"Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дегестана, лакца по национальности, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин». В.В. Путин
1 июля - День празднования добровольного вхождения Бурятии в состав России. Буряты с самого своего вхождения в состав России стали служилыми людьми и участвовали во многих войнах нашей страны. Поэтому у них традиционно высокая степень вовлеченности в российскую культуру.
Самый русский герой современного кино Сергей Бодров-младший был на одну восьмую бурят, потому что буряткой являлась бабушка его отца. Кроме того, знаменитый артист имел якутские и татарские корни, наряду со славянскими, конечно. Кто знает, как это повлияло на становление его личности, но не менее знаменитый отец-режиссер Бодров Сергей Владимирович считал свое восточное наследие значительным. Именно по этой причине он интересовался личностью Чингисхана и снял отличный фильм про него под названием «Монгол».
Итак, 1 июля официально отмечается День добровольного вхождения Республики Бурятия в состав России. Отсчет ведется от даты основания Верхнеудинского острога в 1661 году, в 2021 году прошел 360-летний юбилей.
Улан-Удэ (Верхнеудинск). 16 ноября 1675 г. мимо устья р. Уды проследовал направляющийся в Китай русский посол Н.Г. Спафарий, отметивший наличие там казачьего зимовья и то, что "подле реки Уды мочно и острог ставить и суды делать и места хлебородного сыскать мочно".
Современный Улан-Удэ
Бурятия — одна из самых удаленных от столицы России республик. Расстояние от Улан-Удэ до Москвы составляет 5532 км. Тем не менее, сейчас Бурятия активно развивается, в том числе и при помощи федеральных средств. Например, здесь расположена одна из крупнейших в стране особых экономических зон туристско-рекреационного типа — «Байкальская гавань».
«Байкальская гавань» позиционируется как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой и ключевой центр туризма на востоке России.
Также в число знаковых достопримечательностей Бурятии входят: несколько крупных заповедников и национальных парков, в том числе Баргузинский государственный биосферный заповедник, Байкальский государственный биосферный заповедник, государственный природный заповедник «Джергинский» и другие.
Иволгинский дацан (главный буддийский храм России)
Буряты — древнейший народ Байкала.
Буряты, или буряад — самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.
Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты.
Бурятские юрты
До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Одна из версий следующая: от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец). Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Звук «б» в хакасском языке произносится как «п». Под этим названием о предках бурят, проживавших к востоку от хакасов, узнали русские казаки. Позже слово «пыраат» подверглось трансформации в слово «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди.
Буряты подразделяются на этнические группы в зависимости от места проживания. Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики.
Этнические группы бурят могут иметь большие различия не только по месту проживания, но и по культуре: разные языковые диалекты, традиции, вероисповедование (христианство, буддизм, шаманизм), фольклор; по образу жизни - буряты делились на кочевых и оседлых.
Но есть у разных этнических групп бурятов и общая черта - это их яркая, самобытная национальная одежда, хотя у каждого бурятского рода она своя и отличается большим разнообразием, особенно у женщин.
Дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Левая пола запахивалась на правую и застегивалась на боку, что давало возможность правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком.
В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета.
В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.
Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.
Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. Бурятские женщины носили и особые длинные сарафаны. Края застежки и подол сарафана обшивались бархатом, цветной материей, а иногда бобровым мехом.
По древним поверьям бурят, небо не должно было видеть волос женщины. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развевающийся на верхушке шапки залаа. Узелок улзы обозначает прочность, крепость.
Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки – как знак солнца, освещающего своими лучами Вселенную. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.
В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей. Во время свадьбы бурятская невеста принимала символическую смерть, чтобы вновь возродиться, но уже не как дочь своего отца, а как принадлежащая роду мужа. Ее волосы распадаются надвое – символ соединения мужского и женского начал в женщине, рожающей детей. В торжественные дни к косам подвешивали многочисленные цепочки и подвески.
Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь.
Младенцев буряты считали еще существами бесполыми, и одежда у них была одинаковая. Заботливые родители заворачивали новорожденных в меховые одеяльца из овчины, а когда они начинали ходить, шили им рубашечки и штанишки. Как полагали буряты, главное – помочь малышу прийти в этот мир и освоиться в нем, уберечь его от злых духов. С этой последней задачей хорошо справлялись одеяла из волчьих шкур. С 3–4 лет в одежду ребенка вносили отдельные признаки пола, но только мужского. Видимо, хотели подчеркнуть принадлежность малыша к роду отца.
С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде. Так воспитывали сильных, мужественных людей.
Жители Бурятии издавна сражались во всех вооруженных конфликтах, в которые вовлекалась Россия.
"Боевые буряты", которых так боятся украинские националисты -Бойцы отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады воздушно-десантных войск, дислоцированной под Улан-Удэ на Параде 9 мая
и наши любимые мультяшные герои, созданные Радной Сахалтуевым, художником-мультипликатором, бурятом по национальности, автором знаменитых мультиков Остров Сокровищ и Капитан Врунгель, и многих других