Пасха |
В моей семье было принято коллекционировать открытки. И я ценю и люблю красивые открытки. В семейном архиве до сих пор хранятся толстые альбомы с открытками, которые собирались и дедушкой, и бабушкой, и мамой и мной. Эти альбомы хранят воспоминания о давних днях и давно ушедших людях, но они еще собирались и по принципу красоты. И мне немного коробит простота некоторых сегодняшних открыток, при наличии стольких возможностей и интернет, и компьютер, и фотография. Поэтому открытки прошлого века, рисованные мастерами кисти, не забываемы и прекрасны. Они несут ту восторженность этим прекрасным праздником, которую мы все-таки за времена социализма утратили.
Свои первые детские опыты в рисовании и копировании я начала именно с Пасхальной открытки. Почему-то именно эта простенькая открытка, которую я в тихаря вытащила из бабушкиного альбома, меня вдохновила на творчество. И именно она сейчас меня подвигла на то, чтобы основательно покопаться в интернете, чтобы собрать все те открытки, которые радовали меня в детстве. Эта статья сделана на основе материалов сайта:
© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2011.
© Православный проект «Епархия», 2001-2011
Кроме того я продолжила историю открытки, дополнив на мой взгляд интересными работами в области фотографии и анимистики. Я буду рада, если вы тоже получите удовольствие от просмотра.
С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели "на весенние сюжеты" известного писателя и художника Н.Н.Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство - без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма - неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем - каждый в своей неповторимой манере.Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские "писанки" - расписные пасхальные яйца.
Полноцветные пасхальные открытки выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как "Ришар" (С.-Петербург), "Ленц и Рудольф" (Рига) - с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также "Гранберг" (Стокгольм).
Вообще в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фотооткрытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.
В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.
Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.
Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные кушания или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.
С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток.Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют крайне ограниченным набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки 1900 - 1910-х годов…
FTG.
Серия сообщений "Праздники и поздравления":
Часть 1 - Поздравляю с Вербным Воскресеньем всех читателей моего дневника.
Часть 2 - Как празднуют Пасху в других странах
Часть 3 - ~ Открыточки к Пасхе ~
Часть 4 - Вех читателей моего дневника поздравляю со светлым праздником Пасхи!
Часть 5 - История Пасхальной открытки
Часть 6 - Первомайское УРА!
Часть 7 - Три музыкалные открытки к Дню Победы!!!
...
Часть 32 - ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Часть 33 - С Днем Святого Валентина!
Часть 34 - Забавная флешка для мужчин к 23 Февраля - "ЭРОТИЧЕСКИЙ КУРСОР".
Рубрики: | Просто жизнь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |