история россии 1хх-хх в история ссср международная политика 30-50г ххв русская литература этого-же времени советская литература 30-80 годов хх в современная внутренняя и внешняя политика россии
«Уносит вечность всех под мрачный свод гробов,
Но непорочных душ и мысли и стремленья
Выбрасывает вал сурового забвенья
На берег бытия, как зерна жемчугов».
К.М. Фофанов
Кто из русских композиторов, надев ордена и медали, может встать в один ряд с героями Отечественной войны 1812 года? И есть ли среди них такие, чей всего один «музыкальный шедевр», принес мировую славу? И, наконец, найдем ли мы судьбу более драматичную чем у него: со взлетами и падениями, предательством и унижениями? Какой еще российский композитор прошел через гражданскую казнь, был объявлен государственным преступником, отбыл долгие годы ссылки?
Ответ один: это Александр Александрович Алябьев БИОГРАФИЯ
Имя Александра Александровича Алябьева (15 августа 1787 - 22 февраля 1851) в основном знакомо широкому кругу любителей музыки благодаря романсу "Соловей" - замечательному образцу русского городского романса эпохи романтизма. Романсы, песни, фортепианные танцевальные пьесы Алябьева издавались и были популярны еще при его жизни. Алябьев создал шесть опер, балет, музыку к театральным пьесам, увертюры, симфонии, камерные ансамбли (квартеты, трио и др.), произведения для хора, пьесы для фортепиано и более 160 романсов. Судьба этого богатого наследия сложилась драматично - большая часть его произведений так и осталась в рукописях, многие из которых не окончены или утеряны. Менее всего известны его инструментальные сочинения, до настоящего времени они исполняются и издаются крайне редко. Остается лишь надеяться, что эта незаслуженно забытая часть творческого наследия композитора откроется музыкантам и слушателям и станет столь же любимой, как и широко известные романсы.
Собрались мы к боярину
(С.Стромилов)
исп.А.Ведерников
Совет
(В.Алябьев)
исп. С.Шапошников
Уединение
(В.Максимович)
исп.А.Ведерников
Узник
(А.Пушкин)
исп.А.Ведерников
Уныние
(А.Глебов)
исп.А.Ведерников
Черкесская песня
(А.Пушкин)
исп.А.Ведерников
Что поёшь, краса-девица (В.Домонтович)
исп. Е.Гороховская
Я Вас любил
(А.Пушкин)
исп. Г.Отс
Я жизнь любил (?)
исп.С.Шапошников
Я люблю тебя, дева милая
(В.Бенедиктов)
исп.А.Ведерников
Квартеты А.Алябьева
Первый и Третий квартеты написаны соответственно в 1815 и в 1825 году. Они относятся к раннему периоду творчества А. Алябьева и целиком соответствуют принципам классицизма. В них используется типичная четырехчастная структура цикла: подвижное сонатное allegro, медленная часть, менуэт и быстрый финал (в третьем квартете иной вариант: менуэт предшествует медленной части). Правда, алябьевский классицизм - поздний, времен Бетховена и Россини. Это особенно хорошо слышно в менуэтах, которые обретают стремительность и подчеркнутую энергичность.
Отметим некоторые особенности: в первом квартете финал открывается медленным вступлением трагического характера, которое создает резкий контраст бодрому, мажорному настрою финала и всего квартета; в третьем квартете аналогичную роль скорбного лирического высказывания берет на себя медленная третья часть - вариации на собственную, алябьевскую тему Соловья. Автор так и обозначил часть: Adagio на тему русской песни Соловей - дело в том, что русскими песнями в эпоху Алябьева назывались не только собственно народные песни, но и романсы, сочиненные композиторами в фольклорном духе.
Квартеты Алябьева - одни из первых примеров квартетного жанра в русской музыке. По глубине и мастерству они приближаются к квартетному письму Бетховена или Шуберта. В них мы видим талантливое и самобытное преломление русским композитором традиций европейской классики.
Квартет №1, для двух скрипок, альта и виолончели, ми - бемоль мажор
(Запись 1950 года)Квартет имени Бетховена
Allegro con spirito
Adagio
Менуэт. Allegro
Финал. Andante sostenuto. Allegro vivace
Квартет №3, для двух скрипок, альта и виолончели, соль мажор,
(Запись 1948 года)Квартет имени Бетховена
Allegro
Менуэт. Allegro
Adagio (на тему русской песни «Соловей»)
Финал. Allegro
М.С.Казиник-"Неизвестная земля русской музыки: Александр Алябьев"
Квартет для 4-х флейт
Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны до минор
Пролог на открытие Большого театра
Иже херувимы
Увертюра к водевилю: Три десятки, или Новое двухдневное приключение
«Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»Увертюра
Увертюра к опере-водевилю "Деревенский философ"
Увертюра к водевилю "Утро и вечер"
Увертюра фа минор для симфонического оркестра
Буря, симфоническая картина
Вариации на Украинскую тему Ехал казак за Дунай для скрипки и оркестра
Полонез
Алябьевское наследие - ценнейшее достояние русской музыкальной культуры. Его творчество - предвестник многих достижений русской композиторской школы второй половины XIX века. Выдающийся музыковед академик Асафьев называл Алябьева "дальнозорким талантом". Асафьев писал; "Среди многих музыкальных дарований русского искусства первой половины XIX века всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом все более и более яснеющее для нас благодаря умножающимся раскопкам ею музыки. Любопытно это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам многих людских сердец, бившимся в тон алябьевским мелодиям". Эти слова и сегодня наилучшим образом выделяют самое главное в незаурядном таланте художника.