Китайская цивилизация, как самая древняя и развитая в Юго-Восточной Азии, ещё в самом начале нашей эры подмяла под себя всех соседей по региону. Куда более молодое японское государство перенимало у Китая все его достижения. Так, японские иероглифы - кандзи на самом деле китайского происхождения, ими начали пользоваться на островах в конце V века. Поэтому в Японии существует два способа чтения кандзи (это слово переводится как буквы династии Хань) - китайский (онъёми) и японский  ( кунъёми). В 701 году в Японии был установлен "Кодекс Тайхо" устанавливающий административную систему и свод законов по китайскому образцу. Через 9 лет столица переехала в город Нара, который строился под сильным влиянием китайцев. Из Поднебесной в Страну восходящего солнца пришёл буддизм и быстро стал второй официальной религией после синтоизма. Позже буддизм придётся по сердцу первым самураям: синтоизм крайне отрицательно относился к любому кровопролитию, что сильно мешало профессиональным военным. А вот китайское конфуцианство статуса государственной религии не достигло как в Китае. Японским императорам не очень то понравилась мысль о смене правящей династии, если она утратит благословение богов. И здесь они зрили в корень: китайские императорские династии периодически сменяли друг друга, а японская династия осталась несменяемой до наших дней. 

                          храм кофукудзи был возведён в Киото и перенесён в столицу Нара в 710 г

ВЗМАХИ КИСТЬЮ.

В эпоху Хэйан, когда отношения с Поднебесной существенно охладели, японская знать начала обращать внимание на ростки национальной культуры, противопоставляя её китайскому влиянию. В Х веке зародилась школа живописи ямато-э, получившая своё имя в честь древнего названия страны. 

Ямато-э — в изобразительном искусстве Японии X—XII вв. самостоятельное, собственно японское направление, противостоявшее кара-э (означает «китайская живопись»). Характеризуется воспроизведением сюжетов средневековых японских повестей, романов и дневников на свитках, выразительным сочетанием четких силуэтов и ярких цветовых пятен, вкраплением золотых и серебряных блесток.

Японская живопись — один из старейших и наиболее изысканных видов изобразительного искусства Японии, охватывающий широкий спектр жанров и стилей. Как и история японского изобразительного искусства в целом, история японской живописи представляет собой долгий путь соперничества и переплетения исконных японских принципов и адаптации иностранных идей.

Для мастеров ямато-э характерны яркие силуэтные изображения, горизонтальные свитки, иллюстрирующие аристократические романы, повести, в которых живопись перемежается с каллиграфией.

Характеризуется воспроизведением сюжетов средневековых японских по­вестей, романов, дневников на свитках, выразительным сочетанием четких силуэтов, ярких цветовых пятен, вкраплением золотых и серебряных блесток.

Композиции Ямато-э (преимущественно исторические и легендарные сцены из аристократической жизни, иллюстрации к придворным романам) писались тушью и красками, чаще всего на свитках (часто горизонтальных), обычно составляя серии («эмакимоно»). Свитки ямато-э сочетают в себе живопись и каллиграфию, их отличают яркие, локально окрашенные силуэты изображений. Расцвет Ямато-э наступил в XII—XIV в. Позднее многие характерные черты Ямато-э (орнаментальные формы облаков, приёмы параллельной перспективы и т.д.) вошли составными элементами в произведения школ Кано и Укийё-э. Наиболее известные художники этой школы: Фудзивара Нобудзанэ, Фудзивара Таканобу (оба XII—XIII в.), Фудзивара Такаеси (середина XII в.). Соответсвенно картины в китайском духе стали именовать каре-э. Кара-э считался официальным стилем, в нём расписывались парадные императорские залы и ширмы. А ямато-э стал стилем неформальным более чувственным. В этой манере оформляли личные покои. В эпоху Хэйан было принято расписывать лёгкие складные ширмы, заменявшие внутренние перегородки в помещениях. Наружную, смотрящую на гостя сторону ширм расписывали в стиле кара-э, а внутреннюю сторону, которой любовался хозяин дома, расписывали в стиле ямато-э. 

Когда придворные эпохи Хэйан обратили внимание на стихотворную форму "танка" (дословно короткая песня, изначально вид народной поэзии), они не только довели этот жанр до совершенства, но и создали гармоничный симбиоз между поэзией, живописью и каллиграфией. Каждое стихотворение записывалось на специально выбранной бумаге тем или иным начертанием, которое бы лучше передавало чувства автора, а дополнял танка небольшой рисунок в стиле ямато-э. Порой отдельными иероглифами даже слегка видоизменяли форму превращая их в птицу или цветок. 

Один из образцов ямато-э сочетающий живопись и каллиграфию. На рисунке изображена легендарная поэтесса эпохи Хэйан Оно омати, смывающая свежую запись тушью из древнего сборника стихов; сверху начертаны строки одного из её пятистиший танка. 

театр но.Маски театра НО.

Театр Но вырос из пантомим на религиозны темы, которые в эпоху Хэйан разыгрывали по большим праздникам буддийские священники. Вовремя Камакурского сёгуната репертуар изменился: пришедшим к власти самураям больше нравились исторические драмы про великих воинов. Официальное признание Но произошло уже в эпоху Муромати, в 1374 году, когда талантливый руководитель одной из театральных трупп, Канъами Киёцугу, дал представление при дворе сёгуна Асикага Ёсимицу. Сёгуну так понравился спектакль, что он принял труппу на службу. Так Но получил статус аристократического театра. 

https://obiskusstve.com/1605891038467590519/drevnyaya-yaponiya/