-Цитатник

10 лет назад Германия объявила войну России - (0)

110 лет назад, 1 августа 1914 года, Германия объявила войну России. Так наша страна втянулась в Перв...

Ученые выяснили, почему во взрослом возрасте время идет быстрее, чем в детстве. - (0)

Вспомните свои школьные годы и эти бесконечные уроки, которые, казалось, длятся целую в...

Когда же всё пошло не так? - (0)

Временную катушку, похоже надо откручивать с обратной стороны. 24 февраля 2022 года грян...

Как Хрущев руководил Москвой - (0)

15 апреля 1894 года, ровно 130 лет назад, в Курской губернии родился один из главных мировых политик...

Как в СССР создали самолет, годами наводивший страх на американцев - (0)

30 декабря 1947 года свой первый полет совершил советский турбореактивный истребитель МиГ-15. Этот с...

 -Всегда под рукой

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stas_Stranger

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2005
Записей: 3290
Комментариев: 4356
Написано: 9716


Сикстинская капелла

Четверг, 19 Января 2017 г. 00:49 + в цитатник
Цитата сообщения tantana

С этим местом у меня связаны глубокие личные воспоминания...

Сиксти́нская капе́лла (лат. Sacellum Sixtinum; итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы — всемирно известный профессиональный церковный хор.

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Великая капелла» (итал. Cappella Maggiore), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот членов — кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Римский папа Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи.

Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папы Юлия II. 31 октября 1512 года, Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. 31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь 500-летнего юбилея капеллы.  

После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481—1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

Фрески Перуджино «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея», расположенные на алтарной стене, были сколоты со стены, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Фрески на восточной стене (у входа, напротив алтаря) «Вознесение Христа» Гирландайо и «Спор у тела Моисея» Синьорелли были повреждены из-за падения архитрава в 1522 году и перерисованы. Работу выполнили, соответственно, Генрик ван ден Броек и Маттео да Лечче.Современная «Сикстинская капелла» — большой концертный хор, исполняющий не только сочинения композиторов Римской школы, но и вообще любую хоровую музыку, в том числе, композиторов XX и XXI веков. Единственное, что связывает его с историческим прототипом — гендерное ограничение (только мужчины и мальчики) и отсутствие инструментального сопровождения пения.  

Matteo da Lecce - Disputa junto al cuerpo de Moisés (Capilla Sixtina, Roma, 1572-85)  

Michelangelo.Страшный суд.1536-1541

Стены опоясывают два цикла:  

История Христа (северная стена)  

Perugino.Крещение.1483

В центре фрески река Иордан, текущая по направлению к зрителю и достигающая ног Христа и Иоанна Крестителя, проводящего обряд крещения. С небес нисходит Святой дух, символизируемый голубем; он послан Богом, который изображён в светящемся облаке и окружён херувимами и серафимами. Пейзаж включает в себя символический вид Рима, узнаваемого по триумфальной арке, Колизею и римскому Пантеону. По бокам два второстепенных эпизода: Иоанн Креститель (слева) и Христос (справа) обращаются с проповедью к толпе. В центральной части также можно видеть двух коленопреклонённых ангелов, держащих полотенце: этот элемент возник под влиянием ранненидерландской живописи, подобное можно видеть в работах Хуго ван дер Гуса, в частности на «Алтаре Портинари».  

Botticelli.Искушение Христа1481-1482

На фреске запечатлены три эпизода из Евангелия.Надпись на фризе, увенчивающем фреску, гласит: TEMPTATIO IESU CHRISTI LATORIS EVANGELICAE LEGIS (Искушение Христа, несущего евангельский закон). Само искушение Христа запечатлено в трёх сценах в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, изображённого в виде церкви Святого Духа, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить сыну божьему. На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма, дабы заявить о своём очищении. В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило. Две женщины подносят другие ингредиенты для ритуала — жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был исцелен через воскресение. Таким образом, провозглашается возможность и для человечества духовно очиститься и обрести спасение. Некоторые из фигур переднего плана представляют собой портреты современников автора, в частности кардинал Пьетро Риарио, а также кардинал Джулиано делла Ровере, известный впоследствии как папа Юлий II  

Ghirlandaio.Призвание апостолов1481

В центре фрески расположено озеро в горной долине. Слева изображены рыбаки Пётр и Андрей в момент, когда Иисус, стоя на берегу, призвал их к себе. Справа, на противоположном берегу озера, изображён более поздний момент из евангельского описания, когда Иисус, уже вместе с Петром и Андреем, призывает Иоанна и Иакова, которые чинят сеть в лодке на озере. На переднем плане Пётр и Андрей, уже одетые в плащи традиционных цветов (жёлтый или оранжевый для Петра, зелёный для Андрея), изображены коленопреклонёнными перед Иисусом, который торжественно благословляет их. Кроме того, на переднем плане присутствует множество наблюдателей в современных автору одеждах, их лица принадлежат флорентийцам, проживавшим в то время в Риме, близ церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. Белобородый мужчина слева, возможно ученый из Константинополя, также послужил моделью для фрески Гирландайо «Святой Иероним в келье» в Церкви всех святых во Флоренции. Человек в центре, прямо за Иисусом — Диотисальви Нерони, укрывшийся в Риме после провала заговора против Пьеро ди Козимо де Медичи. Справа запечатлён еще один известный человек — Иоанн Аргиропул, бежавший во Флоренцию из Константинополя, а потом переехавший в Рим из-за чумы.  

C.Rosselli.Нагорная проповедь1481-1482

Фреска является частью Истории Иисуса и на ней, как и на других фресках капеллы, изображено сразу несколько эпизодов из Евангелия. В центре Иисус, окружённый апостолами, проповедует перед народом этические принципы своего учения. Справа Иисус, в окружении апостолов и зевак, исцеляет прокажённого. В толпе много портретов современников художника, а человек в чёрной шляпе слева — вероятно, сам Росселли. По мнению Вазари, на этой фреске особенно удался фоновый пейзаж с городом и заросшими лесом холмами, принадлежащий кисти ученика Росселли — Пьеро ди Козимо.

Perugino.Вручение ключей1481-1482

Фреска является частью Историй Иисуса на северной стене капеллы и изображает фрагмент из 16 главы Евангелия от Матфея, где Иисус вручает Святому Петру ключи от небес, символизирующие власть отпускать грехи и впускать в рай. Фигуры на переднем плане организованы в две группы, выстроенные в плотный ряд, так, что образуют подобие фриза. Главная группа состоит из апостолов (включая Иуду — пятый слева от Иисуса), окружающих Христа, вручающего золотой и серебряный ключи коленопреклонённому Петру. Вторая группа состоит из современников автора (включая самого художника — пятый от правого края). На заднем плане изображены еще две сцены из жизни Иисуса — Кесарю кесарево слева и Побивание Христа камнями справа. Храм Соломона, изображенный в виде восьмигранной ротонды с портиками доминирует в центре фрески и служит фоном для протекающих действий. Автор уделил много внимания проработке пейзажа, постаравшись создать у зрителя ощущение бесконечности мира. Приём с перистыми деревьями на фоне облачного неба и сине-серых холмов позднее был перенят и другими художниками, особенно Рафаэлем.  

C.Rosselli.Тайная вечеря1481-1482

 Вечеря происходит в полукруглой апсиде, за подковообразным столом, Иисус в центре, по бокам апостолы, Иуда, как обычно, изображён отделённым от группы, спиной к зрителю. Дерущиеся рядом собака и кошка призваны подчеркнуть негативную коннотацию его образа. На фреске запечатлён момент, когда Иисус объявил о том, что один из учеников предаст его. Окружающие прижимают руки к груди или перешептываются друг с другом.Стол пуст, за исключением чаши перед Иисусом; несколько предметов посуды расположено на полу на переднем плане; элемент-натюрморт, вдохновлённый фламандской живописью, широко распространённый в работах флорентийцев того времени. По бокам фрески изображены две пары фигур в богатых одеждах, фигуры слева — сами авторы Козимо Росселли и Бьяджо д’Антонио. В трёх окнах за спинами собравшихся изображены ещё три сцены из Страстей Христовых: Гефсиманское моление о чаше, Арест Иисуса Христа и Распятие. Эти три сцены принадлежат кисти Бьяджо д’Антонио, подобный приём «картина-в-картине» позднее применил Перуджино в своей фреске «Тайная вечеря»  

Арест Иисуса Христа

Распятие

История Моисея (южная стена)  

Темой росписи стала параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как символ преемственности между Ветхим и Новым заветом, а так же преемственности между законом, данным Моисею и посланием Иисуса, который, в свою очередь, избрал Святого Петра (первого епископа Рима) своим преемником: это должно было послужить провозглашению законности наследников Святого Петра — римских пап.  

Perugino.Обрезание сына Моисея1481-1483

В центре запечатлён Моисей (одетый в жёлтые и зелёные одежды, как и на остальных фресках цикла) в момент, когда ангел велит ему совершить обрезание его сына Елиезера, в знак заключения союза между Яхве и евреями. Сама церемония изображена справа, среди присутствующих находится супруга Моисея — Сепфора. На заднем плане Моисей и Сепфора прощаются с Иофором перед путешествием в Египет. Элементы фонового пейзажа включают себя холмы, покрытые тонкими деревьями (в том числе пальма — христианский символ победы духа над плотью). Пара птиц представляет собой аллюзию на цикл обновления природы. У левого края фрески на заднем плане изображена группа пастухов.  

Botticelli.Призвание  и испытание Моисея1481-1482

На фреске изображены несколько эпизодов из жития Моисея, описанных в Книге Исход. Справа Моисей убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню (как параллель победе Иисуса над дьяволом на фреске напротив). В центре Моисей помогает дочерям Иофора (в том числе своей будущей супруге Сепфоре), прогнав пастухов, которые не пускали девушек к колодцу. В левом верхнем углу запечатлена сцена, где Моисей снимает обувь и слышит повеление Бога вернуться в Египет и освободить свой народ. В левом нижнем углу фрески Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную. Во всех эпизодах Моисей легко узнаваем по своим жёлто-зелёным одеждам, на остальных фресках капеллы он одет аналогично.  

Rosselli.Переход через море.1481-1482

Начало повествования находится справа на заднем плане, Моисей и Аарон просят фараона отпустить евреев из рабства. На переднем плане справа египетские солдаты, одетые и вооружённые типично для Италии эпохи Возрождения, тонут в водах Красного моря, сомкнувшихся после прохода евреев, проведённых Моисеем. Колонна над водой в центре символизирует облачный столп, посланный Яхве, чтобы устрашить египтян. В центре сверху изображена буря, насланная Богом в наказание египтянам. Пробивающиеся лучи солнца и радуга слева служат символами грядущего освобождения евреев из египетского рабства. Слева запечатлены евреи, уже пересекшие море под водительством Моисея, облачённого в жёлтые и зелёные одежды. Их процессия продолжается на заднем плане и исчезает в глубинах пейзажа. Рядом с Моисеем изображена его сестра, пророчица Мириам, играющая на струнном инструменте.  

Rosselli.Дарование заповедей.1481-1482

На фризе, увенчивающем фреску, есть надпись — PROMULGATIO • LEGIS • SCRIPTE • PER • MOISEM (обнародование Моисеем Закона). В центре сверху изображён коленопреклонённый Моисей, получающий Скрижали Завета от Яхве, явившегося в светящемся облаке и окружённого ангелами. Рядом с Моисеем спящий Иисус Навин. На переднем плане слева Моисей приносит скрижали в лагерь евреев. В центре на заднем плане изображён алтарь с золотым тельцом, некоторые из евреев поклоняются ему (они показаны со спины, что обычно для отрицательных персонажей, как, например, Иуда Искариот в «Тайной вечере»). На переднем плане Моисей, придя в ярость, разбивает скрижали. На заднем плане справа Моисей, во главе левитов, наказывает идолопоклонников. Будущий преемник Моисея, Иисус Навин, изображён рядом, в сине-жёлтых одеждах.  

Botticelli.Возмущение против закона1481-1482

На этой фреске, как и на остальных фресках, запечатлено несколько эпизодов из Евангелия. Основным содержанием фрески является бунт левитов против правления Моисея и Аарона. Справа на переднем плане изображены Моисей, мятежники, пытающиеся побить его камнями, и Иисус Навин, преграждающий им путь. В центре Моисей в облачении Верховного жреца и папской тиаре изгоняет Корея и прочих заговорщиков. Слева земля разверзается и поглощает предводителей заговора. Надпись на арке в центре гласит: Nemo sibi assumat honorem nisi vocatus a Deo tamquam Aaron (Никто не осмеливается брать на себя честь жертвоприношения, если он не призван Богом, как Аарон). 

L.Signorelli.Смерть Моисея.1481-82

На фреске изображены последние эпизоды из жизни Моисея: две сцены на переднем плане и три на заднем. В каждой сцене Моисей легко узнаваем благодаря своим жёлто-зелёным одеждам. На фреске обильно использована золотая краска. На заднем плане, Моисей на горе Нево получает от ангела жезл власти, позволяющий предводительствовать евреями на пути в Землю Обетованную. Ниже, Моисей спускается с горы с жезлом в руках. Справа на переднем плане 120-летний Моисей обращается к толпе с жезлом и книгой в руках, от его головы исходят лучи света. У его ног открытый Ковчег Завета, в нём Скрижали Завета и сосуд с манной. Слева коленопреклонённому Иисусу Навину вручают жезл власти и провозглашают его преемником Моисея. Третий человек слева, брюнет в синем, смотрящий на зрителя, это автопортрет Луки Синьорелли. На заднем плане слева изображено тело Моисея, окружённое скорбящими евреями.  

Hendrick van den Broeck - Resurrección de Cristo (Capilla Sixtina, Roma, 1572-85)  

Micholangele.Изгнание из рая.1509

 

PS Stas Stranger:

Сикстинская Капелла

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

Духовное сокровище Ватикана

Рубрики:  С миру по нитке
Neue Heimat
ART
Человек
Город
Полезно знать
Мои ссылки (Избранное)
Фотография
Если Вас это ещё интересует
Суть вещей
Личное
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку