дворца, но вскоре была перевезена в Петергоф и украсила одноименный мраморный фонтан в южной части Царицына острова, который был создан наподобие фонтана в Сан-Суси, близ Берлина
Нарцисс — красивый юноша, сын речной нимфы. Согласно «Метаморфозам» Овидия, Нарцисс никого никогда не любил, однажды в жаркий день нагнулся над источником, увидел свое отражение, влюбился в себя и вскоре умер от тоски, превратившись в цветок. Нарцисс изображается печальным юношей, рассматривающим в воде свое отражение
В годы Великой Отечественной войны скульптура, остававшаяся на своем месте, была сильно повреждена. После войны ее нашли на территории острова и переместили в петергофские музейные фонды. К открытию восстановленного ансамбля Царицына острова в 2005 г. статуя и фонтан были отреставрированы
Большая мраморная скамья — самая значительная скульптурная композиция Царицына острова. Ее украшают копии античных бюстов Зевса, Геры, а также статуи богини земледелия Цереры и богини весны и цветов Флоры
Импозантное сооружение представляет собой своего рода официальную, парадную часть острова. Обращение к величественным образам Античности и масштабы композиции подчеркивают высокий социальный статус и неограниченные возможности просвещенных владельцев павильона
Мраморная скамья-диван выполнена по рисунку А. И. Штакеншнейдера в мастерской А. Трискорни. Установлена в южной части Царицына острова в 1846 г. Повреждена в годы войны. Реставрирована в 2005 г.
Садовый стол входил в убранство Морской беседки в Александрии — романтической постройки, сооруженной из чугуна ажурного литья по проекту А. И. Штакеншнейдера. Получил значительные повреждения в годы войны. Установлен на Царицыном острове, перед Большой скамьей в 2005 г.
Зевс-Серапис. Бюст. Копия с античного оригинала второй половины IV в. до н. э. работы Бриаксиса. 1846 г., мастерская А. Трискорни
Бронзовая скульптура «Амазонка, сражающаяся с барсом» перед южным фасадом Царицына павильона. Вероятным прообразом скульптуры являлась античная конная статуя, обнаруженной при раскопках Геркуланума. В 1843 г. отлитая в бронзе группа украсила лестницу Национального музея в Берлине
Уменьшенная копия Амазонки, отлитая из шпиатра, вошла в число подарков короля Фридриха Вильгельма Четвертого императорской чете Николая Первого и Александры Федоровны. В середине 1840-х гг. она была установлена в садике Царицына острова
В годы войны была утрачена, впоследствии была воссоздана в бронзе по сохранившимся натурным остаткам, историко-архивным данным, а также по имеющейся в фондах ГМЗ «Петергоф» ее небольшой шпиатровой модели
Скульптура установлена на четырехгранном прямоугольном пьедестале полированного гранита с профилированным основанием в середине 1840-х гг. Был поврежден в годы Великой Отечественной войны, впоследствии реставрирован и возвращен на историческое место
Скульптура «Молящийся мальчик».В ХIХ в., в «золотую эпоху» российско-германских отношений, император Фридрих Вильгельм IV подарил своей сестре Шарлоте Прусской (Александре Федоровне) бронзовую копию «Молящегося мальчика». Это одна из самых известных скульптур Берлинской античной коллекции. Ее нашли в конце ХV в. на греческом острове Родос. Она датируется примерно 300-м г. до рождества Христова. «Молящегося мальчика» поместили в одну из ниш Царицына павильона на Ольгином пруду Петергофа. Здесь она находилась до 1944, затем была уничтожена. К 60 - летию Победы президент Фонда прусского культурного наследия Клаус Петер Леман передал новую бронзовую копию «Молящегося мальчика» в дар Петергофу.
Главный вход в Царицын павильон со стороны южного фасада
Вид со стороны главного входа в павильон на южную часть Царицына острова
Главный вход оформлен в виде лоджии с двумя мраморными колоннами коринфского ордера……
и узорной решеткой, окрашенной под античную бронзу
Скульптурное убранство острова разнообразно по тематике, жанрам и видам: статуи, бюсты, группы, мелкая пластика, мозаики, рельефные композиции — и по материалам: бронза, шпиатр, красная медь, мрамор, цветные камни
Атриум
![2b5a9442146731.57c29b9a52528](https://s01.yapfiles.ru/files/2966615/2b5a9442146731.57c29b9a52528.jpg)
Войдя в павильон, посетители попадают в атриум . У древних римлян это была главная часть дома — закрытый со всех сторон зал с проёмом в центре потолка, через который внутрь попадал дневной свет. Благодаря отсутствию окон, в жаркую погоду в доме было прохладно. А во время дождя воду собирали в бассейне-имплювии в центре атриума.
Такое устройство имеет и атриум в Царицыном павильоне. Середину его занимает квадратный бассейн из голубого и розового мрамора с фонтаном-вазой. По углам бассейна четыре колонны «голубого» мрамора поддерживают кровлю, но вместо открытого проёма А. И. Штакеншнейдеру пришлось предусмотреть стеклянный купол, который в холодную погоду закрывался, а в жаркую открывался. Прикреплённые в углах проёма фигурки фантастических чудовищ служили водостоками.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%D0%B5._%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80.jpg/1280px-%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%D0%B5._%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80.jpg)
Стены атриума украшены живописным фризом с изображением морских божеств (тритонов и нереид) и тягами-арабесками в подражание помпейским фрескам. Роспись была выполнена немецким художником И.Дроллингером по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Двери выкрашены под цвет патинированной бронзы. Помпейского стиля банкетки, первоначально выполненные в мастерской знаменитого мебельщика Гамбса, отделаны синей материей. На парапете бассейна находятся бронзовые скульптуры — уменьшенные копии с античных оригиналов работы европейских мастеров XIX века (Аполлон Бельведерский, Дискобол, Амур и Психея, Венера Медицейская, Амур, Марс и др.). Большинство этих скульптур были привезены Николаем I из его поездки в Италию в 1845 году.
Фонтанная чаша, оформленная живыми цветами, накрытыми водяным колоколом
Многочисленные копии античных и западноевропейских статуй
Статуя «Психея» из каррарского мрамора исполнена Ч. Баруцци по заказу императора Николая Первого.
Во время войны оставалась на своем месте и была сильно повреждена. После войны обнаружена на территории острова. Отреставрирована к 2005 г. и установлена на своем месте в экспозиции атриума
Комната с тремя нишами
К атриуму помпейского дома со всех сторон прилегали различные помещения, получавшие из него свет и сообщавшиеся с ним не дверьми, а открытыми проходами и арками. В Царицыном павильоне справа от атриума находится комната с тремя нишами , соответствующая античной экседре (комнате для отдыха).
Стены экседры расписаны неяркими красками. В нишах установлены полукруглые синие диваны, повторяющие по форме изгиб стены, и круглые столики, созданные в России в первой половине XIX века.Французскими мастерами были выполнены стоящие в экседре светильники-торшеры, сделанные в подражание помпейской бронзе. Кроме торшеров комнату освещала масляная лампа-люстра, точно воспроизводящая лампу, найденную в Помпее.
Столы с каменными столешницами из мрамора и порфира украшены бронзовыми миниатюрами
Гостиная
Из экседры через атриум можно перейти в самый большой зал Царицына павильона — ойкос или гостиную .Центральный проём, соединяющий атриум с гостиной, украшен двумя колоннами черно-белого «античного» («археологического») мрамора и статуей лежащей женщины (авторства французского скульптора Ф. Ламота). Перспектива, открывающаяся из гостиной в атриум, одна из самых красивых в павильоне.
Статуя «Спящая женщина» работы Ф.Ф, Лемо.
До Великой Отечественной войны в интерьере Атриума имелась похожая по композиции мраморная лежащая женская фигура, обозначенная в описях как «Вакханка» и утрачена в годы войны. Скульптура «Спящая женщина» поступила в Петергоф из Института археологии Академии наук СССР. Очевидно, происходит из коллекции великого князя Михаила Николаевича. В 2005 г. реставрирована и установлена в экспозиции атриума взамен утраченной статуи
Две каннелированные колонны голубого мрамора разделяют гостиную на две неравные части. Кессонированный потолок расписан рамками из арабесок.
Стены гостиной украшены ярко красными филёнками с небольшими медальонами тёмного цвета, в которых изображены грифоны — крылатые фантастические существа с телом льва и головой орла, древние символы власти. Мозаичный пол и камин чёрного мрамора выполнены мастерами Петергофской гранильной фабрики. На камине находится мраморный бюст римлянки (II—IV вв. н. э.) и две мраморные вазы.
![oie_201527191Rge6p13](https://s01.yapfiles.ru/files/2967425/oie_201527191Rge6p13.jpg)
В центре комнаты, перед двусторонним диваном поставлены два круглых мозаичных стола. В витрине у окна выставлена небольшая коллекция предметов, демонстрирующая различные виды мозаики.
В отдельной витрине представлен Этрусский сервиз, изготовленный в 1844 г. на Императорском фарфоровом заводе специально для Царицына павильона. В его состав входили предметы для завтраков и полдников, рассчитанные на 48 персон. Все предметы сервиза расписаны подобно древнегреческим вазам: чёрные фигуры и орнаменты по коричневому фону.
Кроме Этрусского сервиза специально для Царицына павильона был изготовлен Коралловый сервиз (Императорский фарфоровый завод, 1846 г.), выставленный в столовой . Каждый из его предметов украшают стилизованные веточки, выполненные в виде кораллов.
Столовая.
Выкрашенные в ярко-синий цвет стены столовой расписаны арабесками. Центральную часть пола занимает подлинная помпейская мозаика I века н. э., состоящая из геометрических и растительных орнаментов. Она была приобретена Николаем I у герцога Максимилиана Лейхтенбергского специально для Царицына павильона.
Обрамление мозаики, состоящее из полос порфира и мрамора различного вида, было сделано мастерами Петергофской гранильной фабрики по проекту А. И. Штакеншнейдера.
В промежутке между окон, на кронштейне, установлен мраморный бюст. У другой стены выставлены столы-консоли с золочёными резными подстольями и мозаичными столешницами.
На каждой консоли поставлены оригинальные украшения — модели античных сооружений. У противоположной стены — камин, на полке которого сосуд-лекиф IV века до н. э. и мраморный бюст Юлии, дочери императора Тита, созданным неизвестным скульптором в I веке н. э.
Перед тем как вернуться в гостиную, стоит обратить внимание на прекрасный вид, открывающийся из столовой через застеклённую дверь, ведущую на террасу. Сразу за дверью к воде спускается небольшая гранитная лестница. Зеркальная гладь пруда и живописный берег создают неповторимую атмосферу и зрительно увеличивают пространство комнаты.
Кабинет Александры Федоровны.
![IMG_7100](https://s01.yapfiles.ru/files/2967465/IMG_7100.jpg)
По другую сторону от гостиной расположен кабинет Александры Федоровны . Это довольно узкая комната, заканчивающаяся полукруглой нишей с уютным диваном, отделанным малиновым сукном и зелёным шнуром.
Разноцветный кессонированный свод ниши поддерживают две витые мозаичные колонны византийской работы XIII века. Оживлённые тонкими рамками серо-зелёные стены заканчиваются снизу панелью жёлтого искусственного мрамора. Пол кабинета, в отличие от предыдущих комнат, не мозаичный, а паркетный, с наборным бордюром из пальметт.
У северной стены — письменный стол и кресло красного дерева русской работы и бюст императрицы Александры Федоровны из бисквита (неглазурованного фарфора), выполненный по модели немецкого скульптора Христиана Рауха (1824 г.).
На столе, кроме письменного «этрусского» прибора и красивых лазуритовых пресс-папье, представлено полное собрание сочинений любимого Александрой Федоровной писателя Жана Поля.
Мраморный камин с середины XIX века украшают часы золочёной бронзы, выполненные в петербургской мастерской А. Шрайбера в 1846 г. Эти часы для интерьера заказал А.И. Штакеншнейдер. Здесь же, на отдельном столике, находится умывальный прибор с росписью в помпейском стиле (Англия, середина XIX в.) из коллекции Розового павильона. Его подарила Александре Федоровне её дочь — великая княжна Мария Николаевна.
В витрине вреди прочих предметов представлены итальянские мозаичные пласты, приобретенные в 1980-х гг. в антиквариате. Хранились в фондах. С 2005 г. — в экспозиции гостиной Царицына павильона
Миниатюра с изображением хозяйки павильона — Александры Федоровны
Из кабинета дверь открывается в маленький внутренний садик , отгороженный высокой стеной. Пройдя по этому дворику мимо украшенной бюстами мраморной скамьи и поднявшись по внешней лестнице , можно попасть в небольшую комнату — кабинет императора, из которой узкая винтовая лестница ведёт на верхний этаж башни (бельведер), откуда открывается удивительный по красоте вид на пруд и цветочный сад. Под кабинетом, на первом этаже, расположено служебное помещение — буфетная
https://peterhofmuseum.ru/objects/islands/tsaritsin_i_olgin_pavilioni
https://www.spb-guide.ru/caricyn-pavilon-i-ostrov-petergof.htm
https://a-121.ru/царицын-павильон-петергоф-колонистс/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонистский_парк
https://pikabu.ru/story/tsaritsyin_pavilon_5819631
Продолжение следует
******************