-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sofija330

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.09.2010
Записей: 6461
Комментариев: 561
Написано: 9348


АВТОР "БЕЗЫМЯННОЙ ЗВЕЗДЫ"

Пятница, 07 Марта 2014 г. 12:10 + в цитатник
Цитата сообщения rinarozen АВТОР "БЕЗЫМЯННОЙ ЗВЕЗДЫ"

АВТОР "БЕЗЫМЯННОЙ  ЗВЕЗДЫ"

1342786651_Mihail_Sebastian (146x220, 21Kb)

Автор чудесной пьесы  - "Безымянная звезда", по которой М.Козаков поставил одноимённый фильм, мало кому известен.

Михаил Себастьян, или Михаил Себастиан  (19071945) — румынский писатель, настоящие имя и фамилия которого — Иосиф Гехтер, происходил  из еврейской семьи.
Он изучал право в Бухаресте и Париже, входил в круг М. Элиаде, Э. Чорана, Э. Ионеско, К. Нойки. Выступал как прозаик, драматург, эссеист, литературный критик, автор статей о М. Прусте, Дж. Джойсе, А. Жиде, М. Элиаде, М. Блехере и др.
Критически наблюдал за сдвигом своих друзей в сторону румынского и германского нацизма, нарастанием антисемитизма в румынском обществе и интеллектуальной среде, что скрупулёзно засвидетельствовано в его дневниках (19351944), ставших одним из памятников эпохи, который сопоставляют с дневниками Анны Франк и Виктора Клемперера.
Погиб 29 мая 1945 года в возрасте 37 лет в результате несчастного случая (был задавлен грузовиком).
Дневники Себастьяна переведены на ряд европейских языков. Племянница писателя, французская журналистка, прозаик и переводчик Мишель Эштер (фр. Michèle Hechter) опубликовала биографический роман о дяде «М и М» (Paris: Gallimard, 2000). На дневниках Себастьяна построены посвященные ему пьесы американского писателя Дейвида Оберна (2004) и румынского драматурга Димитру Круду (2007).
Посмертно награждён премией Ганса и Софи Шолль (2006).
В 1978 году Михаил Козаков поставил фильм «Безымянная звезда», и  вот что он пишет в своих мемуарах.
 

"У этой пьесы, как и у самого автора Михаил Себастиана, странная судьба. Себастьяну —нечто вроде классика румынской драматургии XX века.Он не Нобель, как Ионеско, он вроде нашего Володина или Вампилова. Написал, насколько мне известно, всего четыре пьесы, известные только в Румынии да еще в России. И то популярна была одна — «Безымянная звезда», переведенная блестяще Константиновским в 56-м году, когда я ее впервые прочитал в «Иностранной литературе». Если быть совсем точным, прочитал не сам: пьесу нам в Гаграх читала вслух актриса Большого драматического театра Нина Ольхина. Она была распределена Георгием Александровичем Товстоноговым на роль героини Моны в его постановке.

 

Мы отдыхали в Гаграх в Доме творчества писателей. Мы — это я с тогдашней женой Гретой, Анатолий Борисович Мариенгоф с его женой, тоже актрисой БДТ, Анной Борисовной Некритиной, и мой старший друг, критик Владимир Фролов. Пьеса нам всем необычайно понравилась. Я так просто в нее влюбился. И, как выяснилось, не зря. Спектакль, поставленный Товстоноговым
в том же 56-м году, имел хороший успех, однако не стал шедевром. Почему? Великий режиссер не вполне, видать, уловил интонацию этой необычной, странной пьесы еврея Иосифа Гехтера. Да-да, за псевдонимом Михай Себастиан скрывался Йося Гехтер, покоящийся на бухарестском  синагогальном кладбище, могилу которого я разыскал, когда приехал в 1979 году в Румынию с моей картиной «Безымянная звезда». Только тогда я узнал, что умер Себастиан,он же Гехтер, совсем молодым. Его вдавил в афишу на стене узкой бухарестской улицы маневрирующий  грузовик, причем в афишу спектакля по его, Себастиана, пьесе,может быть, этой самой «Безымянной звезды".

 

 

Найти его могилу оказалось делом непростым. После успешного показа моей ленты в румынском Доме кино я с одним молодым режиссером, румыном, также экранизировавшим другую пьесу
Себастиана, решили возложить цветы на могилу автора. Выяснилось, что мало кто знает, где могила. Этот режиссер тоже не знал. Он позвонил одному старому профессору из поколения драматурга. Тот-то и растолковал нам все вышеописанное.
Когда мы приехали на кладбище, никого там не нашли. Но мы были упорны. Приехали на следующий день. Служка, которому мы заплатили, долго рыскал в погребальной книге, отыскивая имя Йоси Гехтера.Нет такого. Мы упорствовали. Нашелся — под именем Себастьяна.Номера могилы не было. Был лишь номер участка. Напялив на голову кипу — я вместо кипы покрыл лысину носовым платком с четырьмя узлами,— мы были допущены в вечный приют на поиски могилы. Но вот беда: произошедшее совсем недавно землетрясение превратило кладбище в нечто невообразимое — груды камней, поверженные надгробья.
Как тут найти захороненного Иосифа Гехтера, даже если он - Михай Себастиану?

 
Мы уныло бродили среди этой свалки. Румын сказал: «Миша, поехали. Будем считать, что мы свой долг исполнили». Я ответил: «Дай мне еще пять минут. Только пять минут». И, сделав буквально два шага, я радостно завопил: «Да вот она!» И точно — могила Себастиана была целехонька. Плоский камень и небольшая вертикальная плита с его молодым профилем уцелели во время страшного землетрясения. Я попросил румынского коллегу сфотографировать меня у могилы писателя, которому я многим обязан. Когда проявили фотопленку, выяснилось, что всё в браке: вместо негативного изображения — чернота, засветка из-за испорченного фотоаппарата, взятого напрокат. Но мы были молоды. - Ах, как молоды мы были! И фонтаны были голубыми и били ключом.Ведь шли только 70-е, и впереди предстояла еще долгая жизнь. Она-таки оказалась для меня действительно длинной, как и для картины по пьесе малоизвестного миру автора — Михаила Себастиана."

«Солнечная система, она не единственная во Вселенной. Есть и другие звезды,  окруженные планетами. Они находятся очень далеко от нас. Свет идет от них сотни тысяч лет. Но кто знает, может быть где-нибудь там... приключение, которое у нас называется жизнь, повторяется под тем же небом,но с другой судьбой. Может быть,  всё, что здесь тяжело - там легко. Всё что здесь мрачно, там – светло и радостно. Всё, что мы пытаемся сделать, всё, что мы не сделали, наши утраченные иллюзии,
наши несостоявшиеся мечты, всё, что мы любили и не смогли долюбить… словом, всё-всё… там – легко и радостно. Также радостно, как это могло быть и здесь, если б люди понимали это, если б они любили друг друга, если б они все  работали вместе…»

"Бывают вечера, когда все небо кажется мне пустыней, усеянной ледяными, мертвыми звездами, и в этой абсурдной вселенной только мы одни мечемся в страшном своем одиночестве по этой провинциальной планете, словно по захолустному городишке,
где вечно нет воды, света, и где не останавливаются скорые поезда...Но бывают  вечера, когда небо дышит жизнью... Когда - если хорошенько прислушаться - слышно,как шумят и вздыхают на самой дальней планете океаны и леса - фантастические океаны
и фантастические леса - вечера, когда все небо полно знаков и голосов, словно неведомые существа, никогда не видевшие друг друга, предчувствуя, посылают сигналы - с одной планеты на другую, от одной звезды к другой - ищут, зовут...»

(М. Себастиан, “Безымянная звезда”)
 
Пьесы
  • 1936 — Игра в каникулы (Jocul de-a vacanţa) (1938, Театр «Комедия», Бухарест)
  • 1942 — Безымянная звезда (Steaua fără nume) (1944, Театр «Альгамбра», Бухарест; в СССР — БДТ, 1956; МХАТ, 1957)
  • 1945 — Последний срок (Ultima oră)
  • 1945 — Ночи без луны (по Дж. Стейнбеку)
  • 1946 — Последняя сенсация (Бухарестский Национальный театр; 1955, Театр сатиры, Москва).
  • 1947 — Остров (Insula)
  • переработка пьесы Ю. Х. Бергера «Потоп»

   

                                                                       
 
           БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА


 

 

 

источники: ВИКИПЕДИЯ

http://www.stihi.ru/2011/04/23/1310

 

Рубрики:  интересные истории/ЖЗЛ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку