Большой Кремлевский дворец |
Это величественное желтое здание с белым декором, увенчанное куполом по центру фасада, запечатлено на тысячах открыток, на страницах художественных альбомов, во всех путеводителях по Московскому Кремлю. Большой Кремлевский дворец — жемчужина архитектуры, памятник истории и то же время «живое сердце» современной России, ведь здесь расположена официальная резиденция Президента страны.
(Строительство деревянных стен Кремля. XII век. Картина А. Васнецова)
Первые дворцовые здания в Кремле, по всей вероятности, существовали уже в первой половине XII века. Они располагались напротив Грановитой палаты - на самом высоком в Кремле месте. Эти дворцовые здания представляли собой небольшие деревянные хоромы, служившие для князей временным пристанищем летними покоями, а зимой московские князья жили в отапливаемых избах.
В XIII веке, когда князья поселились в Москве постоянно, старое место на кремлевском холме оказалось тесным, и великокняжеский дворец пришлось переместить к востоку. В XIV веке великийкнязь Иван Данилович Калита значительно расширил свой двор, а вместдеревянной церкви <Спаса на Бору> выстроил каменный храм.
Принимая во внимание почти монашеский образ жизни князя, можно предположить, что его дворец был небольших размеров и отличался простотой убранства.
При Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче великокняжеский дворец стал уже гораздо обширнее и отличался некоторым великолепием. Крыша набережного терема была вызолочена,а на дворе поставлены часы.Как отмечается в летописи под 1404 годом, <на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитывая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено>.
В Большом кремлёвском дворце во время Русско-японской войны (1904-1905)
Что же касается устройства самого дворца, то он, как и все великокняжеские и боярские хоромы того времени, состоял из маленьких особняков, соединенных между собой переходами. Во втором ярусе дворца находились приемные палаты, а сам князь с семейством жил в верхних надстройках - теремах; нижний ярус предназначался для лиц, составлявших княжеский двор, и слуг.Несмотря на красоту и относительную роскошь Кремлевского дворца XV века, характер его, как и всего Кремля, был деревенским. Ибо все постройки, кроме кремлевских стен и нескольких церквей, были деревянные, больших и величественных строений совсем не было.
1896
Таким дворец оставался до конца XV века, когда князь Иван III приступил к созданию такой столицы, которая соответствовала бы величию и славе Русского государства. Для исполнения этой задачи он пригласил опытных зодчих из Италии, которые начали свою работу с полного разрушения кремлевской деревянной старины и замену ее новыми величественными постройками.
1896
Строительство Ивана III совершенно изменило облик Кремля. Укрепленный двойным, а местами и тройным рядом стен с бойницами, башнями, подъемными мостами и опускными решетками в воротах, украшенный золотоглавыми соборами и великолепным дворцом, Кремль с тех пор сделался красой и гордостью России, достойным воплощением ее силы и величия.
Сам же княжеский дворец стал образцом для всех последующих дворцовых построек, черты его видны и в нынешнем Большом Кремлевском дворце. Так, полукруглые окна нижнего яруса в нынешнем дворце соответствуют аркам Алевиза Фрязина, сломанным лишь при перестройке дворца К. Тоном; наружная галерея соответствует наружным переходам, Грановитая палата и нижний ярус существуют и поныне.
Константин Андреевич Тон
Основные черты первоначальной постройки Ивана III Кремлевский дворец сохранял до конца века, хотя он постоянно украшался и расширялся соответственно росту богатства и силы государства. За это время в нем было произведено множество переделок, пристроены новые части и отдельные здания. Не раз вместе с Кремлем ивсем гор одом дворец горел, но всегда вставал из пепла еще более обширным и прекрасным.
В Смутное время, когда в Кремле сидели поляки, царский дворец подвергся страшному опустошению: все драгоценности из него были похищены, все деревянные части сожжены. Дворцовые палаты стояли без кровель, полов, дверей и окон, так что новоизбранному царю Михаилу Федоровичу Романову негде было даже поселиться.
Лопяло К.К. - Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция.
В течение всего времени своего царствования он восстанавливал дворец, приводил его в порядок, расширял и украшал, так что царю Алексею Михайловичу дворец достался в полном благоустройстве.
Временем наивысшего процветания Кремлевского дворца стал XVII век. Великолепие дворца было несказанно: весь он был расписан яркими красками и золотом, украшен художественной резьбой, драгоценными коврами и тканями, наполнен прекрасной золотой и серебряной утварью.Но в XVIII веке, когда российскую столицу перенесли в Санкт-Петербург, вся эта роскошь, царственный простор и величие Кремлевского дворца пришли в запустение.
Оставленные без должного ухода дворцовые палаты ветшали и приходили в упадок. Постепенно царский дворец пришел в такое состояние, что жить в нем стало невозможно. Поэтому в 1730 году правительница Анна Иоанновна повелела архитектору Растрелли выстроить новый деревянный дворец - неподалеку от здания нынешнего Арсенала.
Растрелли
Однако этот дворец не был достаточно обширным и уступал прежним в роскоши убранства, поэтому впоследствии его решили перестроить. Императрица Елизавета Петровна поручила опять же Растрелли возвести новое каменное здание на месте обветшавших приемных палат старого дворца.
Зимний Кремлёвский дворец
Это здание,названное Кремлевским Зимним дворцом, пленило Екатерину II, и она повелела <Кремлевский дворец со всеми принадлежностями, а паче старинного строения не переменяя ни в чем, содержать всегда в надлежащей исправности
Вассилий Баженов
Следующий этап в истории Большого Кремлевского дворца связан с именем русского архитектора В. И. Баженова. В 1770-е годы он начал думать о создании нового плана Москвы, достойного этого великого города.
Большой дворец в Московском Кремле (проект В. И. Баженова).
Он усердно изучал Москву, особый архитектурный строй <первопрестольной столицы>, сложившийся веками ансамбль Кремля. Сам зодчий так объяснял свой замысел.Решил я все древности кремлевские в единый ансамбль объединить. Центром его замыслил я площадь с амфитеатром для народных собраний. Здесь же - обелиски и триумфальная колонна, а по сторонам сего венца конные фигуры трубящих слав.
Отсюда - дороги к воротам Кремля, во глубину России, дороги на Петербург, Ярославль и Владимир. Не крепостью неприступной мыслю я себе Кремль, в коем от врагов когда-то удобно было скрываться, а местом добродетели, просвещения и славы народной. Посему намерен красоту его обернуть к первопрестольной столице.
Таким образом, грандиозный дворец, расположившись на Кремлевском холме, объединил бы в своем дворе прославленные кремлевские соборы и исторические здания. По замыслу В. И. Баженова площадь, как гигантская зала, перекрытая небесным куполом, должна была вмещать множество людей и иметь то же значение, что и площади древних русских городов, на которых собиралось народное вече.
Свои первые наброски архитектор показал графу Г. Г. Орлову, и тот, пораженный титаническим замыслом В. И. Баженова, рассказал о нем Екатерине II, которая тоже пришла в восхищение от колоссальности и грандиозности дворца. Кроме того, императрица рассчитала, что о дворце, выстроенном во время войны с турками, заговорит вся Европа и императрицу-строительницу будут сравнивать с римскими императорами.
В. И. Баженову заказали проект исполинского дворца и немедленно освободили от всех других обязанностей. Зодчий создает проект колоссального дворца, который должен был покрыть всю кремлевскую гору так, чтобы все соборы и храмы, все древние кремлевские сооружения поместились бы на его внутреннем дворе.
Проект Баженова
Это грандиозное сооружение по своим размерам и архитектурным достоинствам должно было превзойти дворцы всех европейских государств.
В бурном и пылком воображении В. И. Баженова возникали смелые и величественные архитектурные образы.
Конечно, В. И. Баженов не мог один осилить столь грандиозный проект, ему потребовались преданные помощники, разделявшие его замыслы. Поэтому была создана специальная <экспедиция по строительству Большого Кремлевского дворца> во главе с генерал-поручиком М.М. Измайловым
В Кремле, около колокольни Ивана Великого, устроили <модельный дом>, в котором искусные резчик исполнили модель Большого Кремлевского дворца, стоившую 30 000 рублей. Они делали ее из липы, специально отобранной приразборке царского дворца в селе Коломенском.
Одновременно началась подготовка и к строительству. Рабочие начали разбирать старые и ветхие кремлевские здания, было снесено здание <приказов>, стоявшее перед Архангельским собором, снесли ряд небольших церквей, Тайницкую и еще две башни, а также крепостные стены между ними.
Сегодня наиболее сохранившиеся фрагменты модели вновь представлены посетителям Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в режиме постоянной экспозиции. Она напоминает нам о времени блестящих и смелых проектов, которые составляют славу российского государства.
Столь решительный снос кремлевских древностей взволновал многих: одни упрекали В. И. Баженова в неуважении к историческим сооружениям, другие поддерживали его смелое начинание.
Большой Кремлевский дворец был задуман архитектором как храм славы русского народа. Лес колонн, обрамлявших площадь, был подобен венку победы, венчавшему русского человека за подвиги во славу отечества. Эту мысль В. И. Баженов стремился провести во всем своем проекте - и в общем замысле всего сооружения, и в отдельных его частях и деталях.
Основное здание дворца В. И. Баженов спроектировал четырехэтажным. Два нижних этажа представляли собой грандиозный цоколь, опиравшийся на массивное ступенчатое основание - стилобат. На него опиралась более легкая верхняя часть, в которой располагались парадные помещения дворца. Помимо колонн, эта часть богато украшалась лепниной, фигурами летящих <побед>, вазами, скульптурами и вензелями. В нижних цокольных этажах предполагалось разместить служебные помещения.
Вся роскошь внутреннего убранства дворца сосредотачивалась в его парадном этаже. Особой красотой отделки выделялся зал с коринфскими колоннами в два ряда, к которому подходили галереи с колоннадами и вестибюль с ротондой в центре. Вестибюль дворца являлся своего рода беседкой из двенадцати колонн розового мрамора, за которыми шел другой пояс колонн.
О модели Большого Кремлевского дворца и невиданном проекте действительно заговорили, с восторгом и завистью, во всех европей- ских столицах. Однако на пути к осуществлению замысла неожи- данно возникли преграды. Сначала в Москве вспыхнула эпидемия чумы, а потом при начале работ у Тайницких ворот Архангельским собор дал трещины и грозил сползти вниз, вследствие этого все работы были приостановлены.
А потом последовал официальный приказ Екатерины II о прекращении всех строительных работ на территории Кремля. Указывалось также, что необходимо засыпать все рвы, разобрать фундамент, в прежнем виде восстановить стены и башни. Это стало страшным ударом для В. И. Баженова.
Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. Некоторые из них использовались различные московские правительственные департаменты, остальная часть постепенно приходила в упадок или погибала от пожаров.
Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлевского дворца, который бы символизировал обновление Москвы. Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. В 1837 году архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя, было поручено разработать проект нового дворца в Кремле
С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выдается вперед и образует открытую террасу. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот уровень дворца выглядит как закрытая галерея. Цоколь облицован натуральным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа разделен пилястрами и украшен резными белокаменными оконными наличниками, выполненными в стиле 17 века. Комнаты второго этажа двусветные.
По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, а на ее скатах с двух сторон помещены часы, а с двух других - часовые колокола. Сейчас действуют только часы.
Дальше устроена открытая площадка с флагштоком. До 1917 года кокошники трибуна украшали двуглавые орлы, над которыми располагались гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды. Рядом с парадным входом во Дворец находится мраморный вестибюль с полированными гранитными колоннами. Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота – 47 метров, а общая площадь – 25 000 квадратных метров.
Вид Средней Золотой палаты во второй половине ХVII в. Миниатюра 1673 г. из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича…
Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлевский дворец, помимо здания самого дворца включал в себя и некоторые сооружения периода 15-17 веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).
Окончательно ансамбль Большого кремлевского дворца сформировался, когда в 1851 году была построена Оружейная палата и Апартаменты, соединяющиеся с дворцовым комплексом воздушным переходом. Общее число комнат в дворцовом комплексе достигает 700. Во дворце насчитывается пять парадных орденских залов (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский). Названия залам даны по имени орденов Российской империи.
Сейчас помещения дворца используются для проведения государственных и дипломатических приемов, различных официальных церемоний, кроме того, дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.
Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого этажа напоминает о подклете зодчего Алевиза, а терраса над ней похожа на старинное гульбище. Зимний сад, устроенный над переходом можно сравнить с висячими садами. Декор фасадов второго этажа несколько схож с оформлением Теремного дворца, расположенного по соседству.
При строительстве Большого Кремлевского дворца Тон применил новый прием – это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами, металлическими стропильными конструкциями кровель. Также при возведении здания использовался новый строительный материал – цемент.
Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная ренессансом и заканчивая византийско-русским. Каждый дворцовый зал заслуживает отдельного описания. Пожалуй, самый красивый – Георгиевский, названный в честь Ордена св. Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного в 1769 году для награждения офицеров и генералов.
Девизом ордена было выражение "За службу и храбрость". В зале расположены мраморные доски с высеченными названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.
1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова). Отголоском столь масштабного строительства можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, «дома присутственных мест» (1776-88, архит.М. Ф. Казаков)
Работы на существующем здании дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 г., по проекту архит. Н. А. Львова).
После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Н. Бакарев иИ. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено еще одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле)- некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений еще от дворца Ф.-Б.Растрелли.
В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы —церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.
Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский,Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.
Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков не функционировал. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний.
По решению Президента России в 1994—98 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.По состоянию на 2012 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.
Андреевский зал
Императорский трон в Андреевском зале
По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды (до 1959 г.) и сессии Верховного Совета СССР, впоследствии — РСФСР и Российской Федерации. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994—1998 годах.
.
Александровский зал
Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский зал, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1998 годах восстановлен.
Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в советское время и восстановлен в 1990-х. Иногда зал используется для заседаний Государственного совета.
Владимирский зал
Зал назван в честь Ордена святого Владимира. Владимирский зал находится в своеобразном центре дворца и ведёт в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлёвского дворца. Так получилось, что этот зал как бы связует постройки XV и XIX веков. А сам зал небольшой, с единственным окном на потолке, и освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором.
Георгиевский зал
Самым большим из всех залов Кремлевского дворца является Георгиевский (61х20,5х17,5 метров). Весь белый с золотым <чертог Георгия Победоносца предназначен быть храмом славы победоносного русского воинства
Георгий Победоносец, как олицетворение воинской доблести, почитался на Руси с древнейших времен. Наградой за доблесть и ратныйподвиг сначала была монета с изображением Святого Георгия, которая была введена в конце XVI века. В 1769 году Екатерина II учредиласпециальный воинский орден, которым награждали за подвиги, храбрость и смелость в бою. Девиз ордена - <За службу и храбрость>.
[ Убранство Георгиевского зала полностью соответствует своему назначению. Его отделка и замечательные лепные украшения посвящены победам русской армии в веках, знаки Георгиевского ордена I степени размещены на сводах и в простенках между колонн.
Этот зал был свидетелем многих исторических событий. В 1945 году здесь проходил торжественный прием участников Парада Победы. В 1961 году в Георгиевском зале чествовали первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
Это самый большой зал дворца после Андреевского зала. Он перекрыт цилиндрическим сводом и обильно украшен лепниной. Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Среди них имена известных русских полководцев и флотоводцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова и других. Имена героев написаны также и на мраморном пояске, обрамляющем двусветные окна
В простенках между нишами поставлено 18 витых колонн, отлитых из цинка и покрытых спиралеобразным орнаментом. Каждая колонна несет аллегорическую статую побед с лавровым венком и памятной датой. Одна из статуй олицетворяет воссоединение Украины с Россией, ряд других связан с вхождением в состав России других народов. Все статуи выполнены скульптором И. П. Витали. Отделка и лепные украшения зала посвящены победам русской армии в XV-XIX вв
Георгиевский зал освещается 3 тыс. электрических лампочек, размещенных в шести золоченых ажурных люстрах, настенных бра и карнизах. Паркет пола Георгиевского зала набран из нескольких десятков ценных пород дерева по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых шелковым муаром расцветки Георгиевской ленты. В этом зале русской славы в 1945 г. происходил прием участников парада Победы над гитлеровскими захватчиками.
Екатеринингский зал
Литература
• Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 339
Фото: http://rus.ruvr.ru/
http://dmitryart.livejournal.com/
http://i551.photobucket.com/[/more]
Серия сообщений "Кремли":
Часть 1 - "Клады и древности Московского Кремля" в подклете Благовещенского собора
Часть 2 - Александровский кремль
...
Часть 10 - Московский Кремль.(6)Соборы и храмы
Часть 11 - Московский Кремль.(7) Оружейная палата
Часть 12 - Московский Кремль.(8).Большой Кремлевский дворец
Часть 13 - Московский Кремль.(9)Грановитая палата
Часть 14 - Московский кремль.(10)Алмазный фонд
...
Часть 44 - Казанский кремль(3)Благовещенский собор.
Часть 45 - Красная площадь. Память столетий. Сколько видала она лихолетий...
Часть 46 - Казанский кремль(4).Мечеть Кул Шариф.
Рубрики: | История/История и культура России Архитектура Города и страны |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |