Иванова-Климанская С.В./Майра
Часть 1:
http://mayras.livejournal.com/21034.html1850-67 – годы. Второе рококоМатериалыНе выходят из моды лен, шелк, хлопок, шерсть обычного полотняного переплетения, кроме упомянутых в предыдущем разделе материалов, входят в частое употребление парча (грань, дамасс), кружево, шелковый репс, уак, меринос, тафта, тафта-брокад, тарлатан , шерстяной муслин .
Тонкие ткани используются для белья и летних платьев.
В 1852 году в моду в Европе входят ткани «газ кристалл», состоящие из нитей двух цветов сотканные в одно полотно. Для самых нарядных бальных платьев употребляют его с атласными узорчатыми полосами. В России этот вид газа упоминается в 30-х годах. Однако, возможно, речь идет о разных видах газа, так как прежнее название иногда переносилось на новый вид ткани, хотя они и не были тождественны друг другу.
Наряды украшаются кружевом уак: «Камаль из белого шерстяного кружева, называемого уак. Эти последние камали считаются верхом щегольства».
Тарлатан вошел в моду в 1860-е. Несмотря на то, что материал был достаточно тонким, он отличался особой жесткостью, поскольку перед продажей ткань сильно крахмалили. Именно эта жесткость позволяла шить из ткани легкие, но объемные юбки.
С 1863 в моде снова меринос. Из мериноса шили платья и верхнюю одежду, но охотнее всего использовали для изготовления модных «турецких» и «персидских» шалей. Мериносовая пряжа высокого качества смешивалась с шерстью других сортов или иными волокнами, и тогда появлялись полумеринос, тибет, терно.
![](//s60.radikal.ru/i169/1107/8f/248ce5e95595t.jpg)
![](//i044.radikal.ru/1107/96/2ec8439026f3t.jpg)
![](//i061.radikal.ru/1107/a3/a57391427c70t.jpg)
![](//s16.radikal.ru/i190/1107/b9/b50e8e6ee67dt.jpg)
![](//s56.radikal.ru/i152/1107/30/7c6291788fd3t.jpg)
![](//s59.radikal.ru/i166/1107/69/b728c6ddee6bt.jpg)
![](//s006.radikal.ru/i215/1107/44/f4a2678cae0ft.jpg)
![](//i045.radikal.ru/1107/7a/c2f96f26eea6t.jpg)
![](//s008.radikal.ru/i306/1107/12/1bb04e83c5a8t.jpg)
![](//s55.radikal.ru/i148/1107/c0/585f68d5b77bt.jpg)
![](//s58.radikal.ru/i162/1107/76/83ca3dcc6ae5t.jpg)
![](//s013.radikal.ru/i325/1107/58/637cedc89d1at.jpg)
Журнал «Мода» в 1856 году: «…так называемая грань — чудо роскоши, блеска и великолепия: фон материи весь серебряный, а по нему золотые букеты, составленные из розанов; к этому прибавлять нече¬го — читательницы поймут, какой эффект и какой блеск должна производить подобная ткань; они поймут также, какое назначение должна иметь эта массивная, исключительная ткань, если я скажу, что цена ее 25 рублей серебром за аршин, а на парадное платье со шлейфом пойдет ее более 40 аршин. Другая материя, которую я назову „серебряным дамассом", далеко уступает первой в великолепии, но так же изящна и блестяща...».
Платье из шерстяного муслина
Расцветка и отделкаНесмотря на цветовое разнообразие нарядов, установились основные «возрастные» цвета: лиловые, синие, темно-зеленые, темно-красные, черные носили дамы старшего возраста, розовый, голубой и белый был прерогативой молодых барышень. Желтый цвет встречается реже. Лавальер (оттенок коричневого), серая гамма, пурпурная, после 1859 в моду входит оттенок красного – «сольферино». Черный цвет начинает использоваться и для чулок – до это времени чулки были в основном белыми.
Рисунок на платьях - клетка, гирлянды цветов, полоска, россыпи мелких цветов, горох, сочетание полоски и цветочного орнамента. Носят так же и однотонные платья, а так же платья из однотонных тканей, но разных цветов.
С изобретением анилиновых красителей, после 1857 года в моду стали входить яркие расцветки и насыщенные цвета.
С 1855-60 годов в моду вошли панталоны из алой фланели. Приличствующим леди считался светлый корсет, в идеале белый, но шили и серые, черные, красные - на белой подкладке. В 80-90-х корсеты вышитые - розовым, желтым, зеленым по черному,белому или коричневому сатину.
![](//s016.radikal.ru/i336/1107/e4/fcc1341113cbt.jpg)
![](//s12.radikal.ru/i185/1107/00/8b5af6ae5985t.jpg)
![](//s45.radikal.ru/i109/1107/be/a74b0e51fb0ft.jpg)
![](//i020.radikal.ru/1107/20/dc03bb4c8a36t.jpg)
![](//s54.radikal.ru/i145/1107/f6/8b6ea0144b49t.jpg)
![](//s42.radikal.ru/i096/1107/a9/c9d02e5d2bbdt.jpg)
![](//i003.radikal.ru/1107/93/6ff4b4b51adbt.jpg)
![](//s014.radikal.ru/i327/1107/1c/7f67c37839a0t.jpg)
![](//s50.radikal.ru/i128/1107/a6/b389ef10dd1at.jpg)
![](//i022.radikal.ru/1107/cc/c217c5de8a92t.jpg)
![](//s010.radikal.ru/i311/1107/e7/05d863ffcbe8t.jpg)
Тарлатан - тонкий хлопок с набивным рисунком или окрашенный. Полотняного переплетения, с матовым блеском.
Меринос — шерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная, которую ткали из шерсти тонкорунных овец — мериносов.
Тафта — глянцевая, плотная, тонкая ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей. Применяется для пошива нарядной и вечерней одежды, театральных костюмов, декора окон. Тафта бывает одноцветная и двухцветная. Одноцветная — уток и основа одного цвета, и двуцветная — уток и основа разных цветов, цвет меняется в зависимости от угла падения света. За счет тугой закрутки пряжи тафта была достаточно жесткой, несмотря на тонкость, и при пошиве топорщилась, создавая характерные складки драпировок.
1867-76 годы. Время тюрнюров
МатериалыКроме вышеназванных тканей, встречаются драдедам, кастор, фай, бейж, альпага, твид, люстрин, рафия (ткань из пальмового волокна, использовалась в том числе и для корсетов), тик. Для парадных платьев редко используется хлопок, в основном шьются наряды из шелка, атласа, тафты, муара, поплина и бархата для зрелых дам.
![](//s43.radikal.ru/i099/1107/3a/f567b0614ffft.jpg)
![](//i049.radikal.ru/1107/1d/58b8a53af770t.jpg)
![](//s015.radikal.ru/i332/1107/23/135b2214d43et.jpg)
![](//s004.radikal.ru/i208/1107/ac/c6c3cee9d534t.jpg)
![](//s44.radikal.ru/i103/1107/43/85963ffa9524t.jpg)
![](//s015.radikal.ru/i331/1107/ac/90f908cf3a1bt.jpg)
![](//s19.radikal.ru/i192/1107/ba/65d0fd700e3at.jpg)
![](//s53.radikal.ru/i139/1107/7e/888220dd167ct.jpg)
![](//s48.radikal.ru/i122/1107/c1/042f7ebf18ebt.jpg)
![](//s016.radikal.ru/i337/1107/a2/e744cd38a4f2t.jpg)
![](//s010.radikal.ru/i313/1107/9b/ee05bdb3a702t.jpg)
![](//s55.radikal.ru/i149/1107/fc/2c7913e042adt.jpg)
![](//s44.radikal.ru/i104/1107/1a/f9badd9ad4e4t.jpg)
![](//i031.radikal.ru/1107/ab/12e26528bd0dt.jpg)
![](//s15.radikal.ru/i189/1107/18/c6287693beddt.jpg)
![](//s011.radikal.ru/i318/1107/c6/459a76c7482ft.jpg)
![](//i055.radikal.ru/1107/81/89067aa7048dt.jpg)
Расцветки и отделкаПри том, что часто используются ткани насыщенных тонов, уходит из моды «цветастость». К концу 70- ткани менее пестрые. Часто небольшие цветы, но редко по однотонному полю или крупные цветы, почти в тон фона. Все так же в моде полоска и клетка. Сочетание разнофактурных тканей, например, тяжелого бархата и гладкого шелка, тонкого газа и тафты. Чаще других используются однотонные ткани контрастных цветов или тонов в одном наряде, а так же две ткани одного цвета – матовая и блестящая. Отделка рюшами, сутажем, бахромой, плиссировкой, защипами, драпировками, бантами, кантами тесьмой. Фестоны по краю воланов встречаются очень редко.
![](//s53.radikal.ru/i140/1107/17/392bfe5175a5t.jpg)
![](//s39.radikal.ru/i085/1107/f1/9d3ba7607faet.jpg)
![](//s016.radikal.ru/i337/1107/d7/de2521dfa349t.jpg)
![](//s005.radikal.ru/i211/1107/13/218561f5e90at.jpg)
![](//s61.radikal.ru/i172/1107/ba/0793494b7e7dt.jpg)
![](//s012.radikal.ru/i319/1107/28/300e65f08718t.jpg)
Фай - шелковая ткань репсового переплетения, образованная из сравнительно тонких нитей основы и более толстого утка. Встречается также под названиями пу-де-суа (Poult-de-soie) и Gros-grain, в последнем случае часто с бумажным утком.
Драдедам - шерстяная материя, сходная с сукном, но менее его прочная и дешевле. Полной противоположностью драдедаму являлся кастор — тончайшей выработки сукно самых разных цветов. Его ткали с примесью бобрового или козьего пуха. Кастор делали во многих странах и применяли для производства шляп, перчаток, чулок и одежды, чаще всего мужской. В отличие от обычных сукон, кастор имел ворс на изнаночной стороне ткани. Это позволяло хорошо сохранять тепло, поэтому из кастора охотно шили перчатки
В 70-е годы журналы стали рекламировать новую тонкую ткань — бейж: «Костюм из бейжа (легкая шерстяная ткань, почти как бареж)».
1877-1882 годы. Эпоха осознания тела
МатериалыКроме уже упомянутых выше тканей, встречаются часто сукно, плюш, риндзу (японская белая вышитая ткань для кимоно), разрезной бархат - особенно популярный для парадных платьев.
Примерно с 1870 года получил распространение жакет из плюшевой ткани, он сохранился в крестьянском быту до сих пор. Ткань используется для декоративных целей, для шитья женских платьев. Восточные шелка используются как для домашних платьев, так и для прогулочных. Мода на японское.
![](//i027.radikal.ru/1107/18/3e724749c4eat.jpg)
![](//i027.radikal.ru/1107/a3/9064b68aff72t.jpg)
![](//s55.radikal.ru/i148/1107/34/3ad9d021f379t.jpg)
![](//s53.radikal.ru/i141/1107/c3/73d117e794e4t.jpg)
![](//s010.radikal.ru/i313/1107/f5/b640f612a81dt.jpg)
![](//s55.radikal.ru/i147/1107/16/5f78660e336ct.jpg)
![](//s003.radikal.ru/i204/1107/82/3a76468f0871t.jpg)
![](//s016.radikal.ru/i335/1107/46/c8ee864ba570t.jpg)
![](//s006.radikal.ru/i214/1107/1d/095cb1ac1f7et.jpg)
![](//s40.radikal.ru/i090/1107/90/2bb4a293425bt.jpg)
![](//s013.radikal.ru/i325/1107/0b/cd75cf141743t.jpg)
![](//i043.radikal.ru/1107/aa/86c1523547c7t.jpg)
![](//s009.radikal.ru/i307/1107/8f/416e4e2b634ft.jpg)
![](//s005.radikal.ru/i209/1107/32/4f88ae2000b4t.jpg)
![](//s06.radikal.ru/i179/1107/55/ad6d9ec7cb96t.jpg)
![](//s012.radikal.ru/i321/1107/3c/62fd4c2e3b93t.jpg)
Расцветка и отделкаОднотонные ткани любых цветов, клетка, полоска, ткани в цветы – в основном вышитые или затканные. Фактурные ткани в сочетании с гладкими, матовые в сочетании с глянцевыми, рюши, плиссировки, драпировки, складки, защипы. Много горизонтальной отделки в сочетании с длинными шлейфами. Расцветки восточных кимоно для светских нарядов.
![](//s004.radikal.ru/i205/1107/c0/ba1a68d5746ft.jpg)
![](//s15.radikal.ru/i189/1107/e5/0715835e6484t.jpg)
![](//s004.radikal.ru/i207/1107/72/bc0dce4b52c2t.jpg)
![](//s59.radikal.ru/i164/1107/be/d2882984934et.jpg)
![](//s010.radikal.ru/i313/1107/6c/0cd9fd705018t.jpg)
![](//s014.radikal.ru/i328/1107/51/bcb25464bc2ct.jpg)
![](//s43.radikal.ru/i101/1107/a5/7ba048d61df6t.jpg)
![](//s004.radikal.ru/i208/1107/da/ae9b6251f111t.jpg)
![](//s44.radikal.ru/i103/1107/4c/019f7773cd79t.jpg)
![](//s46.radikal.ru/i112/1107/ce/251c428cd12at.jpg)
Сукно - это шерстяная ткань полотняного переплетения с последующим валянием и отделкой. Процесс изготовления сукна включает много операций. Сначала готовится пряжа: шерсть тщательно промывается и обезжиривается; затем треплется и прочесывается; прядется. Затем ткань валяют, еще раз промывают и окрашивают. После окраски сукно ворсят и стригут. Лишние ворсинки, так называемый мертвый волос, вычищается щетками, и очищенное сукно прессуется. Только после всех одиннадцати операций сукно готово к продаже.
1883 - 1890 годы. Эпоха второго тюрнюраМатериалыВсе многообразие тканей сохраняется: шерстяные, хлопоковые, шелковые ткани, как в чистом виде, так и в виде смесовых, парча, бархат, гренадин, бенгалин, парусина, эпонж, сукно, встречаются так же редкие дорогие ткани, например из ананасового волокна - ананасовое волокно при специальной обработке оно становится белым и нежным, как шелк.
![](//s42.radikal.ru/i097/1107/dd/cb27a78d8267t.jpg)
![](//s60.radikal.ru/i167/1107/63/0d0809ab82f6t.jpg)
![](//s004.radikal.ru/i205/1107/52/4a2aa34afec9t.jpg)
![](//s013.radikal.ru/i325/1107/66/f646be2b23c8t.jpg)
![](//i035.radikal.ru/1107/0d/fea2763617abt.jpg)
![](//s45.radikal.ru/i110/1107/9e/af0e305dbc7ct.jpg)
![](//s012.radikal.ru/i320/1107/48/47c20f9ee807t.jpg)
![](//s013.radikal.ru/i323/1107/49/6dd9b6205f62t.jpg)
![](//i053.radikal.ru/1107/8d/de2fb677690ct.jpg)
![](//s41.radikal.ru/i091/1107/40/d649fd033073t.jpg)
![](//i042.radikal.ru/1107/75/b54cdc885f57t.jpg)
Платье из ананасового волокна:
Расцветка и отделкаЛюбые цвета, полоска, клетка, цветы.
В литературных источниках встречается такой цвет, как «матовый». Предположительно, это вариант зеленого цвета, его сине-зеленый оттенок. Встречается в дамских нарядах и «морская» полоска – белая с синим. В моду входит черный цвет для любых нарядов. Часто резкие цвета контрастируют в одном наряде либо мягкие светлые цвета для деликатных тканей.
Более пестрые чулки – в полоску, с вышитыми стрелками.
![](//s60.radikal.ru/i169/1107/ac/f61298d34d05t.jpg)
1890… МодернМатериалыКроме перечисленных выше, встречается гриделин, саржа, шелк-брокард, жанжан, буклированный шелк. На пике популярности шелковые ткани: крепдешин, шелковый бархат, муслин, тафта, шифоновые шелка, тюль, а так же плюш, репс, хлопковый бархат. С 1893 года особо популярны кружева. Гипюр часто используется для парадных платьев, нередко на контрастной подкладке, например черный на розовом.
Гриделин - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще в черную, иногда - в белую. В XIX - начале XX века название относилось только к шерстяным тканям. Из гриделина шили визитные брюки.
Для отделки используются коротковорсовые меха – каракуль, соболь, норка, бобер.
![](//s014.radikal.ru/i327/1107/9e/578a588c60edt.jpg)
![](//s61.radikal.ru/i173/1107/8d/29e7a4cf33cft.jpg)
![](//s013.radikal.ru/i322/1107/26/c276c37bafaft.jpg)
![](//s57.radikal.ru/i157/1107/fd/252f4aad4875t.jpg)
![](//i042.radikal.ru/1107/e6/0e1e3d30ceect.jpg)
![](//s013.radikal.ru/i325/1107/cb/e0b0b1bd42b5t.jpg)
![](//s61.radikal.ru/i173/1107/6c/1d3ef123cdb9t.jpg)
![](//i033.radikal.ru/1107/7e/defc1d45fba7t.jpg)
![](//i057.radikal.ru/1107/c5/62d37da6387bt.jpg)
![](//s015.radikal.ru/i333/1107/b9/8d218f3c55f8t.jpg)
![](//i063.radikal.ru/1107/65/0c9d83715c99t.jpg)
![](//s015.radikal.ru/i330/1107/29/96c3a9e8669et.jpg)
![](//s39.radikal.ru/i086/1107/88/87dac2c742a6t.jpg)
![](//i027.radikal.ru/1107/3b/d2a6c2a09688t.jpg)
![](//i039.radikal.ru/1107/e9/60787bdd8218t.jpg)
![](//s58.radikal.ru/i159/1107/09/5c6e807e7ef3t.jpg)
![](//i042.radikal.ru/1107/fb/fe9b223ddccdt.jpg)
![](//s02.radikal.ru/i175/1107/d1/5803727c4b6ft.jpg)
![](//s39.radikal.ru/i084/1107/b2/204ff6e4d89ct.jpg)
![](//i050.radikal.ru/1107/53/2f52a2ae8ed6t.jpg)
Расцветка и отделкаВсе цвета и оттенки. Однако для летних и бальных нарядов использовали светлую гамму: белая, бледно-серая, болотная, грязновато-зеленая, бледно-желтая, розовая. Появляется и входит в моду в конце столетия цвет «танго» – оранжевый с коричневым оттенком. Отделка вышивкой, аппликациями, расшивка камнями, стеклом, бисером, жемчужинами.
Ткани для одежды с четко очерченными крупными мотивами, текстильный орнамент при зарождении стиля был довольно скромных очертаний и опирался на точное детальное изображение местной флоры. В английских орнаментах длинная волнистая "текучая" линия, изображение болотных трав и луговых цветов, популярны лилия, камыш, ландыши, изгибающиеся нитевидные стебли, крупные цветы. Мистические египетские лотосы, нежные тропические орхидеи, роскошные китайские хризантемы и японские ирисы. На тканях "зрелою модерна" светятся молочно-белые, нежно-розовые и золотисто-желтые венчики, чередующиеся с темными, багрово-красными и пятнистыми лепестками громадных южных цветов, орнаменты из маков, сюжет райского сада с кустами небесных роз и гуляющими павлинами, золотом солнца и лазурью неба, означающими надежду на счастье и будущее.
![](//i017.radikal.ru/1107/02/cc4d3ae182ddt.jpg)
![](//s53.radikal.ru/i140/1107/8e/f0cc0c6b88bft.jpg)
![](//i024.radikal.ru/1107/b5/937715bb9923t.jpg)
![](//s60.radikal.ru/i167/1107/d8/19133ebe9b73t.jpg)
![](//i012.radikal.ru/1107/95/701d0a22e216t.jpg)
![](//s41.radikal.ru/i092/1107/3c/627fa7b99f8bt.jpg)
Источники:
История Костюма . Джоан Нанн
Большая советская энциклопедия. 1969—1978.
"Сценический костюм и театральная публика в России XIX века" Р.М. Кирсанова
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
www.superstyle.ru
http://water-street-antiques.com/http://www.antique-lace.com/Музей Метрополитен
http://metmuseum.orgБруклинский музей
http://brooklynmuseum.orgМузей Виктории и Альберта
http://collections.vam.ac.ukПравила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений.
Каминская Н. М. История костюма
Р.В. Захаржевская «История Костюма»
Текстильные орнаменты стиля модерн в России
http://blog.kp.ru/users/neferit/post116067507/?updhttp://born-of-fashion.couturiers.ru/История моды. Коллекция института костюма Киото.