Цитата сообщения Соккар
Зевс. Похищение Европы
В сознании современных людей мифология живёт значительно сильнее, чем об этом принято думать. Это происходит почти незаметно через культурное наследие, религиозное воспитание, воздействие окружающих. Так в многих музеях мира находятся картины разных мастеров о похищении Европы Зевсом. Сюжет с таким названием был уже известен античным художникам. Художники по-разному представляют события мифа. Но обычно посетители музеев видят прекрасную молодую женщину, сидящую на спине огромного быка, который плывёт в открытом море. Экскурсоводы рассказывают зрителям легенду, как дочь финикийского царя Агенора вышла на берег моря поиграть со своими подругами. К ним подошёл бык, который удивлял всех своей мощью и красотой. Он был очень ласков, и девушки стали играть с ним. Животное опустилось на колени, и дочь царя села верхом на спину. Внезапно бык поднялся на ноги, бросился в Средиземное море и поплыл к Криту. Это сам Зевс принял образ быка, чтобы похитить финикийскую царевну Европу. Как и откуда появилось такое представление о похищении Европы Зевсом? Ответ прост: из рассказа Аполлодора.
"Мифологическая библиотека", книга III:
"Агенор же, прибыв в Финикию, женился на Телефассе, и у него родились дочь Европа и сыновья Кадм, Фойник и Килик. Некоторые, впрочем, утверждают, что Европа была дочерью не Агенора, а Фойника. Влюбившийся в нее Зевс превратился в смирного быка, и дав Европе усесться ему на спину, поплыл с ней на остров Крит. После того как Зевс разделил там с ней ложе, она родила Миноса, Сарпедона и Радаманта".
Братья Европы отправились на её поиски, но после безуспешных попыток не стали возвращаться домой, а поселились в разных местах: Фойник - в Финикии, Килик - в Киликии, а Тасос - во Фракии.
По существу здесь речь идёт о колонизации островов Эгейского моря и побережий Малой Азии и Балканского полуострова финикийцами - лучшими мореходами древнего мира. Но если рассказ о братьях Европы вполне реалистичен, то случай с Зевсом явно выбивается из этого ряда. На протяжении всей истории художники создавали картины на тему похищения Европы буквально понимая написанное. И могло ли возникнуть иное понимание! Первые интерпретаторы этого мифа создали определённый стереотип сознания: миф - это такой рассказ о прошлом, где возможны чудеса, превращения, невероятные события. Реальность чудес не подвергается сомнению, потому что боги могут всё. Именно из этого мифа сложилась латинская пословица: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Quod licet Jovi, non licet bovi. Эта пословица устанавливала пределы возможного для низших слоёв общества, но и не ограничивала беспредел власть имущих, она являлась ярчайшим выражением двойной морали, столь часто применяющейся в современном мире.
Возвратимся к мифу. Бык не может ориентироваться в открытом море по солнцу и звёздам, он не знает, где находится Крит, а где Финикия, какие дуют ветры в это время года, а какие течения существуют в Средиземном море. Ему совершенно всё равно, что девушке неудобно сидеть на мокрой спине животного, что она не выдержит столь экстремального и не комфортного круиза в Средиземном море и через несколько минут, свалившись со спины, утонет в водах. И бык не сможет ей помочь... Мифологическое сознание не обладает критическим мышлением, а внутренний цензор религиозного сознания в защиту божественности Зевса провозгласит тезис: но это ведь бык. И что с того, что бык не любит плавать в открытом море. Повелителю бессмертных проще было бы перевоплотиться в дельфина, он-то ведь точно умеет плавать в море и несомненно отыщет среди водного пространства Крит. Но голос в защиту божественного скажет, ведь это же не простой бык, а воплотившийся в быка Зевс - самообман очень нужен людям, чтобы поверить в невозможное... Как хочется верить в чудо! Но неужели Зевс глупее своих прагматичных современников? Зачем Зевсу перевоплощаться в быка для похищения Европы (оставим за скобками саму вероятность подобного), гораздо проще это сделать, сев на морское судно с опытными моряками, которые хорошо знакомы с навигацией. Зевсу позволено то, что не позволено людям...
Ведь в действительности события происходили именно так: Зевс похитил Европу на морском судне, которое в то время называлось ...быком - ταῦρος. Эта версия настолько проста, насколько же и естественна. Удивляет массовый гипноз людей, поверивших в мифического быка. Эту версию невозможно опровергнуть, в противном случае можно сказать, что со здравым смыслом у человека что-то не в порядке. Логика бесполезна там, где люди не ищут объяснения происходящим событиям, а оправдывают чудеса. Наше отношение к событиям, описанным в мифе, сложилось во многом благодаря восприятию картин знаменитых художников, писавших на эту тему. Художники - дети своего времени - словно состязались в нереалистическом видении мира. Чистый сюрреализм. Многоразовые грабли, на которые охотно наступают художники многих столетий. Эти штампы продолжают жить и в современном кинематографе. Мы привыкаем к ложному видению мира, начиная с детства. Огромное количество книг для детей по мифологии приучает видеть в богах всё, что угодно: высший разум, божественную силу, проявление космических законов, дхарму, майю, карму, сансару и, конечно же, инопланетян, полностью игнорировать логику и с презрением относиться к простой человеческой истории.
Вы всё ещё верите, что события происходили именно так, как они изображены на картинах великих художников? Не вижу радости в глазах быка. Кажется, он уже задумался, зачем он похитил голую женщину?