РУССКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ МИЛИОТИ (1874-1962). ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРА Николай ...
рансиско Перальта дель Кампо (Francisco Peralta del Campo),1837-1897.Испания. - (0)Франсиско Перальта дель Кампо (Francisco Peralta del Campo),1837-1897.Испания. На арене...
Русская портретная фотография. Часть 4 - (0)Русская портретная фотография. Часть 4 Портрет старого солдата. 1863 ...
Василий Андреевич Голынский (1854–1904) - (0)Василий Андреевич Голынский (1854–1904) ...
ЭРЗЯ И МОКША...Наталья Водянова, имеет эрзянские корни, а мокшанские у Василия Шукшина. - (0)ЭРЗЯ И МОКША...Наталья Водянова, имеет эрзянские корни, а мокшанские у Василия Шукшина. Откр...
Подмалевок в живописи. Мастер подмалевка И.П.Похитонов |
Подмалевок в живописи. Мастер подмалевка И.П.Похитонов
В самом названии “подмалёвок” есть что-то отталкивающее. Как же, если мы взяли кисти в руки, значит пишем, а не малюем, процесс пошёл, и картина вот-вот будет готова. Так обычно и происходит у начинающих художников - картина почти завершена, а ошибки, которые были сделаны по причине отсутствия подмалёвка, исправить уже нельзя.
Какие это могут быть ошибки? Композиционные, колористические и т.д. Подмалёвок в живописи - это не просто рутинная работа, а уже сам процесс творчества, который состоит из ряда задач. Самая важная - раскрыть нашу будущую картину в цвете, определив цветовые и тональные отношения основных пятен. Проделывая эту работу, следует не просто выкрашивать большие плоскости с целью их замазать, а писать уже на стадии подмалёвка.
Именно писать, моделируя форму большой кистью, не отвлекаясь на детали. Работа идёт от общего к частностям, а не наоборот, что можно наблюдать у неопытных художников.
Бывает, начинающий художник панически боится большой кисти и, например, двенадцатый номер плоской щетины вызывает у него дикий ужас. “Как этим можно рисовать?” - восклицает он.
В том-то и дело, что рисовать нельзя, а писать можно. Кистью мы пишем, а не срисовываем, и каждый мазок - это пятно, моделирующие форму предмета. Перестаньте путать карандаш с кистью, не нужно мучить себя, выкрашивая всю поверхность картины маленькой кисточкой только потому, что Вы так привыкли.
Выработайте более эффективные привычки, практикуясь большими кистями, и результат не заставит себя ждать. Уже скоро Вы будете удивляться тому, как раньше кропотливо штриховали третьим номером.
Есть такое понятие “писать широко”, что значит не упираться в деталь, а цельно, большими мазками брать цветовые отношения. Это, кстати, относится и к работе маленькими кистями.
Посмотрите на картины великолепного живописца И. Похитонова, их размер не более двадцати сантиметров по большей стороне, но, что интересно, стиль письма лёгкий, широкий, он словно играет кистью.
И. Похитонов
В 1894 году И.Е. Репин посетил Париж и в числе прочего побывал на выставке "Салон Марсова поля". В своих заметках он подверг резкой критике большинство произведений, представленных на выставке: "Но за всю муку и хотьбу по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего И.П. Похитонова. Из десяти его вещей большая часть представляет картинки из Торро дель Греко, на Неаполитанском заливе. Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях!" К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени. А в современное Ивану Павловичу Похитонову время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи. В восторге от творчества И.П. Похитонова был хорошо знавший его И.С. Тургенев.
Лишь после двадцати пяти лет самобытный художник-самоучка решил стать профессиональным живописцем. Из-за слабых легких И.П. Похитонов не мог зимовать в России. Поэтому подолгу жил во Франции и Бельгии, приезжая на родину в летние месяцы.
Его первые, небольшие по размерам, написанные маслом на дереве картины, выставленные в 1882 году на международной выставке в Париже, принесли художнику известность. Он сразу же получает заказ от самого императора Александра III написать места боевой славы русской армии в русско-турецкой войне 1877?1878 годов. Выполнял он и другие заказы самодержавца-мецената. В 1905 и 1906 годах И.П. Похитонов гостил в Ясной Поляне у великого Л.Н. Толстого. П.М. Третьяков приобрел более двадцати работ художника.
Мастерство написания изящных и выверенных пейзажей И.П. Похитонова подтверждает мнение И. Крамского, И. Репина, Н. Ге о том, что для самобытного художника систематическое, в определенных рамках художественное образование не всегда благо, ибо оно может нивелировать дар, данный мастеру природой
Художник умер 12 декабря 1923г.
Картины художника И.П.Похитонова (кликабельно, картинки увеличиваются при нажатии)
Кисть живая в отличие от мастихина, от карандаша. Она может быть робкой, как капля дождя, стекающая по стеклу, а может быть уверенной в себе, упругой, жёсткой, как удар плетью.
Так как мы сейчас говорим именно о начале работы, о подмалёвке, то “писать широко” наиболее важно. Когда Вы смоделируете большие пятна, правильно возьмете цвет и тон предметов, Вы сможете использовать кисти небольших размеров.
Начинающие художники, не приемлющие широкое письмо, ошибочно думают, что есть какой-то иной способ в работе над картиной и, как правило, изобретают велосипед. В очередной раз разочарую заблуждающихся - никаких других путей, ведущих к грамотно исполненной работе, нет, если Вы не гений.
Классический подход в работе над картиной - это движение от целого к частностям, то есть мы начинаем с подмалёвка и идём далее, уточняя форму до деталей. Даже если Ваша цель - добиться абсолютной идентичности изображаемого с натурой, то и в этом случае начинать писать нужно широко, постепенно приходя к более тонкой моделировке формы.
Н. Фешин. Танец кукурузы
...Первый этап в работе над картиной - важнейшая часть, после которой она вообще может быть остановлена. Да, работа может быть закончена на стадии подмалевка, как, впрочем, и на любой следующей стадии, если автор выполнил поставленную им задачу.
И. Репин. Этюд к картине Торжественное заседание Государственного совета
...Задачи бывают разные. Например, самая банальная - добиться иллюзии реальности на картине. Или более сложные - поэтизировать сюжет, создавать образы. Ещё сложней - ломать форму, предлагать новые решения, новые видения и т.д.
Однако прежде чем заглядывать так далеко, начинающему живописцу нужно разобраться с самым первым этапом, не перескакивать через него, не хвататься за детали и мучить их до зеркального блеска. Нужно научиться видеть картину в целом и вести работу в целом.
Уметь видеть - наиважнейший навык в работе живописца. Когда Вы им овладеете, многие непонимания уйдут сами собой, в том числе и споры “мазня — не мазня”, потому что изменятся критерии оценки. Пока Вы на картине видите только мазню, Вы не видите самого главного - взяты ли верно цветовые, тональные отношения, реализованы ли задачи, поставленные автором и т.д.
Вернёмся к подмалёвку. Многие спрашивают, можно ли делать его акриловыми красками, а затем писать масляными. ...Можно всё, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но чтобы их нарушить, как минимум, об их существовании следует знать.
Технология масляной живописи на самом деле очень проста, и не следует её усложнять. Важно понимать принцип - чем меньше мы разводим краску растворителями, тем она долговечней, чем меньше слоёв, тем лучше. В идеале писать “а-ля прима” без растворителей вообще.
Если наш подмалёвок будет выполнен акриловыми красками, в основе которых синтетическое связующее, то подмалёвок будет служить дополнительным акриловым грунтом. Живопись масляными красками по нему возможна, но насколько долговечна, неизвестно.
Акриловые краски быстро сохнут - это плюс, но одновременно и минус. Нельзя долго работать по-сырому, к тому же после высыхания они меняют цвет, и сама палитра получаемых цветов ограничена в отличие от масляных, которые дают широкий диапазон оттенков.
Подмалёвок - это не подготовительная работа, которую можно выполнить абы как, с него в идеале начинается сам процесс живописи, следовательно, результат Вашей работы во многом зависит от него.
Проделайте ряд упражнений, которые помогут Вам понять, как следует начинать работу над картиной. Их суть — научиться раскрывать работу в цвете согласно большим отношениям, а именно, чтобы все плоскости и предметы хорошо читались. Не следует доводить Ваши эскизы до завершения, то есть в них не должно быть никаких деталей. Положительный результат будет заключаться в том, что рассматривая на расстоянии выполненную серию эскизов, Вы в каждой работе будете чётко видеть передний, средний и дальний план, силуэты предметов и цветовую гамму согласно натуре.
Грамотный подмалёвок - ключ к успеху. Не игнорируйте эту часть работы, лучше совершить все страшные ошибки в самом начале, нежели бесконечно переписывать почти законченную работу в поисках более удачного решения.
Картины художника И.П.Похитонова (кликабельно, увеличивается при нажатии)
Рубрики: | Художники РОССИИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |