Загадки Камиля Сен-Санса |
Биографии большинства великих писателей, художников и музыкантов отполированы официальной историографией до блеска. Прилизаны, причесаны и часто очень даже неинтересны. Неинтересны потому, что они официальные. Однако вдруг всплывает нечто, что заставляет совсем иначе воспринимать жизнь и творчество того или иного известного человека. Например, всего-то несколько строчек в очерке или эссе, в корне ломающих официальную версию биографии...
Шарль-Камиль Сен-Санс, гениальнейший композитор мира, вундеркинд с детства, известный большинству благодаря "Лебедю" из "Карнавала животных" либо же рвущим душу "Интродукции и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28", да может быть еще по маленькой миниатюре со зловещим названием "Пляска смерти", имеет весьма и весьма прилизанную официальную биографию, которая перепечатывается из издания в издание. Особенно в той части, которая касается личной жизни композитора.
Официальные несколько строк гласят: "В сорок лет он женился на девятнадцатилетней Марии Трюффо, сестре одной из своих учениц. У них родилось двое детей, но Сен-Санс не мог уделять достаточно времени семье. За первые три года их совместной жизни он закончил оперу “Самсон и Далила”, фортепьянный концерт № 4, ораторию “Потоп”, сюиту для оркестра и симфоническую поэму. За это время он посетил Россию, дал ряд концертов, некоторое время жил в Швейцарии, откуда вернулся весной 1878 года, завершив там работу над “Реквиемом”. Возвращение композитора совпало с ужасной трагедией: его сын Андре, которому было два с половиной года, погиб – выпал из окна четвертого этажа. Спустя всего шесть недель от какой-то детской болезни неожиданно умер его второй сын. А через три года после этого произошла весьма странная история: будучи с женой на отдыхе в одном маленьком городке, Сен-Санс, никому ничего не сказав, неожиданно исчез. Он просто сбежал. Мария Сен-Санс никогда больше не видела мужа, хотя они и не расторгли брак (она умерла в январе 1950 года, дожив почти до восьмидесяти пяти лет)."
Откуда эти строки? Из книги весьма уважаемой и известной писательницы Людмилы Третьяковой "Не спрашивай зачем и почему" (2002 год, издательство "Виконт-МВ"), глава четвертая "Танцовщица графа Игнатьева". "Красный граф" Алексей Алексеевич Игнатьев известен в России благодаря своей книге "50 лет в строю", Людмила Третьякова рассказала в своем довольно подробном эссе историю любви и семейной жизни графа. Его женой была известная в Европе танцовщица Наталья Труханова (в девичестве Бостунова), которая сумела уговорить строптивого и очень осторожного композитора Сен-Санса разрешить ей сделать танцевальную миниатюру по мотивам "Пляски смерти". Ее друзьями и коллегами были такие знаменитости как Морис Равель, Леонид Собинов, Сергей Дягилев, Леон Бакст, Жюль Массне. Наталья Труханова оставила после себя воспоминания - "Книга о любви" - основанные на дневниковых записях и письмах, которые в России были опубликованы совсем недавно и лишь в одном из весьма неизвестных издательств. Людмила Третьякова писала свой труд на основе этих воспоминаний и уж точно, зная ее кругозор и дотошность, нельзя утверждать, что неофициальные факты из жизни Сен-Санса ею не проверялись.
Да, кстати о "Лебеде" (Труханова его не танцевала) – эта пьеса входит в сюиту "Карнавал животных". Сен-Санс создавал "Карнавал" как музыкальную шутку (так гласит официоз) и после нескольких исполнений он запретил его играть и издавать, чтобы не прослыть автором "несерьезной музыки" (так ли это?). Исключение им было сделано только для "Лебедя". В 1907 году хореограф Михаил Фокин поставил знаменитый балетный номер для Анны Павловой и назвал его "Умирающий лебедь", вряд ли Сен-Санс не знал об этом и не обсуждал такое название с Фокиным. Опять загадка! Учитывая, что Сен-Санс очень ревностно относился к любому исполнению своих музыкальных вещей.
Ах, ну как тут не вспомнить Александра Сергеевича Пушкина: "Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь..." Где вымысел, где правда? Это знает скорее всего один лишь Сен-Санс и загадки его биографии теперь лишь история. А музыка? Музыка вечна... в отличие от нас.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |