Цитата сообщения Anna_Livia
Эдвард Бёрн-Джонс
Очень люблю картины и витражи этого художника, но биографию знаю не слишком хорошо. Поэтому текст, повествующий о его жизни, с некоторыми сокращениями будет взят из сети, ну а иллюстрации - из моей коллекции. Заранее предупреждаю, что названия некоторых картин не знаю.
Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс родился 28 августа 1833 года в скромной семье рамочника-золотильщика в Бирмингеме. Он получает начальное образование в бирмингемской Школе короля Эдварда. Одаренный рисовальщик, с 1848 года Эдвард посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году, решив стать священником, поступает в Экситер-колледж Оксфорда, одного из старейших университетских городов Англии (основан в XII в). Знакомится там с Уильямом Моррисом - студентов связывает тесная дружба и общая страсть к искусству. Там они впитывают дух Средневековья и видят в нем источник творческого вдохновения.
Узнав о Братстве прерафаэлитов из статей критика Джона Рёскина, в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэля Россетти "Данте, рисующий ангела" (1853 г.), которая произвела на молодых людей такое сильное впечатление, что прерафаэлиты становятся для них идеалом в живописи, а Данте Габриэль Россетти - кумиром.
Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс принимают решение отказаться от богословия ради живописи. В 1855 году молодые люди покидают Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству, обратившись к Россетти за разрешением участвовать в их журнале. Со знакомства Россетти с этими двумя студентами Оксфордского университета начался новый этап в движении прерафаэлитов. В это время группа прерафаэлитов развивает в своем творчестве круг тем на основе Нового Завета и средневековых легенд. Берн-Джонс знакомится с Рёскиным и Россетти в начале 1856 года, а в мае того же года он уже принят учеником в студию Россетти. В следующем году он участвует в выполнении принадлежащего учителю большого проекта стенной росписи холла оксфордского Зала Союзов. Помимо этой работы, его внимание почти всецело поглощает рисунок пером или акварелью, весьма тщательно прорабатываемый.
В 1860 году Бёрн-Джонс женится. В это время он начинает писать акварели с добавлением гуаши с бычьей желчью на коричневой основе. К этому периоду относятся два портрета обворожительной Сидонии фон Бок и ее кузины Клары фон Девитц, навеянные итальянским Ренессансом и отмеченные влиянием Россетти.
Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную. В 1861 году Уильям Моррис открывает в Лондоне фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и К". В этом магазине декоративного искусства продается все необходимое для создания домашнего интерьера: мебель, витражи, керамика, обивочные ткани, предметы искусства. К Моррису присоединяются его верные друзья Филип Уэбб, Россетти и Бёрн-Джонс.
Бёрн-Джонс работал в декоративно-прикладном искусстве в так называемой мастерской "Красный дом" Уильяма Морриса в Кенте, спроектированном в 1859 Филиппом Спикменом Уэббом по типу английского деревенского коттеджа из красного кирпича с окнами, различными по форме (квадратными, прямоугольными, круглыми), в некоторых стояли витражи, стены жилища опутывая, столь любимые прерафаэлитами вьющиеся растения. Художники своими руками делали мебель, ковры, занавески, витражи и даже дверные ручки. Данте Габриэль Россетти написал для кабинета Морриса триптих на темы стихотворений Данте Алигьери. Они учились ткать, делать посуду, набивать рисунок на ткани. Новый образ жизни привлекал людей в мастерскую Морриса. Посетителям казалось, что они попадают в самую гущу творческого процесса. Призыв "Не имейте в своем доме ничего, что бы вам не пригодилось или не казалось красивым" нашел немало последователей. Для мастерской Морисса создавались иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметы декоративно-прикладного искуства. Во многом именно на проектах и рисунках Бёрн-Джонса держалась деятельность фирмы "Уильям Моррис и К." и издательства "Келмскотт Пресс". В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис орнаменты. Здесь Бёрн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, желавшего усиления декоративного начала в такого рода вещах. Создаются книги, в едином стиле оформления страницы книги, её титульного листа и переплёта. "Кентерберийские рассказы" английского поэта Джефри Чосера украшены вьющимися растительными орнаментами Средневековья, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.
В 1861 году художник едет в Италию с Брауном и Россетти, а по возвращении активно помогает Моррису в создании его художественно-промышленной компании, для которой выполняет множество эскизов витражей, керамической облицовки, гобеленов и других предметов прикладного назначения.
Между 1859 и 1873 годами Бёрн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием мастеров венецианской школы, Бёрн-Джонс обновляет свою технику. В его стиле с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.
В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов; участвует в выставке Общества в 1870. В 1877 году художник представляет семь своих произведений на первую выставку в галерее Гровнор; становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Бёрн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии.
В продолжение царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны. Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Бёрн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищенка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами.
В 1882 году на Всемирной выставке в Париже он вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Бёрн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 г. отказывается от этого звания.
В 1894 году он получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы. Умер художник 17 июня 1898 года.
Есть красивая легенда о молодом короле Кофетуа. Он никогда не знал женщин и сторонился их. Повсюду он искал идеал женской красоты. И лишь встретив юную нищенку, будучи поражен не только ее красотой, но и добродетелями, он почувствовал пробуждение любви.
В искусстве эта легенда нашла отражение и в литературе, и в живописи.
Популярность этой легенде принесло стихотворение Альфреда Теннисона.
Her arms across her breast she laid;
She was more fair than words can say:
Bare-footed came the beggar maid
Before the king Cophetua.
In robe and crown the king stept down,
To meet and greet her on her way;
"It is no wonder," said the lords,
"She is more beautiful than day".
As shines the moon in clouded skies,
She in her poor attire was seen:
One praised her ancles, one her eyes,
One her dark hair and lovesome mien.
So sweet a face, such angel grace,
In all that land had never been:
Cophetua sware a royal oath:
"This beggar maid shall be my queen!"
(1833)
В живописи этот сюжет получил не одно воплощение. Мне больше всего нравится то, как его трактует именно Бёрн-Джонс . Король сидит, сняв корону, и смотрит снизу вверх на девушку, которая написана светлыми тонами и кажется, излучает сияние. По-моему, удивительно поэтичная картина!.. Вот собственные слова художника: ""В картине я вижу красивый романтический сон, о том, что никогда не было и никогда не будет, который освещен неземным светом и происходит он в землях, в которые никто не определит и не вспомнит. Мое единственное желание - чтобы формы были красивыми".
"Король Кофетуа и нищенка" (1884)
Золотая лестница (1880)
В картинах Берн-Джонса современников привлекала грация задумчивых фигур с их идеальной красотой, вносящих ностальгическую нотку. Огромное полотно излучает таинственную и притягательную силу, завораживает бесконечным потоком спускающихся вниз по спирали ступеней девушек. Они удивительно похожи друг на друга: стройные, грациозные, в белых туниках, каждая с музыкальным инструментом в руках. Их можно было бы принять за ангелов, если бы не маленькое окошечко в крыше вверху картины, где на фоне неба видны белые голуби.
Мерлин во власти чар (1870-74)
Образ Мерлина дошел до нас из глубин веков кельтской культуры как образ воспитателя, верного советника и духовного защитника короля Артура. Всегда проникнутые мудростью советы молодому королю провидец Мерлин давал как пожелания или приказания. Мерлин - самый знаменитый персонаж мифо-поэтической традиции кельтов и средневековых повествований о короле Артуре. Наставник Артура был талантливым ученым, именно ему приписывают создание братства Круглого стола, возведение города Камелота, столицы королевства, и каменного кольца в Стоунхендже. Предвидя, что Артур - будущий могучий король, который объединит Британию и даст ей мир, Мерлин еще мальчиком взял Артура к себе на воспитание. Легенда гласит, что Мерлином был изготовлен огромный меч Эскалибур и силой своего волшебства заключен им внутрь большого камня, на котором было начертано: «Кто извлечет сей меч из камня, тот - по праву рождения король над всей Британией». Артур был единственным, кто смог это сделать и по праву стал правителем страны. История Мерлина подходит к концу необычным образом. Чародей знал свое будущее и открыл Артуру, что ему недолго осталось находиться на земле, умоляя короля пуще ока беречь волшебный меч Эскалибур. На картине Берн-Джонса Мерлин околдован своей возлюбленной. По одной из легенд он не умирает, а оказывается заточен волшебными чарами феи озера Вивианой. Красавица «безнадежно его околдовала; чтобы сохранить свою власть над ним, она выудила у него секрет волшебной гробницы, вырубленной в скале, заманила его туда и навечно там заперла, так что Мерлин был жив, но полностью отрезан от мира». На этом история о Мерлине и короле Артуре не заканчивается, ибо где-то еще живет заточенный Вивианой великий волшебник...
Зеркало Венеры (1870-76)
Maria Zambaco (1870)
Katie Lewis
Даная и медный замок (1888)
Цикл картин "Спящая красавица" (6 картин; 1871-90)
Колесо Фортуны (1875-83)
Древо прощения (1881-82)
Глубина моря
Благовещение (1879)
Свадьба Психеи (1895)
Влюбленные среди руин
Смертоносная голова Медузы
Рассказ настоятельницы (1898)
Песнь любви (1868-77)
Плач (1865-66)
Сердце розы
Сад гесперид (1887)
Последний сон короля Артура в Авалоне
Вооружение Персея
Битва Персея с драконом (1878)
Прикованная Андромеда (1885-88)
Пигмалион и статуя: рука не смеет (1878)
Пигмалион и статуя: боги благословляют (1878)
Пигмалион и статуя: постижение души (1879)
Любовь, ведущая пилигрима
Волшебник
Baronne Deslandes
Lady Francis Balfour
Geirgiana Burn-Jones
Margaret Burn-Jones
Lady Burn-Jones, her son Philip and her daughter Margaret