-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mirera

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1357


Архитектура Санкт-Петербурга

Среда, 09 Мая 2018 г. 12:27 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Архитектура Петербурга:доходные дома(1)

Доходный дом — многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду, а также тип архитектурного сооружения, сложившийся в европейских странах к 30–40-м годам XIX в.

Квартиры в доходном доме, как правило, сгруппированы вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей (галерейный дом) и однородны по планировке. Построенные в конце XIX — начале XX в. доходные дома чаще всего содержали небольшой внутренний двор-колодец, а всё остальное пространство участка, принадлежащего домовладельцу, было занято самим зданием.

Под двором-колодцем нередко размещались различные хозяйственные помещения такого доходного дома (зданий такого типа особенно много в Санкт-Петербурге, Одессе, Ростове-на-Дону).Декоративное архитектурное оформление получал лишь парадный фасад, выходящий на улицу. В связи с тем, что жилые пространства были относительно небольшие, уменьшалось и расстояние между осями окон, поэтому для таких домов было характерно вертикальное архитектурное членение фасада.

Доходные дома могли принадлежать как частным лицам, так и различным организациям, ищущим стабильный источник дохода. В Российской империи владельцами доходных домов в числе прочих были учебные заведения, сиротские приюты, монастыри и как коммерческие, так и благотворительные общества. Нередко такие дома строили лично для себя состоятельные архитекторы.Впервые доходные дома в Петербурге появились ещё в XVIII веке, однако в то время здания лишь приспосабливались для этой функции. Целенаправленное строительство доходных домов началось в городе с середины XIX века, — они составляют значительную часть дореволюционной городской застройки. Существует и небольшое количество современных реализаций

Доходный дом Юлиана Бака

Архитектор Гришович в 1905 году построил для Юлиана Бака шикарный жилой дом, который неплохо сохранился и дожил до наших дней. Поскольку квартиры на лицевой части дома стоили дороже, чем скрытые в недрах подворотен, предприимчивые хозяева решили построить прямые проходы от парадного входа к внутренним помещениям. В итоге во дворе появились крытые галереи на уровне второго и пятого этажей. Они соединяют лицевую и заднюю части необычного строения. Причем попасть во вторую часть можно только через них.

В квартирах, состоящих минимум из 10 комнат, селились сливки высшего общества. Потом гигантские квартиры стали коммуналками-муравейниками

Еще одна уникальная особенность дома: квартиры с внутренней стороны дома одни из немногих в центре, где есть полноценные большие балконы. Кроме того, к зданию примыкает еще один двор-колодец, одна из сторон которого – практически глухая стена. Это один из самых узких «колодцев» в Петербурге

Доходный дом Лидваль

Доходный дом Лидваль — памятник северного модерна в Санкт-Петербурге. Находится по адресу: Каменноостровский проспект, д. № 1-3 / Малая Посадская улица, д. № 5 / Кронверкский проспект, д. № 15. Построен в 1899—1904 годах.

Барон Фёдор Иванович Лидваль— русско-шведский архитектор шведского подданства и происхождения.

Доходный дом Иды Амалии Лидваль — первая самостоятельная работа выдающегося архитектора Ф. И. Лидваля, выполнена по заказу его матери.

Северное крыло дома являлось особняком Лидвалей.В 1800-х годах территория в начале Каменноостровского проспекта, между Малой Посадской улицей и Кронверкским проспектом, принадлежала придворному отставному комиссару П. И. Апраксину. 

В 1898 году объединённый участок Кокса купила в кредит Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль, мать архитектора Ф. И. Лидваля. 23 марта 1899 года Ида Лидваль написала прошение в Санкт-Петербургскую управу, желая произвести постройку на принадлежащей ей земле. Разрешение было дано 14 апреля 1899 года, а 24 апреля Ф. И. Лидваль уже просил поставить на участке временный забор, что означало начало строительства.

Работы Ф. И. Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. На первом этапе своего творчества (1897—1907) он был ярким представителем стиля «северный модерн», его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. В то же время постройки Лидваля не противоречили исторически сложившемуся облику города. Доходный дом И. Б. Лидваль, одна из ранних работ архитектора, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле:

Строительство дома началось со стороны Малой Посадской улицы. В 1900 году был возведен четырёхэтажный корпус с флигелями. В 1901—1902 годах был сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замыкающий двор-курдонёр. В 1903—1904 годах завершилось строительство южного корпуса.

Таким образом, здание состоит из четырёх разноэтажных корпусов, объединённых курдонёром, отделённым от проспекта кованой решёткой на столбах красного финского гранита (возобновлена в 1995 году). В решётке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями.Кроме жилых корпусов во дворе был построен каменный двухэтажный каретный сарай.

В постройке корпуса, выходящего на Малую Посадскую улицу, Лидваль пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделён не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый — округлый, правый — трёхгранный. Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг».

Центральный корпус в плане также несимметричен, но основное звено его главного фасада имеет симметричное трёхосевое строение. Вертикальные оси корпуса подчёркнуты тремя эркерами и щипцами. Средний щипец сложно искривленного контура поднимается над боковыми эркерами. Трёхгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны.

Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита, облицовка нижних этажей и архитектурные детали выполнены из «горшечного камня» (талькохлорита) светлого зеленовато-серого цвета, поставляемого из месторождений Нуннанлахти или Калливо-Муреннанваара (Северная Карелия). В отделке также применялась разнофактурная штукатурка и гладкая керамическая плитка.

В оформлении фасадов широко использованы декоративные мотивы северного модерна: скульптурные рельефы с изображениями птиц, зверей и стилизованных растений. В центре рельефного украшения над центральным порталом — дата окончания строительства главной части комплекса (1902). Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, лесная птица и два зайца. Слева от даты — листья, голова рыси с раскрытой пастью и сова.

На самом верху среднего щипца изображен горельефный филин с распростёртыми крыльями. На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы с решётками в виде паутины с пауками, по сторонам решёток изображены подсолнухи. Остальные балконы здания имеют иную стилистику: часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие — в неоклассическом стиле. Кованые перила балкона первого этажа выполнены в виде буквы «L» (Lidvall).

Над парадной левого корпуса находятся изображения фантастических рыб, напоминающих дельфинов. На выступающей части флигеля высечена ящерица, выше — голова рыси. Стены и парадные украшены рельефами, изображающими листья папоротника, мухоморы, сморчки, тюльпаны, подсолнухи, лесные ягоды, одна из парадных оформлена львиными масками.

Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами. В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы.

В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники. Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью. В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты.

Дом Лидваль — пример живописного и одновременно функционального комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации, активного и убедительного использования художественных и технических возможностей традиционных и новых строительных и отделочных материалов. Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» (1907), явилось этапом в развитии петербургского зодчества и прославило архитектора.

Доходный дом на Малой Монетной, 9

На углу Малой и Большой Монетной в Петербурге стоит дом, в котором с 1910 по 1912 год жил и работал Александр Александрович Блок.

До сих пор на верхнем этаже можно найти окно его рабочего кабинета, правда, из кабинетного оно стало кухонным, поскольку в советские годы квартиру превратили в коммуналку, и в ней поселилось сразу несколько семей. До середины XX века дом венчал шпиль, но до наших дней он не сохранился. ул. Малая Монетная, д. 9

Доходный дом герцога Лейхтенбергского

Одно из самых красивых и оригинальных модернистских зданий Петроградской стороны было построено в 1905 году архитектором Ф. Ф. фон Постельсом.

Весь пятый этаж дома украшает большое мозаичное панно с природными и урбанистическими пейзажами. Декоративная отделка здания довольно причудлива: органические формы плавно перетекают друг в друга, создавая впечатление, будто дом живой.

Доминантой главного фасада является огромный мозаичный фриз, состоящий из пяти больших мозаичных панно, созданных в 1905 г. по эскизам художника С. Т. Шелкового  в мастерской В. А. Фролова. По замыслу художника, мозаика расположена между большими окнами пятого этажа и фактически покрывает всю стену здания. Впервые на здании был изображен пейзаж - поля, холмы, река, городские здания, индустриальный пейзаж с высокими дымящимися трубами.

Мотивы плавно перетекают один в другой, создавая панораму.  На панно с изображением парусников справа внизу буква «Ф» и год «1905». Нигде мастера Фроловы не использовали столь крупные по размеру и разнообразные по конфигурации куски смальты. Активно использована фактурность нешлифованной смальты, рельефность ее наложения на основу. 

Метод набора, подбор цветов по принципу «пуантилизма» используется  в расчете на оптическое смешение цветов на определенной высоте. Швы оттеняют контур и границы цветовых пятен. Смальтовые панно не имеют традиционных обрамлений и заполняют всю свободную поверхность верхнего этажа.Четыре трехгранных стеклянных фонарика, встроенные в прямоугольник фасада, словно разрывают горизонталь карниза. Такое чередование отсвечивающих смальтовых панно с прозрачными стеклянными фонариками дает дополнительный эффект.

Три жилых этажа «прорезаны» высокими окнами, объединены пилястрами и двумя округлыми эркерами. На уровне второго этажа проходит пояс из причудливо сплетающихся полос и зигзагообразных фигур. Рельефный декор дома поражает затейливым своеобразием.

Два внутренних двора также с большими окнами мастерских наверху привлекают скромной, но стильной отделкой, выполненной в разнофактурной штукатурке с крупными геометрическими узорами.

Владелец дома - Николай Николаевич Лейхтенбергский  (1868-1928), Светлейший герцог (По указу Александра III, 1890), 5-й принц Богарне, внук великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая  I. С 1891 г. жил в Петербурге, служил в Преображенском полку. В звании полковника участвовал в Первой мировой войне, награжден за храбрость шашкой, завещанной М. Д. Скобелевым для вручения «первейшему полковому герою». Вышел в отставку в чине генерала. В 1918 г. выехал за границу.

Ему также принадлежали доходные дома по адресам: 7-я Рота № 4, №6, №8. Семья герцога проживала в собственном особняке на Каменноостровском пр. - сейчас этот участок занимает дом № 64.

Особое внимание привлекает портал с парящими над ним девушками, а по бокам от центрального входа можно заметить два «солнца», сплетённые из щупалец какого-то неизвестного создания. Дом можно рассматривать часами — верный признак того, что перед вами подлинный шедевр.

 ул. Большая Зеленина, д. 28

Доходный дом Т. Н. Путиловой

 

Доходный дом Т. Н. Путиловой или «Дом с совами» — дом на Большом проспекте Петроградской стороны в Санкт-Петербурге, выполненный в стиле северного модерна. Построен в 1906—1907 годах по заказу купеческой вдовы Т. Н. Путиловой. Одно из основных творений архитектора И. А. Претро. В 1912 г. был отмечен серебряной медалью на городском конкурсе лучших фасадов.

Дом является одним из самых значительных образцов северного модерна — направления в русской архитектуре модерна, получившего развитие в основном в Санкт-Петербурге в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. Дом представляет из себя огромный монолитный блок с двором-колодцем внутри.

Характеризуется эффектным силуэтом, выразительной пластикой фасада, разнообразными по формам и размерам окнами, фактурной штукатуркой. Лицевой фасад дома, выходящий на Большой проспект, облицован в нижней части гранитным камнем. Посередине фасада находится стрельчатый портал, украшенный характерными для северного модерна скульптурами сов. Юго-западный угол дома, который виден на фотоснимке, был увенчан черепичным шатром, который впоследствии был утрачен.

Купеческая вдова Т.Н. Путилова, для которой был построен дом, владела мануфактурным магазином на Среднем проспекте Васильевского Острова. Участок достался ей в 1905 г. от наследников капитана 1-го ранга П. П. Геринга. Вскоре после постройки дом перешёл к товариществу по производству резиновых шин «Проводник»; в доме разместился один из магазинов товарищества. Кроме того, до революции в доме находилось отделение Русского торгово-промышленного банка, а также курсы стенографии Д. Г. Орфеновой. Последним владельцем дома был коммерции советник М. Л. Балабанов, председатель правления Северного стекольно-промышленного общества.

С довоенных лет до 1990-х гг. в доме находился известный в городе комиссионный магазин. Впоследствии в доме размещались различные офисы и магазины, включая ряд мебельных салонов.

В 2011—2012 годах стены дома были подвергнуты косметическому ремонту. Лицевой фасад дома прошёл комплексную реставрацию. Утраты каменной облицовки были восполнены в историческом материале. Камень был привезён из действующих по настоящее время карьеров (сланец — из карьера «Пирттипохья» в Карелии, гранит рапакиви — из карьера вблизи местечка Юлямаа в финской провинции Южная Карелия)

Была обновлена штукатурка стен и архитектурных деталей, отремонтированы балконы и эркеры, причём особое внимание было уделено ажурным металлическим ограждениям. Были восполнены утраты майоликовых вставок на фасаде, подновлены скульптуры сов. Наконец, по иконографическим материалам реставратором П. П. Игнатьевым была воссоздана ранее утраченная скульптура орла на угловом эркере дома.


Портал, украшенный скульптурами сов.
Охранный статус
В 2001 г. дом был включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (1175).

Источник: https://kudago.com/spb/list/samye-krasivye-dohodnye-doma-peterburga/

https://pikabu.ru/story/neobyichnyie_doma_sanktpeterburga_4146155

http://www.spb.aif.ru/city/event/1362205

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку