-Метки

Босх Харламов акварель алексеев федор англия антоний апокалипсис архитектура аскназий баженов беггров бенуа а.н. богаевский к.ф. брейгель верещагин василий витражи возрождение выставка германия гмии гоголь город городсклй пейзаж городской пейзаж готика графика дания дафнис и хлоя детсий портрет дюрер еда живопись замки зима иванов а.а. иконы иллюстрации импрессионизм интерьер исторический музей история италия казакова каргополь кауфман кекушев костел коты кравцов краков кремль литература маковский маковский константин малевич казимир малютин марина марк шагал матейко мацик юрий мельницв мифы модерн мозаика монастырь москва натюрморт невеста полоза нидерланды опекушин орлрвский в.дю. пейзаж открытки памятник париж паркес майкл пастернак пастернак б. пейзаж петербург плакат пляцковский поговорки польша портрет портреты поэзия праздник рейнольдс романтизм русский авангард салонная живопись сахалин северное возрождение сезанн сказка сказки скульптура собор соборы современное искусство средневековье ссср стихи суриков сутев сша тёрнер театр тород тьеполо доменик уистлер фаберже фото фотография франция фрески хивренко храм художник цветы и живопись чехов шехтель школа юмор юсуповский дворец явление христа народу яцек йерка яцек ковальский

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наташа_Ходош

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2245


Феликс Нуссбаум

Воскресенье, 30 Марта 2014 г. 16:17 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов

ЖЗЛ (ФЕЛИКС НУССБАУМ. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В АВТОПОРТРЕТАХ)

Моя коллекция автопортретов пополнилась новым именем и новыми картинами. В течение своей короткой жизни немецкий художник, погибший в концлагере Освенцим, написал почти сорок своих автопортретов. В них отражена непростая биография автора, они ярко рассказывают о непростых и трагических годах не только его жизни, но и всей Европы. Эти портреты - яркое свидетельство таланта художника и художественный образ Памяти всех погибших в годы второй мировой войны.

Феликс Нуссбаум
Felix Nussbaum


11 декабря 1904, Оснабрюк - 9 августа 1944, Освенцим



Felix Nussbaum Self-Portrait with Green Hat 1927 г.

Немецкий художник – сюрреалист еврейского происхождения.
Феликс родился в 1904 году в провинции Ганновер. Он был сыном Рахель и Филлипа Нуссбаума.
Филипп был ветераном первой мировой войны, немецким патриотом, он состоял в Союзе ветеранов.
Когда новый режим пришел к власти, отца заставили сдать членский билет. В своем выступлении на прощание он сказал: "... В последний раз, дорогие товарищи по оружию, я приветствую вас, как верный солдат ... И если меня вновь призовут под знамена борьбы, я всегда готов ".

В молодости отец Феликса был художником-любителем, но был вынужден заниматься другими работами, чтобы прокормить семью. Поэтому он очень приветствовал увлечение сына рисованием.
Сам Феликс еще в подростковом возрасте твердо решил стать художником, ранние его рисунки и картины были посвящены еврейским темам.
В 1920 отец отправил Феликса учиться живописи в Гамбург, а затем в Берлин.
Уже к концу 1920-х годов художник пользовался успехом на выставках в Берлине.



Felix Nussbaum Self-Portrait (Portrait of a Young Man) 1925 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Mask 1928 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Red Tie 1934 г.




Рим

В 1932 году в знак признания его творчества, Нуссбауму была присуждена стипендия Виллы Массимо, которая позволила Феликсу поступить учиться в Берлинской академии искусств в Риме.
Когда он находился в Италии, в его мастерской в Берлине случился пожар, уничтоживший практически все его ранние работы.
В своих ранних работах, Феликс находился под сильным влиянием Винсент Ван Гог и Анри Руссо, но, в конечном итоге, он отдает дань уважения Джорджо де Кирико и Карло Карра.
Картины экспрессиониста Карла Хофера повлияли на тщательные поиски Феликса в использовании цветовой палитры.

После прихода к власти нацистов в 1933 году, Адольф Гитлер в апреле послал своего министра пропаганды Геббельса в Рим, где он читал лекции по художественной доктрине фюрера.
Будущим художникам объяснили, что задача «немецких художников заключается в разработке тем, которые предполагают поощрение героизма и пропаганду арийской расы». Нуссбаум был исключен из Академии в Риме, впрочем, он был готов к этому, так как понимал, что как еврей по национальности, он не может оставаться в Академии, тем более выполнять задачи, поставленные «арийской доктриной».

Нуссбаум еще в течение года оставался в Италии вместе со своей будущей женой, польской художницей тоже еврейского происхождения - Фелкой Платек, с которой он познакомился еще во время учебы в Берлине, и которая приехала к нему в 1933 году.



Felix Nussbaum Couple on the River-Bank (Self-Portrait with Felka Platek) 1932 г.

Родители Феликса, как многие еврейские семьи города, остались жить в Оснабрюке.
Его старший брат Юстус с семьей остался тоже, поскольку имел небольшой, но процветающий металлургический бизнес.
На короткое время родители переехали в Швейцарию, но вскоре стали скучать по дому, и, не смотря на возражения Феликса, вернулись в Германию.
Из Швейцарии родители приезжали на юг, чтобы встретиться со своим любимым сыном в Рапалло, рыбацком городке на итальянской Ривьере. Лето 1934 года семья провела вместе, и это была последняя встреча Феликса с матерью и отцом, которых он считал источником своей духовной и финансовой поддержки. Приподнятое настроении художника выражается в радостных, беззаботных цветах его работ этого времени, например, «Пляж в Рапалло» (The Beach at Rapallo, 1934).



Felix Nussbaum On Rapallo Beach 1934 г.

Феликс и его спутница жизни Фелка Платек решили не возвращаться в Германию.
Сначала они в январе 1935 года отправились в Париж.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Stretcher 1935 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Painter's Cloth 1935 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Tea-Towel 1936 г.

Затем Феликс и Фелка вынуждены были искать убежище в Бельгии, сначала в курортном городке Остенде, а затем, несколько месяцев спустя, они поселились с друзьями в Брюсселе. Там в октябре 1937 года они и поженились.



Felix Nussbaum Soir (Self-Portrait with Felka Platek) 1942 г.

Интересный факт, но больше половины автопортретов художника были написаны в 1936 году.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Scarf and Beret 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Apple 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait Whistling 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Crazy Laugh 1936 г.



Felix Nussbaum Self-Portrait (Self-Portrait with Beret) 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Shadow 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait seen from Below 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Scarf 1936 г.

Брат Феликса - Юстус, был вынужден эмигрировать из Германии в 1937 году, когда все еврейские предприятия в г. Оснабрюке были национализированы фашистами.
Юстус с женой и двухлетней дочерью Марианной 2 июля 1937 года бежал в Нидерланды, там он вместе с несколькими другими иммигрантами наладил работу компании по сдаче металлического лома.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Brother 1937 г.

Изгнание

Ближайшие десят лет Феликс с женой проведут в изгнании.
У художника начался период эмоциональной и художественной изоляции. Как пишут искусствоведы, для Науссбаума началось «десятилетие страха», что непосредственно отражалось в его картинах.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Head Bandage I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Green Head Bandage II 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait as Grimace I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait as Grimace II 1936 г.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Mask and Paper Horn I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Mask and Paper Horn II 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait at the Drawing Board I 1936 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait at the Drawing Board II 1936 г.

Многие из этих автопортретов стали своеобразными эскизами для картины "Маскарад", написанной три года спустя.



Felix Nussbaum Masquerade 1939 г.

В 1936 году Нуссбаум направил несколько своих картин на художественную выставку «Свободное немецкое искусство» ( the Free German Art ) в Париже, состоявшуюся в знак протеста против пресловутой выставки «Дегенеративное искусство» (Degenerate Art), которую провели нацисты в Мюнхене, где тоже были представлены картины художника.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Hat 1937 г.
Felix Nussbaum Man behind the Window (Self-Portrait after Adriaen van Ostade) 1937 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait in the Studio 1938 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait in front of Houses 1938 г.

Когда гитлеровская Германия в мае 1940 года вторглась в Бельгию, Нуссбаум был арестован бельгийской полицией как "враждебный иностранец" и интернирован в лагерь Санкт Киприен на юге Франции.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Key at Camp St. Cyprien 1941 г.

В августе 1940 года, после трех месяцев страданий и унижений в лагере, Феликс обратился к французским властям лагеря просьбой вернуть его в Германию. Ему удалось бежать по дороге. Когда Феликс вышел на контрольно-пропускном пункте в Бордо, он бежал от надзора и пересел в поезд на Брюссель, где воссоединился с любимой женой.



Felix Nussbaum Self-Portrait in the Camp 1940 г.

Нуссбаум с женой проживали без документов, не имея ни одного источника средств к существованию. Но его бельгийские друзья предоставили семье приют и студию, а также художественные принадлежности, чтобы он смог продолжать рисовать. Нуссбаум продолжал работать в Бельгии в подполье, рисуя картины о своей жизни в лагере.



Felix Nussbaum Prisoner 1940 г.



Felix Nussbaum Draft for a Painting (St. Cyprien) 1940 г.

Отсутствие документов и постоянная опасность быть обнаруженным, заставили Феликса переехать из своего укрытия в студию.



Felix Nussbaum Studio in Brussels (Studio in the Rue Archimède) 1940 г.



Felix Nussbaum Fear (Self-Portrait with his Niece Marianne) 1941 г.

Следующие четыре года станут сплошной темной полосой в его жизни, в своих картинах и автопортретах он ярко выразил мрачную реальность своего изгнания.

"Триумф смерти"

В начале 1940-х годов были написаны две из самых известных его работ: «Автопортрет с еврейским паспортом» (Self Portrait with Jewish Identity Card, 1943) и «Триумф смерти» (Triumph of Death, 1944).



Felix Nussbaum Self-Portrait with Jewish Identity Card 1943 г.

На автопортрете Нуссбаум ярко выражает суть своего страха - через поднятый воротник и позу осторожности и паники одновременно, которая подкрепляется беспокойством в глазах. Герой картины знает, что на него ведется охота, и высокая стена на заднем фоне дает мало шансов на свободу. Картина звучит, как предвестница трагедии, и все же она дает надежду на спасение в виде цветущих деревьев за стеной.



Felix Nussbaum Death Triumphant (The Dance of the Skeletons) 1944 г.

В своей последней картине "Триумф смерти" художник изображает, как скелеты играют и танцуют под музыку в бесплодной пустыне. На переднем плане изображены уничтоженные признаки жизни - книги, лампа, часы, телефон, велосипед.
Наличие кожи на скелетах показывает, что они не совсем мертвы, и говорит о знании Нуссбаума реальности концентрационных лагерей. И вновь художник оставляет на полотне знаки надежды. Внизу картины в центре лежит открытка с красным сердцем на ней и рядом палитра красок, полная ярких цветов.

Еще в 1939 году Феликс написал две версии картины «Беженцы» (The Refugee). Одна из них осталась в Брюсселе, а вторая (она находится сейчас в музее Холокоста в Иерусалиме) была переправлена отцу, как последняя возможность убедить его в опасности оставаться в Германии.



Felix Nussbaum The Refugee 1939 г.

Ситуация в стране, действительно, ухудшилась. Во время так называемой «Хрустальной ночи» была сожжена синагога в Оснабрюке, еврейские дома были разграблены, а все еврейские мужчины доставлены в Дахау.
В мае 1939 года родители Феликса решили покинуть Германию. Они бежали в Амстердам к старшему сыну Юстусу. Но это их не спасло.
В августе 1943 года Юстус, его жена, дочь Марианна и сами родители были арестованы в своих квартирах и направлены в Вестерборк. Полгода спустя, 8 февраля 1944 года, Филипп и Рахель Нуссбаум были депортированы из Вестерборка в Освенцим, где и погибли в феврале 1944 года.



Felix Nussbaum Self-Portrait in a Shroud (Group picture) 1942 г.

20 июля 1944 года сам Феликс и его жена были тоже арестованы, их нашли на чердаке во время облавы немецкие солдаты. Это случилось менее чем за месяц до освобождения союзниками Брюсселя. Их сначала отправили в лагерь Мехелен, а 2 августа под номерами XXVI/284 и XXVI/285 доставили в Освенцим.
Через неделю Феликс и Фелка были убиты в газовой камере. Художнику было всего 39 лет.



Felix Nussbaum A Group of Three Selfportrays with his wife Felka and his son Jaqui 1944 г.

3 сентября из Вестерборка в Освенцим был отправлен Юстус.
6 сентября в Освенциме были убиты его жена Герта и дочь Марианна.
В конце октября 1944 года сам Юстус был отправлен в лагерь Штутгоф, где умер от истощения примерно два месяца спустя.
Одним махом фашистская машина смерти полностью истребила всю семью.

Послесловие

После смерти имя Нуссбаума было совершенно забыто историками искусства.
Только в 1971 году состоялась первая послевоенная выставка его работ, организованная в его родном городе Оснабрюке. В 1998 году там открылся музей Нуссбаума, посвященный его творчеству.



Felix Nussbaum Self-Portrait at the Easel 1943 г.



Felix Nussbaum Self-Portrait with Scabious Flower 1939 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait (Self-Portrait in Surreal Landscape) 1939 г.
Felix Nussbaum Self-Portrait with Apple Blossom 1939 г.

С 1980 года о творчестве художника узнали и за пределами Западной Германии.
В этом году состоялась выставка «Сопротивление – не приспособление, а искусство оппозиции фашизму, 1933-1945» (Resistance not Adaptation - Art in Opposition to Fascism 1933-1945).
За этой выставкой последовали другие – ретроспектива работ Нуссбаума в Еврейском музее в Нью-Йорке (1985), крупнейшая выставка работ художника в музее истории культуры Оснабрюка (1990), выставки на Венецианском Биеннале (1995) и в лондонской галерее Hayward (1995).

И все же для меня странным остается тот факт, что имя художника было "вычеркнуто" из истории немецкой живописи после его смерти, оно не упоминалось среди имен художников-антифашистов, художников, погибших в концлагерях. Я уже писал о Бедржихе Фритта, кстати, погибшем в Освенциме тоже в 1944 году, у всех на слуху имя скульптора Кете Кольвиц. Может быть, я не прав, но воспитанный на интернациональной и военно-патриотической почве советских времен, я должен был слышать и это имя.
Пусть этот материал будет моим небольшим вкладом в готовящееся празднование 65-летия Великой Победы. И, не смотря на то, что речь идет о немецком художнике, очень хочется вспомнить слова, начертанные у Вечного огня в Александровском саду - "Никто не забыт, ничто не забыто".

В материале использованы переводы из Википедии и статьи искусствоведа Йегудит Шендар (Yehudit Shendar).

Рубрики:  История/История и культура Европейских стран
Просто жизнь/Про другие страны
Живопись/Современная живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку