-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Leoisschewsky

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.04.2020
Записей: 2586
Комментариев: 131
Написано: 3964


Литературные музеи Франции.Часть 1: дом-музей Жана Кокто в Милли-ля-Форе

Вторник, 25 Января 2022 г. 16:09 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Литературные музеи Франции.Часть 1: дом-музей Жана Кокто в Милли-ля-Форе

Жан Морис Эжен Клеман Кокто ( 5 июля 1889 , Мезон-Лаффит, Ивелин — 11 октября 1963, Мий-ла-Форе) — французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур французской культуры XX века.

==========================

В пригороде Парижа открылся дом-музей знаменитого французского писателя, художника и режиссера Жана Кокто, в котором он прожил последние 17 лет своей жизни.

«Это дом, который ждал меня. Он стал моим убежищем, вдали от звонков Пале-Роуяль.* (…) Я нахожу здесь воспоминания о прежних деревушках, где я мечтал о Париже, как, позднее, в Париже, мечтал сбежать из него. Солнце, отражаясь в воде канала, рисует на стенах моей комнаты свои подвижные мраморные разводы. Всюду торжествует весна».
Жан Кокто, «Бремя бытия» (1947)


 

Дорога петляет между ровными желтыми полями, среди непримечательных одноцветных домиков, пока, наконец, не появляется указатель «Milly-la-Forêt». Уютные мощеные улочки, старинный собор и замок - всего 50 километров от Парижа, а кажется, что уехал куда-то далеко, переместился во времени.
24 июня в этой деревушке в 50 километрах на юг от Парижа открылся дом-музей Жана Кокто.

Жан Маре и Жан Кокто за столиком в кафе на VIII Венецианском кинофестивале. Фотография Иво Мельдолези. 1947 год
KinoImages.com

Кокто купил этот дом после войны, в 1947 году, вместе со своим любовником, актером Жаном Маре. «Жан не мог больше работать [в своей квартире] на улице Монпансье. Слишком много телефонных звонков, звонков в дверь, слишком много посетителей для него и для меня. Он мечтает о доме, - пишет Жан Маре в своих воспоминаниях - Поль (Поль Мориэн, секретарь Кокто  .) разыскивает дом в Мийи-ла-Форе. Все трое, мы влюбляемся в этом дом с первого взгляда. В его стиль, его ворота, его скромные башенки, его облик домика сельского священника, его каналы и сад, лес Фонтенбло в двух шагах…»

В ноябре 1947 года, Жан Кокто нанял садовником Эдуара Дермита, который впоследствии стал его домоправителем, а затем и любовником. Кокто снял его в нескольких своих фильмах, в частности, в «Орфее» и в «Завещании Орфея». Эдуар Дермит, которого все называли Дуду, прожил с Кокто до его смерти в 1963 году.

После смерти Кокто, Дуду женился. В этом браке у него родилось двое сыновей. Своим детям Дуду и завещал этот дом, который был приобретен в 2001 году Ассоциацией Дома Жана Кокто, президентом которой является Пьер Берже, знаменитый французский меценат и спутник Ива Сен-Лорана.

Возле дома-музея нас встречает Стефан Шоман, генеральный секретарь Ассоциации Дома Жана Кокто.

 Мы находимся перед домом Жана Кокто, расположенном на участке площадью в два гектара, который он купил в 47-м году, и в котором он умер в 63-м, то есть он прожил в нем 17 лет. Ассоциации Дома Жана Кокто. купила этот дом в 2001 году, и в течение восьми-девяти лет занимались строительными работами, что в этот дом могли приходить посетители.

Одна из его особенностей заключается в том, что три комнаты остались абсолютно без изменений - гостиная, кабинет и спальня.
Они остались нетронутыми благодаря любовнику Кокто, Эдуарду Дермиту, который просто запер их на ключ, после смерти Кокто. 40 лет эти комнаты оставались закрытыми. Когда они купили этот дом, они были совершенно как при жизни Кокто.

«Будь то дом Моне в Живерни, Золя в Медане, Монтеня в Перигоре, Флобера в Круассе, Жорж Санд в Ноане, Пруста в Иллье-Комбре, мы видим, какой интерес вызывают эти дома памяти, которые также являются памятью нашей истории, нашей культуры», пишет Пьер Берже в предисловии к книге, выпущенной к открытию Дома Кокто.

Друг Кокто и Дермита, Пьер Берже вынашивал проект музея с середины 90-х годов и вложил в его осуществление более двух миллионов евро - половину всей суммы, потраченной на покупку дома и строительные работы.

Рассказывает Стефан Шоман:

- Еще Эдуар Дермит, которого все называли Дуду, говорил, что нужно будет сделать здесь музей Кокто, когда меня не будет, вы сделаете музей. Поэтому Берже, которому Дуду завещал право распоряжаться произведениями Кокто, решил заняться музеем, в дань памяти Дуду. Но после смерти Дуду в 95-м году, здесь жили люди, соответственно, мы не могли выгнать их на улицу, чтобы открыть музей. Но когда дом был выставлен на продажу, мы сразу же купили его и сделали этот музей.

Результат многолетней работы впечатляет. Едва переступив порог дома, попадаешь в современное музейное пространство, которое подчеркивает связь между жизнью и творчеством Кокто: серия автопортретов, которые он рисовал после внезапной смерти от тифа его любовника, писателя Раймона Радиге, фотографии… Вот Кокто среди толпы друзей с Жаном Маре и Дуду, Кокто с Марлен Дитрих, Кокто в саду, Кокто с кошкой на руках, он любил кошек. В глубине первого этажа, гостиная, одна из трех, запертых на ключ комнат.

В гостиной Кокто писал, а рисовал в кабинете или в своей мастерской на третьем этаже. Здесь нет печатной машинки - Кокто писал только от руки - зато лежат раскрытые альбомы, небрежно разбросаны его рукописные листы…Благодаря великолепным реставрационным работам, обстановка, которая вдохновляла Кокто, осталась нетронутой. О работе архитекторов, сценографов и музееведов рассказывает Стефан Шоман:

большой салон

- Архитектором проекта был Франсуа Маженди, а над сценографией и музеографией работали Натали Криньер и Доминик Пайни. Натали Криньер и Доминик Пайни делали выставку Жана Кокто в центре Помпиду в 2003 году.

рабочий стол

Это была великолепная выставка, которая показала неизвестные ранее стороны Жана Кокто. Поэтому, конечно же, мы взяли Криньер и Пайни для работы над экспозицией музея.


Рукописная страница сценария Красавица и чудовище Кокто (1946)

Стефан Шоман занимается домом Кокто уже 10 лет, со дня его приобретения. Бывший преподаватель философии, ставший правой рукой Пьера Берже в его ассоциативных проектах, знает в доме Кокто каждую перегородку, тонкости изготовления драпировки стен, особенности чистки фасадов и бумажной волокиты, а еще, конечно же, каждый предмет и все истории с ним связанные.

Плакат к фильму Орфея (1950)

В гостиной на первом этаже, помимо бронзовых скульптур, ширм и ваз, стоит деревянная лошадь для карусели. Оказывается, Кокто очень нравились такие резные звери, он покупал их в одном магазине на юге Франции.

Дом Жана Кокто в Мийи-ла-Форе

Рассказывает Стефан Шоман:

- Это супружеская пара, которая жила возле Ниццы. Фамилия одного была Leroi , фамилия другого Soleil . Это правда. Поэтому их магазин назывался «Король-Cолнце». Они продавали резных животных для каруселей - деревянных лошадей… В доме у Кокто была еще русалка, был лев, которого мы так и не нашли, был бык.

И вот Кокто просто так покупал в этом магазине резных зверей для карусели. В его доме в Сен-Жан-Кап-Ферра тоже была такая лошадь. Но этот магазин уже давно закрылся…К сожалению, большинство этих зверей для каруселей не сохранилось, как не сохранилось и множество других ценностей, принадлежавших Кокто. Он не очень-то был привязан к вещам и не любил жаловаться в полицию, когда у него что-то пропадало.

Стефан Шоман:

Он был щедрым. Как он говорил в одном из своих фильмов, он предпочитал полиции воров. Он рассказывал, что у него украли всю его переписку с Прустом. Когда мы это слышим, нам становится жалко, но, возможно, однажды эта переписка всплывет на каких-нибудь торгах, и мы скажем: ага, понятно… Кокто никогда не жаловался в полицию. Он говорил, что так всегда в деревенском доме, вещи разбросаны.

На втором этаже находятся спальня и кабинет Кокто. В нагромождении причудливых и личных вещей оживает сам Кокто: в пришпиленных к грифельной доске фотографиях, в опиумных трубках, кровати с розовым балдахином, в леопардовых обоях, фотомонтажах Сартра и папы Пия XI, в рисунках мод для журнала Harper’S Bazaar (многим ли известно, что Кокто рисовал для модных журналов?) в бюсте Байрона, в церковном кресле XIX века и морских звездах, приклеенных к стене.


Жан Кокто в Мийи-ла-Форе, 24 июля 1963 г.
 


Гостиная с картиной "Эдим и Сфинкс, играющие в карты", худ. Кристиан Бернар, 1932 г.


Гостиная.

Гостиная.

Выставочное пространство второго этажа.


Мастерская Жана Кокто


Сад дома Жана Кокто


Сад дома Жана Кокто.


Канал перед домом Кокто.


Улица, ведущая к дому Кокто.


Второй этаж - это еще и портреты Кокто с подписью Энди Уорхола, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо. И работы самого Кокто: его первые отроческие наброски, рисунок Вацлава Нижинского, портреты Пикассо, Коко Шанель, Колетт.В доме Кокто на удивление мало книг, вероятно, сказалось его равнодушие к коллекционированию, к собирательству.

Рассказывает Стефан Шоман:
-- У Кокто не было интересной библиотеки. В той, что была, были его книги и много детективов. Он читал много детективов. Но нельзя сказать, что у него были оригинальные издания, подписанные таким-то. Нет, Кокто не был библиофилом. У него была какая-то библиотека, но мы решили ее не восстанавливать, а предпочли выиграть место для экспозиции.

Кроме чтения детективов, Жан Кокто, член Французской Академии, друг Пикассо и Пруста, любил смотреть телевизор.

В конце 50-х годов у него появился телевизор. Он много времени проводил перед телевизором, любил его смотреть. Он вообще любил все новое. Сегодня у него был бы iPhone, iPad, он был бы, может быть, в Фейсбуке. У него точно были бы все современные приспособления.

Он же сам был изобретателем. Спросите у Френсиса Форда Копполы или Стивена Спилберга, кем был Кокто. Они преклоняются перед ним. «Красавица и чудовище» или «Кровь поэта» - даже, если мы и не будем преувеличивать, как Кокто, что это изобретение комбинированных съемок, но все же… Кокто в каком-то смысле отец всего этого изобретательного кино, и немножко отец «Новой волны», скорее, не отец, а дедушка.

За месяц дом Кокто уже посетили около 7000 человек. Самое большое количество посетителей приходится на воскресенье - около 650. Для едва открывшегося музея это большой успех. Посетители в восторге 

  -- Мне очень понравился этот музей. Сам дом находится в очень живописной деревне, мы попадаем туда по маленькой мощеной улочке и оказываемся перед великолепным домом Кокто, который находится в совершенно идиллическом месте.

Сам дом полностью соответствует образу его владельца, то есть, аутентичный и одновременно современный, классический и удивительный.

В музее соседствуют друг с другом новые современные помещения и комнаты, в которых восстановлена прижизненная обстановка Кокто. Здесь можно увидеть предметы, которыми он пользовался, его книги, картины или какие-то удивительные вещи вроде деревянной лошади для карусели. Мне очень понравились его рисунки, в них легко узнается его рука, еще понравились отрывки из его фильмов, которые транслируются в музее.
Интересен сад, очень классический и одновременно очень беспорядочный, в котором можно гулять как угодно.

Так что это был очень интересный для меня визит, мне очень понравилось.

В Мийи-ля-Форе, вдали от светских условностей парижской жизни, Кокто создал свой мир, уютный, странный, эклектичный и нежный. Здесь он писал, рисовал, гулял в саду, принимал самых близких друзей. Вечерами он читал здесь свои любимые детективы и смотрел телевизор.

Могила Кокто в часовне Сен-Влас 

Часовня Сен-Блез-де-Прост, где находится гробница Кокто, находится на окраине Милли-ла- Форе, недалеко от дома. Первоначально она была построена в 12 веке и является последним остатком средневековой больницы, построенной специально для больных проказой

Начиная с 1959 года Кокто украсил часовню  фресками на тему простых или лекарственных растений  и фресками с изображением Христа с терновым венцом 

На его могиле начертано слово «Je reste avec vous '» («Я остаюсь с тобой») 

Сегодня здесь осталась эта нежность. Остались воспоминания. Остались эклектика и поэзия. Осталось все, что любил Жан Кокто, кроме, может быть, плюща, который раньше был увит фасад дома. Но плющ уже посадили, Стефан Шоман мечтательно смотрит на белые стены дома - он ждет не дождется, когда тугие зеленые ветки закроют собой белизну камня.

В канале перед домом Кокто по-прежнему течет вода, в которой отражается солнце и рисует на стенах его спальни мраморные разводы.

Жан Кокто у своего дома. 1963
Источники artinfo.com, https://www.rfi.fr/ru/kultura/

Рубрики:  Города/Париж
Музеи
Метки: