-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТАТЬЯНА_СТАРИКОВА

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) про_искусство Расскажи_о_ЛИРУ Книжный_БУМ Искусство_звука Книга-лучший_друг
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2016
Записей: 2870
Комментариев: 266
Написано: 3987


Серов Валентин Александрович (1865-1911)

Среда, 06 Июля 2016 г. 10:57 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Серов Валентин Александрович (1865-1911)

 

  Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, - известный композитор и музыкальный критик. Мать, Валентина Семеновна, - пианистка, была не только первым в России композитором-женщиной, но и первой женщиной, занимавшейся музыкальной критикой. Уже в девятнадцатилетнем возрасте она стала публиковаться в периодической печати. Статьи ее часто появлялись в журнале "Музыка и театр", который в 1867 - 1868 годах совместно с ней издавал А. Н. Серов. В номерах этого журнала было опубликовано одиннадцать статей по различным вопросам музыки. В 1871 Александр Николаевич скоропостижно скончался. Вскоре после этого B. C. Серова уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а шестилетнего Валентина отправили в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери. Здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Через год Валентина Семёновна забирает сына в Мюнхен, там он учился живописи у немецкого художника Кеппинга.

  Скульптор Антокольский, увидев рисунки мальчика, посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Осенью 1874 года Серовы переехали в Париж. Репин высоко оценил художественные способности Валентина и с большим удовольствием стал заниматься с ним. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.      

  В 1879 году Репин продолжил давать уроки живописи четырнадцатилетнему Серову, который поселился в семье художника в Москве и усердно работал. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал учителя в поездках сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин. Среди работ Серова 1879 портреты Мамонтова, Репина, Т. А. Мамонтовой.

  В 1880 Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс Чистякова. В Академии он сближается с Врубелем. Несмотря на то, что Врубель был старше почти на десять лет, художников объединяло вдумчивое отношение к творчеству. Они работали в одной мастерской, часто «спорили об искусстве», что способствовало формированию их художественных взглядов. В 1885 году Валентин бросает Академию и летом едет в Германию и Голландию, изучать европейскую живопись. В 1887 году Серов побывал в Италии.

Серов Валентин Александрович. Осенний вечер в Домотканово

Осенний вечер.  Домотканово

Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Домотканово» (1888). Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму.

 

  Основной жанр, которому Серов в дальнейшем посвятил свое творчество, — портрет.

Вильгельм Мария Хубертус Лайбль. Девушка у окна

Одним из первых был портрет О.Ф. Трубниковой — «У окна» (1887).

 

  Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты, которые больше ценили не драматургию сюжета, а поток жизни, проявление определенного жизненного факта в определенное мгновение, в конкретном пространстве.

картины серова

 Портрет Симонович. Девушка, освещённая солнцем

 

  В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О.Ф. Трубниковой. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В 1890-е годы Серов много путешествует по городам России, работая над заказными портретами. Художник побывал в Петербурге, в Костроме и Харькове, посетил Владимирскую и Симбирскую губернии, Крым, путешествовал вместе с К.А. Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. В перерывах между работами над заказами Серов отдыхал в Тверской губернии в имении своего друга В.Д. Дервиза Домотканово. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К.А. Коровина (1891), И.Е. Репина (1892), И.И. Левитана (1893), писателя Н.С. Лескова (1894), композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898).

Портрет Драгомировой

Портрет Драгомиловой

Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Это произведение вместе с портретами М.Ф. Морозовой и С.М. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908). Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.

С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекин, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.

Дети

За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них это картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина(1900), портрет Мики Морозова (1901).

Помимо творческой деятельности художник вел общественную деятельность. В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, Серов был избран членом совета Третьяковской галереи и оставался им до конца жизни. Более десяти лет - с 1898 по 1909 год - художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества.

Портрет Лескова

Портрет Лескова

Важное место в творчестве Серова тема природы и простой деревенской жизни. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами. Крестьяне Серова — это бабы и мужики самого различного возраста, иногда дети, обремененные тяжелой заботой. Наиболее известные картины о сельской жизни «Октябрь. Домотканово» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Зимой» (1898), «Стог сена» (1901), «Полоскание белья» (1901), «Финляндский дворик» (1902), «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).

В 1905 году Серов стал свидетелем расстрела рабочих в Петербурге. Кровавое преступление властей против народа потрясло Валентина Александровича. После этих событий он вместе с Поленовым пишет в совет Академии художеств заявление о выходе из состава действительных членов Академии.

Серов активно участвовал в общественно-политической жизни: был в университете, когда там строились баррикады, присутствовал на крестьянском съезде, шел за гробом убитого черносотенцами Николая Баумана.

В своих исторических произведениях Серов использовал опыт, приобретенный в работе над картинами на крестьянскую тему. Работы «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) предназначались для издания Кутепова «Царские охоты». В 1907 году Серов исполнил темперой картину «Петр I». В этой маленькой темпере в образе Петра I воплощена целая историческая эпоха.

   В последние годы своей жизни Серов увлекается греческой мифологией. В 1907 году художник совершает поездку в Грецию. Валентин Александрович изучает древнегреческое искусство, делает зарисовки в музеях, обдумывает сюжеты будущих произведений на темы античного эпоса и мифологии. В результате в 1910 году художник создает декоративное панно «Похищение Европы», пишет картину «Одиссей и Навзикая», иллюстрирует басни Крылова.

В 1910 году Серов пишет знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн. Эта картина была выставлена на Международной выставке 1911 года в Риме и приобретена Русским музеем.

  22 ноября 1911 года ранним утром Валентин Александрович Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии.

http://art19.info/articles.html

Серия сообщений "Валентин Серов":
Часть 1 - Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Часть 2 - Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Высказывания современников
Часть 3 - О Валентине Серове. Григорий Островский
...
Часть 6 - 19 января 1865 года родился Валентин Александрович Серов
Часть 7 - Константин Коровин и Валентин Серов
Часть 8 - Юрий Норштейн о выставке Валентина Серова

Серия сообщений "Валентин Серов":
Часть 1 - Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Часть 2 - Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Высказывания современников
Часть 3 - Автопортрет ~~ Григорий Островский. Рассказ о Валентине Серове
...
Часть 30 - ВЕК РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ГЛАЗАМИ ВНУКА ХУДОЖНИКА СЕРОВА
Часть 31 - Путешествуя с мольбертом: Валентин Серов
Часть 32 - Серов Валентин Александрович (1865 - 1911). ШЕДЕВРЫ

Рубрики:  Живопись/Российские художники 18,19,20 века и ранее. (270)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку