-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мира_М

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1998


Венеция,город, как голос наяды, в призрачно-светлом былом

Пятница, 14 Сентября 2018 г. 22:07 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Венеция,город, как голос наяды, в призрачно-светлом былом..

Опять встречаю с дрожью прежней,
Венеция, твой пышный прах!
Он величавей, безмятежней
Всего, что создано в веках!

Валерий Брюсов 

Венеция - самый удивительный и самый знаменитый город в мире - город на воде, располагается в восточной части Северной Италии. Венеция - один из крупнейших в Европе центров международного туризма, город кино- и театральных фестивалей и международных художественных выставок.

Величественные и прекрасные дворцы образуют причудливый и таинственный мир, где отрешенное изящество готики соседствует с пышной роскошью барокко. И почти повсюду слышен плеск воды, которая, омывая цоколи зданий, отражает архитектурные шедевры.

Основной транспорт в Венеции — речной трамвай, есть и речное такси, прогулка на котором обойдется гораздо дороже. Исторический вид транспорта — 11-метровая, изогнутая в виде полумесяца гондола неизменного черного цвета. Она предназначена в основном для туристов.

Знаменитый мост вздохов. Это совсем не про романтику, и свидания под луной. Мост вздохов связывал суд и тюрьму, и заключенные могли видеть солнечный свет только вот в этих окошках, когда из водили на допрос, или когда насовсем отправляли за решётку. "За решётку" это фигурально, в средние века тюрьма была подземной и света там не было никакого. Так что вздыхали заключенные обоснованно. :(
Суд слева - тюрьма справа. В более позднее время там появились окошки и тюремные решётки, но мост к тому времени уже был знаменитым. 

Тесно застроенный роскошными старинными зданиями, исторический центр Венеции расположен на 120 низких песчаных островах, соединенных 400 мостами и мостиками. Дворцы XV—XVIII веков построены в своеобразном венецианском стиле, в котором чувствуется влияние востока (венецианская готика образована из элементов готики и мавританского стиля).

Сердце Венеции - площадь Сан-Марко.

Расположившись на вершине колонны, крылатый лев — геральдический символ Венеции — обозревает грандиозный собор Сан-Марко, каменное кружево дворца Дожей, вонзившуюся в небо колокольню (высота 100 м), где Галилео Галилей в 1609 году установил свой первый телескоп.

Изяществом отделки отличаются аркады и балкон еще одного шедевра венецианской архитектуры — Дворца дожей. На самом краю площади высятся две колонны — символические ворота в Венецию.

По площади снуют бесчисленные продавцы сувениров и уличные фотографы, всегда многолюдны старинные кафе "Флориан" и "Куадри". 

Большой канал ("Канал Гранде"), напоминающий по форме букву "S", — главная улица Венеции.

Через него переброшены лишь три моста. Мост Риальто считается самым красивым, самый знаменитым и самым древним мостом Венеции.

Дворцы вдоль Большого канала олицетворяют славу и силу Венеции всех эпох – от XII столетия до XX. Самым знаменитым дворцом является Золотой дом, построенный в XV веке. Сейчас в нем размещается художественная галерея.

В юго-восточном конце Большого канала расположена церковь Санта-Мария делла Салуте.

Великолепны также дворцы ...

набережные...

Работы всех без исключения великих венецианских мастеров XIV–XVIII вв. выставлены в 24 залах Галереи Академии. К жемчужинам этой коллекции относятся творения Джованни Беллини, Витторе Карпаччо, Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Из музеев стоит отметить Коллекцию Пегги Гутенхейм (Пикассо, Магрит, Эрнст, Танги, Дали, Кандинский, Брак и др.), Музей византийских икон (крупнейшее за пределами Греции собрание), Музео Орьентале (восточное искусство).

На острове Мурано находятся заводы, производящие знаменитое венецианское стекло. Во время экскурсии на стекольную фабрику можно увидеть, как это делается.

Здесь же находится базилика Санти-Мария-э-Донато, которая считается образцом венецианского зодчества (1140 г.).

Остров Бурано славится своими кружевами, которые с XVI в. плетут местные женщины.

На острове Сан-Микеле расположено утопающее в цветах кладбище, где покоятся некогда влюбленные в Венецию Сергей Дягилев и Игорь Стравинский. Могила украшена надписью: «Венеция, постоянная вдохновительница наших успокоений» (предсмертные слова Дягилева), тут же лежат балетные пуанты.

Здесь же похоронен Иосиф Бродский. На острове Торчелло с VII в. сохранилось самое древнее во всей лагуне здание — огромный византийский собор Санта-Мария-Ассунта, освященный в его нынешнем виде в 1008 г.

Всемирно знаменитый венецианский карнавал родился в 1094 году. Он длится ровно 10 дней – с 6 по 16 февраля. Благодаря Джакомо Казанове, начиная с XVIII века, расширилась гамма костюмов, дополнивших скромные черные накидки и длинноносые маски.

Главным жизненным эликсиром города всегда оставалась вода, поэтому каждый год в праздник Вознесения Христова здесь одновременно проводился и специальный пышный ритуал, во время которого венецианские дожи торжественно «обручались» с морем и бросали в его волны золотой перстень.

Город расположен в Венецианской лагуне Адриатического моря на северо-востоке Италии.

Венеция расположилась на многих островах, 118 из которых образуют центральную часть города. Центр разбит на шесть районов или как их называют итальянцы «Sestire». В округе, в той же лагуне, лежат не менее известные острова, например, Лидо, Бурано, Торчелло и несколько других.Город и лагуна включены в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гостиницы в Венеции достаточно дороги. Большинство туристов останавливается или в материковой части города — Местре или в Лидо.

И С Т О Р И Я

История Венеции сложна и многогранна,насыщена событиями,войнами,взлетами и падениями и не в рамках одного поста её освятить,да и не вижу смысла,подробно вы можете прочесть в любом источнике.Остановлюсь на некоторых знаковых событиях из жизни города.

Carlevarijs: Zecca, Libreria Marciana, Piazzetta

Название Венеции связано с племенем венетов, по имени которого область получила у римлян название Венеция (лат. Venetia). В III веке до н. э. область венетов была захвачена римлянами, которые основали колонию Аквилея в качестве своего опорного пункта, которая позднее стала центром X региона (Венетия и Истрия). В 402 году эта провинция была разорена в результате набега вестготов под предводительством Алариха.

Согласно легенде, Венеция была основана 25 марта в 421 году н. э. в день Благовещения Девы Марии, жителями области, спасавшимися от готов на пустынных островах болотистого побережья

  Ponte de Ca'Balà

Эта легенда основана на документе, согласно которому три консула из Падуи основали факторию на островах Риальто.

 Ponte Chiodo

Заселение островов продолжалось в период упадка Западной Римской империи. В 452 году гунны Аттилы вторглись в провинцию Венетия и Истрия. В то время она состояла из 50 городов, первым из которых был прибрежный город Аквилея.

Ponte del Diavolo

Аттила разрушил Аквилею, многие жители которой бежали и поселились на островах, находившихся в лагуне.В 466 году жителями поселений был выбран первый орган самоуправления — совет представителей.В 568—570 году лангобарды вторглись в Италию, на островах лагуны началось широкомасштабное строительство новых поселений..

Основной статьёй дохода населения островов была рыбная ловля и торговля солью.С материка в Венецию поступали пищевые продукты, строевой лес и вода. В дальнейшем потребность в товарах, которые было невозможно производить в самой Венеции, а также политические соображения, стали основой построения венецианского государства на земле материка — Террафермы.

В VII веке столицей района была Ираклея, вероятно, названная в честь византийского императора Ираклия. Жители занимались рыбной ловлей, каботажным плаванием и добычей соли. С VIII века герцогство и город становится крупным центром торговли между Европой и Византией. Начиная с IX века Венеция практически независима от Византии, но связь с метрополией сохранилась. Об этом свидетельствуют, например, архитектура и украшения собора Святого Марка

Пока племена гуннов, лангобардов и остготов разоряли города Западной Римской империи, Венеция, благодаря обособленному положению и тому, что жители научились строить дома на сваях и жить на воде, избежала участи материковых городов. Вторжение воинствующих варваров привело к переселению на острова состоятельных жителей материка.

Результатом этого стал быстрый рост торговли и транспортировки товаров, так как сбежавшая знать вкладывала средства именно в эти отрасли. В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 дожей.

Отсутствие пахотной земли в Венеции стало причиной того, что в городе стали развиваться мореплавание и торговля. Венеция стала транзитным пунктом, через который в Европу попадали янтарь, шёлк, рис, кофе и главная ценность того времени — пряности, которые стоили в Европе дороже золота. Эти пряности караванными путями попадали в восточные порты Средиземного моря. Также Восток обеспечивал Европу сахаром, изюмом, икрой из Чёрного моря.

Далее венецианские купцы переправляли эти товары через Альпы в Германию, а обратно везли серебро, железо, тёплые шерстяные ткани. По рекам венецианские купцы доставляли товары во Францию и Испанию. Обратно везли лес из Далмации, с Чёрного моря и Сицилии — зерно. Процветала торговля рабами. Сама Венеция и её окрестности тоже производили ценные товары: соль, ткани, муранское стекло. Потребность в пряностях была объяснимой.

План Венеции, XVI век

Пища в Средние века была однообразной, и менять вкус можно было только с помощью приправ. Европе нужен был перец, гвоздика, мускат, корица, имбирь, камфара, ладан и пр., которые доставлялись из Индии, Цейлона или Пряных островов. Кроме того, фармакопея и религиозные церемонии нуждались в наркотиках и ароматических веществах

Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счет займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество. В XII веке в Венеции открываются первые банки.

В XII—XIII вв. Венеция начала строить галеры и галеасы — торговые судна больших размеров, вместимостью около 200 тонн, которые производили судовые верфи Арсенала. С начала XIV века Венеция ежегодно отправляла пару раз в год конвои, состоящие из двух-трёх галеасов, в Англию и Фландрию.

В 1328 году 8 кораблей ходило на Кипр и Армению, 4 на Фландрию и 10 на Византию и Чёрное море. Общий тоннаж венецианского флота в XIV веке достигал 40 тыс.тонн, при среднем водоизмещении в 150 тонн. Команда судна набиралась из свободных людей, которым разрешалось провозить собственный товар для торговли.

Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз. В XII-XIII веках на верфях Венеции начали строить большие корабли водоизмещением до 200 тонн. Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма.

В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире. Упадок С XV века, когда совершались великие географические открытия, Венеция сдала свои позиции Португалии, Испании, Голландии и Англии. К XVIII веку Венеция утратила свое былое могущество, большая часть материковых владений перешли к Австрии. Но сам город лучился великолепием.

Карта Венеции работы Болоньино Зальтиери, 1565 год

В этот период широкое распространение в Венеции получили азартные игры и проституция. 1 мая 1797 года Наполеоном была объявлена война Венеции. Большой совет принял решение выполнить все требования, 12 мая дож Людовико Манин отрекся от престола. Впервые за более чем тысячу лет Венеция утратила независимость.

Венеция в XVIII веке, худ. Каналетто

Открытие в 1869 году Суэцкого канала создало условия для подъёма Венеции; был построен новый порт и Венеция стала популярным местом отплытия на Восток. Мода на морские купания привела к развитию туристического бизнеса в Венеции и на ближайших островах. С 1895 года Венецианская биеннале привлекает в Венецию множество выдающихся деятелей искусств. В 1903 году патриарх Венеции стал папой Пием X.

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджио. И.К. Айвазовский

Во время Первой мировой войны Венеция подверглась австрийским бомбардировкам. После войны была попытка реализовать так называемый план «Порто Маргера» постройки порта и заводов на берегу материка, которая привела к загрязнению экосистемы лагуны. В 1926 году остров Местре был передан в ведение муниципалитета Венеции. В 1932 году состоялся первый Венецианский кинофестиваль.

В сентябре 1919 года Габриэль Д’Аннунцио отправился из Венеции захватывать Фиуме. После первой мировой войны в Венеции расцвёл фашизм. Один из фашистских лидеров, граф Джузеппе Вольпи, родился в Венеции в 1877 году и начал свою карьеру как удачливый предприниматель. В 1925 году Вольпи стал министром финансов в правительстве Муссолини, а позже возглавил Биеннале. В 1933 году Венеция была соединена с материком новым железнодорожным и автомобильным мостом.

Островная часть Венеции

Во время Второй мировой войны островная Венеция, не имеющая промышленного потенциала, избежала налётов союзной авиации. В 1944 году в Венеции происходили акты саботажа, вследствие чего было убито несколько десятков человек. 28 апреля 1945 года Венеция была освобождена.В 1959 году патриарх Венеции Ронкалли стал папой Иоанном XXIII.

В ноябре 1966 года Венеция пережила самое большое за всю историю наводнение, вода поднялась на 2 метра. Большой ущерб был нанесён разлившимися из топливных баков нефтепродуктами, что привело к переходу Венеции на газ. ЮНЕСКО обратилось с призывом к спасению Венеции, было создано более 30 организаций для сбора средств и координации усилий по спасению Венеции.16—21 марта 2014 года в Венеции и области Венеция проводился общественный референдум по вопросу создания Республики Венето и её выхода из состава Италии.Сегодня экономика Венеции строится исключительно на туризме, гостями Венеции ежегодно становятся около 15 миллионов человек. Многие дома имеют статус памятника архитектуры.

И теперь вопрос,который заинтригует многих:

В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки: «Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».

Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.

Наводнение 2008 года

Островная Венеция с сокращающимся населением превратилась в своеобразный аттракцион для туристов

Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».

Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.

засуха

Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.
И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.

Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.

Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».

Но всё же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.

Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…

Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани.

Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.

Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.

Ещё многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.

PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.

Постепенное погружение в воду - проблема, с которой город борется с самого основания. По этой причине жители дважды перестраивали его, перебираясь на более высокие острова. Самые новые здания относятся к XIX веку, а за XX столетие Венеция погрузилась в море еще на 23 см, и строить заново никто не рискует.

Сейчас это не населенный пункт в классическом понимании, а скорее музей под открытым небом. Некоторые ученые пророчат, что к концу XXI века город полностью окажется под водой. Но праздник жизни, квинтэссенцией которого является ежегодный венецианский карнавал, продолжается, хотя для этого строителям и инженерам приходится прилагать не меньше усилий, чем первым венецианцам.

Вокруг города построили дамбу, создали массу других гидротехнических сооружений, чтобы минимизировать ущерб от воды и не допустить ее застоя. Прокладка и восстановление коммуникаций в таких условиях - вершина инженерного мастерства, .Человек борется за сохранение Венеции, а природа - за уничтожение. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не сдастся. Но даже в этом случае проигрыш будет красивым.

Венеция «родилась» в мелкой песчаной лагуне Адриатического моря, что и предопределило всю дальнейшую судьбу города – вода стала проклятием и одновременно спасением Венеции. Спасением – из-за легкости швартовки торговых судов, благодаря которым город достиг небывалого расцвета, став «Золотыми Воротами» Европы. Проклятием – из-за того, что Венеция, едва получив жизнь, начала умирать. Медленное погружение уникального города в море не прекращается ни на минуту – на один сантиметр ежегодно.

Венеция сегодня – как замороженная в жидком азоте роза, которая рассыплется от одного лишь к себе прикосновения: перестроить ее, не нарушив хрупкий баланс надводной и подводной частей, невозможно. Возрастающее давление, причиной которого являются здания и многочисленные туристы (до 19 миллионов человек в год), грозит сделать город непригодным к жизни уже в 2028 году – если только современная наука не найдет способ спасти «Золотую жемчужину». Итальянские ученые уже вступили в борьбу с морем, чтобы спасти Венецию – в 2003 году стартовал проект «Моисей», использующий в качестве защиты города от приливов герметичные дамбы. Увы, пока все усилия приносят мало пользы, зато вызывают множество споров относительно экологической безопасности проекта.

Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению современных ученых, является методика «выталкивания» песка из глубинных слоев участка морского дна, на котором расположена Венеция. Инженер Дж. Гамболати предложил пробурить вокруг города 12 семисотметровых скважин. Если с помощью этих отверстий накачать морской водой глубокие песчаные слои, это приведет к их разбуханию. По расчетам специалистов, такие действия позволят «приподнять» участок дна вместе с городом на 30 сантиметров. Впрочем, ученые не отрицают, что это лишь временная мера и окончательное спасение Венеции – дело следующего поколения.

Венеция, город // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Венеция (город в Италии) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Разумов Г. А., Хасин М. Ф. Тонущие города. — М.: Стройиздат, 1991
Акройд, Питер. Венеция. Прекрасный город. Litres, 2017.

 http://italia-ru.com/,http://russkievesti.ru/, https://italy4.me/veneto/, https://www.votpusk.ru/

 

Рубрики:  Венеция

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку