Школа в Голландии 17 века |
Стен Ян Хавикзоон (ок.1626-1679) Школа для мальчиков и девочек.
В Нидерландах не было центрального органа, который бы направлял и контролировал процесс обучения. Создание и поддержание «малых школ», заменявших в те времена детские сады и начальные классы, предоставлялось инициативе частных лиц или ассоциаций, заручившихся одобрением муниципалитетов. Власти ограничивались эпизодическими инспекциями неопределенного характера, которые поручались членам церковного совета. Там и тут создавался штат «инспекторов преподавательского состава», подчинявшихся дирекции местной латинской (средней) школы. В городах, где существовала гильдия школьных учителей, она сама контролировала деятельность своих членов. Случалось, гильдия отклоняла по негодности преподавателя, принятого муниципалитетом. Компетенция этих ревизоров распространялась более на учителей, нежели на школы как таковые. Преподаватели обоего пола должны были письменно подтвердить исповедание реформатской веры и принести присягу, взамен им выдавалось свидетельство, которое следовало вывесить на двери своего дома. Ни уровень образованности, ни характер по-настоящему не выяснялись. Напрасно консистории направляли протесты — отчет за 1б11 год сообщает о школьных учителях, не знавших всех букв алфавита и неспособных обучить воспитанников их произношению.
Шейндел Бернардус ван (1647-1709). Школьный учитель
Со всех сторон от родителей поступали жалобы. Но требовался настоящий скандал, — например, заметная нетрезвость учителя при исполнении своих обязанностей, — чтобы убедить вмешаться инспекционную комиссию и в этом случае примерно наказать виновного. В некоторых сельских районах дела обстояли еще хуже. В Брабанте учителями нередко нанимали молодых калек из буржуа или лакеев, неспособных нести иную службу. В деревнях, где школа в основном была придатком церкви, обучением ведали приходские служки.
Женщины, которым препоручались подобные «школы», зачастую проявляли себя на педагогическом поприще хуже своих коллег-мужчин. Набираемые иногда в городских трущобах, эти бедные создания были раздавлены свалившейся на них задачей и сочетали профессию учителя с ремеслом портнихи, вязальщицы и кружевницы. От них не требовалось даже умения читать и писать. На занятиях они ограничивались заучиванием наизусть «Отче наш», десяти заповедей, символа веры и названий букв алфавита. Только в 1665 году вышло предписание, согласно которому кандидаты в учителя должны были уметь писать, читать печатные и прописные буквы; знать четыре арифметические операции, петь псалмы и... иметь хорошую методику преподавания!
Стен Ян Хавикзоон (ок.1626-1679) A classroom interior with a school master correcting pupils.
Вопиющие недостатки системы и тот факт, что школьные учителя составляли наиболее бедную профессиональную категорию, не помешали, однако, относительно широкому распространению некоторого базового образования, и число неграмотных в Соединенных провинциях было меньше, чем где бы то ни было в Европе. Обучение оплачивалось частью деньгами (символической суммой), частью натурой — кусок торфа в день, сальная свеча в неделю (зимой). Эти расходы обеспечивали существование только разве что самых обездоленных.
Стен Ян Хавикзоон (ок.1626-1679) Учитель
С трех до семи лет дети ходили в «школу», которая располагалась в каком-нибудь доме, о функциональном назначении которого говорила вывеска с именем учительницы или собственным названием здания: «Школа Гритье на рыбном рынке», «Школа у «Яблока». Занятия обычно проходили в «задней комнате», часть которой занимала постель учительницы или очаг, на котором она готовила себе еду. Выбеленные известью стены, голый кирпичный пол. Дети рассаживались кто как хотел, на корточках, лежа на полу. Девочки и мальчики играли, дрались среди нечистот, оставляемых самыми маленькими и наполнявших через несколько часов этот вертеп своим зловонием. Скупой свет, дым и запах жира. Окрики учительницы и удары линейкой были единственными инструментами, с помощью которых поддерживалась весьма относительная дисциплина. Самые старшие, раскачиваясь, тянули псалмы, читали алфавит или «Отче наш». Два-три раза в неделю девочки постигали азы вязания и шитья.
Стен Ян Хавикзоон (ок.1626-1679) The Severe Teacher
Скорел Ян ван (1495-1562). Ученик (1531)
Беркхейден Джоб Андриансон (1630-1693) Ученик за чтением
Из книги Поля Зюмтора "Повседневная жизнь Голландии во времена Рембандта"
Серия сообщений "голландия":
Часть 1 - КОРОЛЕВСТВО НИДЕРЛАНДОВ
Часть 2 - Сегодня - национальный день мельника в Нидерландах
...
Часть 4 - О сырах голландских и сыроделах.
Часть 5 - Голландия - страна тюльпанов
Часть 6 - Школа в Голландии 17 века
Часть 7 - Школа в Голландии 17 века - продолжение
Часть 8 - «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля
...
Часть 29 - Мельницы в голландской деревне Киндердейк
Часть 30 - Эх, хорошо в стране Голландской жить! Мельницы, цветочки...
Часть 31 - Приглашаю на прогулку в парке Кекенхоф в Голландии
Серия сообщений "сюжеты в живописи":
Часть 1 - Сегодня - национальный день мельника в Нидерландах
Часть 2 - Праздник селедки в Нидерландах
...
Часть 5 - Голландия - страна тюльпанов
Часть 6 - Детский портрет в голландской живописи XV-XVII веков
Часть 7 - Школа в Голландии 17 века
Часть 8 - Школа в Голландии 17 века - продолжение
Часть 9 - Любознательный
...
Часть 23 - Рёмер в голландской живописи
Часть 24 - О символике цветов в классическом искусстве
Часть 25 - Чосер и голландские художники 17 века об алхимии и алхимиках
Рубрики: | Живопись Голландия История искусства |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |