Без заголовка |
Пять наследственных травм, включающихся в определенной хронологической последовательности (до шести лет), открыты и описаны канадским психотерапевтом Лиз Бурбо. Она обнаружила, что все многообразие душевных страданий сводится, в конечном счете, к этим травмам раннего возраста. Это позволяет нам искать «место их прикрепления» в ценностном плане и рассматривать их как пятерку основополагающих «темных мотивов» человека.
Вот некоторые признаки и последовательность включения этих травм (по Л.Бурбо).
Существует также другая пятерка базовых травм – родовые травмы, открытые и подробно описанные российским психотерапевтом Л.Колесовой. Эти травмы также имеют свою хронологию включения. Однако их хронология охватывает исключительно пренатальный и перинатальный периоды жизни человека, а сами родовые травмы имеют совершенно другой смысл, другие последствия для человека и другие методы самовосстановления, чем наследственные травмы по Л.Бурбо.
Данная статья посвящена нашей гипотезе о возможности получения дополнительной информации о наследственных травмах по Л.Бурбо при их сопоставлении с последовательностью стихий/планет в древнекитайском круге у-син. Действительно, если мы имеем пять элементов, включающихся последовательно в определенном порядке, то, понимая всю условность таких аналогий, можно предположить что хотя бы некоторые подсказки, углубляющие наше понимание смысла наследственных травм, найдутся в традиционных пятеричных моделях. Круг у-син (пять стихий и соответствующих им планет солнечной системы, состоящих в отношениях порождения) показался нам моделью, которую необходимо рассмотреть в первую очередь.
Рис.1. Круг у-син
Искомые подсказки начинаются сразу. Обратим внимание на ведущие мотивы планетных архетипов (подробнее о планетных архетипах), участвующих в этом круге. Мотив Венеры – взаимное принятие, мотив Меркурия – взаимопонимание и хорошая коммуникация, мотив Юпитера – духовная состоятельность, авторитет и осмысленность жизни, мотив Марса – свобода, независимое движение в выбранном направлении, мотив Сатурна – справедливость, уместность, поддержание структуры.
Сопоставляя этот смысловой ряд с последовательностью травм, описанной Л.Бурбо, получаем точные соответствия:
Таблица 1
Планета |
Венера |
Меркурий |
Юпитер |
Марс |
Сатурн |
"Светлый мотив" |
Взаимное принятие |
взаимопонимание и хорошая коммуникация |
состоятельность, авторитет и осмысленность жизни |
личная свобода, независимое движение в выбранном направлении |
справедливость, уместность, поддержание структуры |
"Темный мотив" |
Травма отвергнутости |
Травма покинутости |
Травма униженности |
Травма предательства |
Травма несправедливости |
Солнце и Луна не участвуют в этом круге, оставаясь в его центре, как точка отсчета (символ тай-цзи в центре круга). Дело в том, что Солнце и Луна представляют собой янскую и иньскую части сугубо жизненной силы, т.е. травмы социализации не затрагивают их напрямую. Солнце и Луна в традиции определяются как хилеги, т.е. хранители жизненной силы (по-видимому, коррелирующие с китайской категорией юань-ци).
В таблице 2 представлены традиционные описания человеческих состояний, связанных с природой стихий (элементов) (вся информация о древнекитайских моделях предоставлена доктором Ю.Пастуховой, которой автор выражает глубокую признательность). Они ясно показывают обусловленность позитивных состояний ситуациями, в которых удовлетворяется основной («светлый») мотив соответствующей планеты, а негативных состояний – с ситуациями, в которых этот мотив не удовлетворяется, и включается «темный» мотив.
Таблица 2
Элемент (стихия) |
Огонь |
Вода |
Дерево |
Метал |
Земля |
Планета |
Марс |
Меркурий |
Юпитер |
Венера |
Сатурн |
Позитивные состояния (состояния силы) |
Любовь, честь, уважение, искренность |
Нежность, мудрость, спокойствие |
Доброта, способность к всепрощению |
Смелость, праведность, точность |
Честность, открытость, стабильность |
Негативные состояния (состояния бессилия) |
Жестокость |
Страх |
Гнев |
Тоска |
Отказ от жизни в реальном мире, уход в фантазии или лживость |
Наличие таких явных соответствий дает основание для следующей гипотезы:
Из этой гипотезы возникло множество следствий, которые мы проверяли на протяжении ряда лет в процессе тренинговой и консультативной работы. В результате этих исследований мы пришли к следующим наблюдениям и выводам.
9. Естественно, что позитивные состояния, связанные с кругом пяти элементов, также находятся во всех перечисленных структурных отношениях. Взаимное принятие (1) порождает взаимопонимание (2), взаимопонимание (2) порождает авторитет, признание человека, его уверенность в себе и веру в благосклонность высших сил (3). Последнее, в свою очередь, порождает его свободу и независимую активность (4). Такая активность (4) позволяет человеку по справедливости обрести свое место в структуре, большей, чем он сам (5). Такое место в структуре (5) порождает возможность взаимного принятия этого человека следующей частью мира (1) и запуск следующего круга.
Иными словами, если пятерка наследственных травм является для человека, при ее циклическом проживании, настоящими кругами ада (точнее, нисходящей спиралью), то и пятерка соответствующих здоровых и плодотворных состояний столь же неизбежно разворачивается шаг за шагом, организуя круги духовной и социальной эволюции (точнее, восходящую спираль).
Внутри каждого жизненного эпизода есть возможность перехода с нисходящей спирали на восходящую и обратно. Такой переход может быть как осознанным, так и неосознанным (понятно, что без осознанности чаще получается переход вниз, хотя иногда бывают и исключения). Пятеричные цепочки такого рода легко обнаруживаются как при анализе или выслеживании реальных жизненных коллизий, так и при исследовании исторических, мифологических или литературных сюжетов.
Инструменты осознанного перехода с нисходящей спирали на восходящую многообразны и представляют сразу несколько категорий.
Первую категорию составляют действия, направленные на общую «настройку» состояния духа и внутренней этики. Это и традиционные практики обращения, и психологическая работа с родом и наследственными программами (в том числе, так называемые «женские практики» либо «иньские практики» для мужчин), и экзистенциальные методы, библио-, драма- и арт-терапия, канис-терапия и другие виды терапии взаимодействием с природой (животными, растениями, стихиями и т.д.).
Другая категория инструментов связана со знанием структуры. Здесь помогает знакомство с так называемыми «картами внутренней территории», т.е. с числовыми моделями системы человек – мир. Числовые модели наиболее предпочтительны, т.к. они сочетают в себе максимальный уровень обобщенности/абстрактности со свойством охвата всех значимых элементов структуры. Это и описываемая здесь пятеричная модель внутреннего развития, и, при необходимости, другие модели. Помимо чисто интеллектуального их изучения, которое позволяет человеку в стрессовой ситуации успешно структурировать «хаос жизни», существует множество традиционных и новейших способов оптимального, целительного их проживания (начиная с элементарного навыка осознавания того, как они проживаются в потоке событий). Некоторые подобные технологии проживания разработаны и нами (работа с семиричной моделью структуры личности, двенадцатиричной моделью структуры события и т.п). Троичные модели практик самовосстановления и целостного целеполагания, согласованного с личностной эволюцией и духовным развитием, разработаны С.Фоминой (2009).
Далее становится актуальным непосредственное применение практик самовосстановления, создание стратегии выхода из кризисного состояния и начало внешних действий в этом стратегическом направлении.
Последний (как правило, бессрочный) этап – постоянное, по мере необходимости, обращение к практикам самовосстановления непосредственно по ходу осуществления выбранной стратегии. Так как это связано с активным участием во внешних событиях, то особую роль на этом этапе играют практики трансформации энергетических расколов по М.Пальчику.
Также мы настаиваем на ведении психологического дневника, позволяющего отслеживать и фиксировать динамику внутренних и событийных изменений на больших отрезках времени, т.к. выбор между нисходящей и восходящей спиралями может быть окончательным только в ментальных представлениях. В реальности же каждый следующий эпизод всегда является провокативной тренировкой сердечного выбора («пути сердца»). Направление внутреннего движения – вверх или вниз по спирали – может полярно изменяться на любом уровне развития. Так гарантируется, в частности, главная духовная свобода человека – свобода непрерывного выбора между развитием и деградацией, ведь свободой стоять на месте человек не располагает.
Автор: Кира Езерская
Источник: altway.ru
Серия сообщений "Марк Пальчик":
Часть 1 - Квантовая модель целостного (системного) мышления
Часть 2 - Об универсальном принципе трансформации энергии. Синхронная медитация.
...
Часть 6 - Структура духовных традиций. О практиках выслеживания, перепросмотра и неделания.
Часть 7 - О системном мышлении
Часть 8 - Пять травм по Л.Бурбо и круг у-син: структура жизненных сюжетов
Рубрики: | ЧИТАТЬ ЭЗОМЫСЛИ,ПСИХОЛОГИЯ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |