-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в тоня75

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2015
Записей: 259
Комментариев: 5
Написано: 263


Здесь каждый старается посадить дерево, а не Рабиновича..

Пятница, 04 Ноября 2016 г. 09:47 + в цитатник
Цитата сообщения lira_lara Здесь каждый старается посадить дерево, а не Рабиновича...

Рабинович радуется празднику Ту би-Шват

 

Ту би Шват, что за праздник? Что празднуют и что едят? Откуда пошла традиция Ту би Шват?
 
Ту би Шват как принято говорить новый год деревьев, который разные люди отмечают по-разному,
в том числе
с посадкой деревьев, поеданием сухофруктов и даже застольями.
Прежде чем окунаться с головой в неразбериху примет и традиций, окунемся с головой
в наш незабвенный источник - Танах! (Ветхий Завет)
 
Так как народ Израиля,  иудеи или израильтяне, народ у которого новый виток истории начался с выходом из египетского рабства, то в новой стране они хотели жить новой жизнью со своими новыми законами.
Большая часть этих законов запрещает то, что в Египте разрешалось делать египтянам, но эти законы так же имеют большую часть статей связанных с сельским хозяйством.
 
Во- первых ,давайте разберемся с названием. Что значит Ту би Шват?
Ответ достаточно простой - 15 число месяца Шват, который является 5 месяцем по счету от месяца Тишрей, в котором празднуется еврейский - израильский новый год.
Ту би Шват является новым годом деревьев, почему же он в отличии от других новых годов (коих несколько) празднуется не первого числа, то есть не в начале месяца, а посередине?
Об этом интересный спор вышел у еврейских мудрецов представляющих две духовные школы Гилель и Шамай.
Школа Шамая говорила, что, так как все остальные новые года празднуются в первый день месяца, так же стоит поступать и с этим новым годом, на что ему перечила школа Гилеля, приведя интересный довод.
До 15 числа то есть до Ту би Шват мало дождей а с середины месяца Шват начинается очень дождливая пора, в которой кстати присутствует знак зодиака Водолей, еще раз, подчеркивающий дождливую погоду.
Так как Гилель был старше по должности в иерархии Синедриона и имел большее количество последователей, то победила его точка зрения.
Традиция говорит о том, что первый день месяца или дословно Глава Месяца - "Рош ха Ходеш" и так является праздничным днем, и по этому, сами деревья попросили у Всевышнего о том, что бы их праздник, не смешивался с другим.
 
Но от традиции вновь перейдем к реалиям.
Все эти новые года, новый год деревьев, новый год скота и новый год сельхоз продукции были ничем иным как напоминанием об обязанности соблюсти закон, связанный с отчислением десятины.
Десятину отчисляли Левитам, которые служили при храме в Иерусалиме, а те в свою очередь отчисляли десятину от десятины для Всевышнего. Скажете, почему это вдруг этому семейству давали десятую часть урожая? Тора говорит, что семейство Коэнов и семейство Левитов были выбраны для служения в храме, и поэтому Всевышний не дал им надела в земле Израиля.
Посему остальные сыновья Иакова (он же Исраэль) отчисляли им десятину для прокормления.
Десятина, отчисленная Левитам, называлась первой десятиной, что говорит вам о том, что была как минимум еще одна десятина.
Вы правы, и на сей раз, эта десятина была для самого хозяина земельного надела, про это сказано следующее:
 
"Отделяй десятину от всех плодов посева твоего, который приходит с поля ежегодно. И ешь перед Г-сподом, Б-гом твоим, на том месте, которое он изберет для водворения там имени Своего; десятину хлеба твоего, вина твоего и оливкового масла твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы научился ты бояться Г-спода, Б-га твоего, во все дни. Если же слишком длинна окажется для тебя дорога, так что не сможешь ты нести этого, потому что далеко будет от тебя то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, для водворения гам имени Своего, когда тебя благословит Г-сподь, Б-г твой; то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою, и ступай в место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой. И отдавай серебро за все, чего пожелает душа твоя за крупный и мелкий скот, и за вино, и за сикер, и за все, чего захочется тебе, и ешь там перед Г-сподом, Б-гом твоим, и радуйся ты и семейство твое. И Левита, который во вратах твоих, его не оставляй, ибо нет у него участка и удела с тобою.
К концу трех лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади во вратах твоих. Дабы пришел Левит, ибо нет ему части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, что во вратах твоих, и ели, и насыщались, дабы благословил тебя Г-сподь, Б-г твои, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать."
 
Ту би Шват очень важен особенно в связи со строкой говорящей о конце трех лет. До того как дереву исполнилось три года, нельзя собирать и употреблять его плоды, а как же узнать когда его посадили? В Ту би Шват конечно!!!
Вот от Ту би Швата отсчитывали возраст деревьев, дабы можно было знать, когда его плоды годны в пищу, а так же с какого года нужно платить маасера - десятину. Кроме этого запрещалось отсчитывать десятину одного года, от десятины другого.
 
Теперь мы когда мы знаем истинную причину праздника, обратимся к различным традициям.
 
Традиция кушать сухофрукты.
Данная традиция рождена и здравствует, по сей день в странах, где живет иудейская диаспора. Дабы поддерживать связь с Эрец Исраэль и хоть каким-то образом праздновать Ту би Шват, решили жители диаспоры как минимум есть от плодов фруктовых деревьев растущих в стране Израиля. Так как в тот момент не было ни холодильников, ни самолетов, то фрукты кушали в сухом их виде. Ныне желающие едят сухофрукты, а другие покупают свежие из Израиля.
 
Какие из сухофруктов принято есть на Ту би Шват?
Миндаль, сушеные финики, инжир, курагу, сливы, изюм, плоды рожкового дерева (харув). Многие к этим семи добавляют еще различные, что бы получить число 15, число в которое празднуется Ту би Шват.
Застолья так же популярны в день праздника, за столом которого распивается вино и едят сухофрукты зачитывая отрывки текста Танаха (ветхого завета), а так же Мишны, Талмуда, и других произведений.
 
В праздник Ту би Шват, хочу пожелать каждому посадить свое дерево на земле Израиля, что сделает приятно вам на душе и станет приятным глазу в последующие десятилетия.
 
Хаг Ту би Шват Самеах - Веселого праздника Ту би Шват!
 
 
 П.Полонский

 

Ту-би-Шват – праздник возрождения Cтраны

 

В еврейском календаре есть праздники разного «уровня». Есть праздники из Торы (Песах, Шавуот, СуккотРош hа-ШанаЙом Кипур) . Есть памятные дни, установленные Мудрецами (ХанукаПурим, 9 Ава). Ту–би-Шват – 15 Швата, «новый год деревьев», - не относится ни к первому, ни ко второму виду. Элементы празднования этого дня установились постепенно, «наслаиваясь» один обычай над другим - параллельно тому, как еврейский народ возвращался в свою страну.

 

Мишна (2 в. н.э.) сообщает нам, что «Новый год деревьев» был установлен лишь как дата для разделения урожая одного года от урожая другого (что было важно для правильного отделения десятины и приношений в Храм), но не как праздник. В Талмуде он упомянут просто как календарная дата, не имеющая праздничного характера. И хотя сегодня (после открытия рукописей Каирской генизы), мы знаем, что в древности в Стране Израиля Ту-би-Шват имел определенный праздничный характер, - но в Вавилоне, где не было отделения десятины и возношений в Храм, этот день перестал вообще иметь какое-либо значение. А поскольку во все дальнейшие века именно Вавилонский Талмуд стал основой для регламентации еврейской жизни, то все время раннего и позднего средневековья Ту-би-Шват никаким образом не был отмечен в еврейском календаре.

 

Ситуация начала меняться в 16 веке, когда в Цфате, бывшем тогда духовной столицей Эрец-Исраэль, собрались ведущие каббалисты той эпохи. Это было почти сразу же после изгнания из Испании, и именно в тот период (когда молодая Османская империя, овладевшая всем Ближним Востоком, открыла свои двери для евреев) начинает восстанавливаться еврейская жизнь в Стране Израиля. Аризаль (р. Ицхак Лурия, глава каббалистов Цфата,) посчитал это началом мессианского, процесса возвращения из изгнания. (И в каком-то смысле это действительно оказалось так. После того, как в начале новой эры евреев изгнали римляне, потом это продолжили арабы а за ними крестоносцы, евреев в Эрец-Исраэль почти не осталось. Но после ухода крестоносцев евреи стали постепенно возвращаться, и в 16 веке это возвращение стало носить «массовый», по тем временам, характер. При этом изгнание евреев из Испании воспринималось современниками, как полное разрушение галута – ситуация, очень похожая на 20-й век, когда после Катастрофы европейского еврейства начинает восстанавливаться Эрец-Исраэль.) И поскольку Аризаль считал, что мессианский процесс начинается, он хотел установить праздник, связанный со Страной Израиля. Для этого нужно было выбрать дату.

На первый взгляд может показаться поразительным, но в Торе совершенно не предусмотрен специальный праздник, который был бы посвящен Эрец-Исраэль. Происходит это просто потому, что в Торе почти все праздники связаны с жизнью в стране Израиля: это и Песах (жатва ячменя), и Шавуот (жатва пшеницы и принесение первых плодов), и Суккот (радость сбора урожая фруктов), и вообще вся жизнь по Торе связана со Страной. В принципе, Тора может быть полноценно реализована только в еврейском государстве в Стране Израиля; и такая Тора, которая не связана кровно со Страной и сЗемлей Израиля – не может быть полноценной. Но, когда римляне изгнали наших предков из Эрец-Исраэль, то евреям пришлось перестроить свои головы, и на полтора тысячелетия «отключиться» от Страны. Все праздники были перестроены на выживание в изгнании. Песах перестал быть праздником Храма, а остался лишь праздником семейным; в Шавуот была забыта жатва пшеницы и праздновалось лишь Дарование Торы; в Суккот мы уже не веселились из-за сбора урожая, а все веселье было переведено на Симхат Тора - Радость Торы, и на сидение в шалашах, как памяти о хождении по Пустыне. Все это было сделано не по своей воле, а под давлением тяжелейших обстоятельств. В галуте евреи были вынуждены убрать из многих праздников Эрец-Исраэльный аспект, потому что иначе они не могли выжить. Страсть восстановить государство в своей Стране была настолько сильной в начальный период потери независимости в конце эпохи II Храма, что евреи подняли больше мощных восстаний против Римской Империи, чем любой другой народ. Количество евреев, погибших за три восстания против Рима (в 70 году – Великое восстание, в 115 году – Восстание Диаспоры и 135 году - восстание Бар-Кохбы) оценивается примерно в 2 млн. человек (цифра, сравнимая даже с Катастрофой!). Страна была почти полностью уничтожена. И если бы евреи не задавили бы сами в себе эту страстную жажду Эрец-Исраэль, но народ мог бы быть просто физически уничтожен.

Поэтому вавилонские Мудрецы Талмуда специально «заблокировали» страсть к восстановлению еврейского государства в Эрец-Исраэль. В частности, они зачастую не разрешали своим ученикам вернуться в Страну. В Талмуд были внесены «три заклятия», провозглашавшие невозможность начать войну за Землю Израиля и т. п. Все праздники, вся еврейская культура и религия постепенно были переделаны под галут – ибо это было необходимо, чтобы выжить в галуте.

Но когда евреи стали в 16 веке возвращаться в Страну Израиля, то оказалось, что все «обычные» праздники, которые в Торе должны были быть связаны с Эрец-Исраэль, теперь уже с этим не связаны, мы уже привыкли воспринимать их по-другому. Именно поэтому Аризаль должен был установить специальный праздник, связанный с Эрец-Исраэль. Т.е. праздник, связанный именно со страной, а не с теми аспектами сельского хозяйства, которые праздновались с древности и которые не были актуальны в его время. И он выбрал в качестве такой даты Ту-би-Шват, и “навесил” на этот день празднование Эрец-Исраэль. (Аналогично, для того, чтобы сделать праздник Каббалы, он взял Лаг-Баомер - дату, которая сама-то была установлена давно, но служила только в качестве технической даты регламентации периодов траура - и “навесил” на эту дату праздник Каббалы). Именно таков классический еврейский подход: если нужно сделать новый праздник, то берем подходящую старую дату из календаря и “навешиваем” на нее обновленное содержание.

И поэтому Аризаль и каббалисты ввели обычай: в Ту-би-Шват есть плоды Эрец-Исраэль; прежде всего - те плоды, которыми славится Страна, а именно: финики, инжир, гранаты, виноград и маслины, а также пшеница и ячмень. Празднование наполненного мистическими смыслами «фруктового седера Ту-би-Шват» усиливало связь евреи с Эрец-Исраэль и акцентировало жажду возвращения к ней. И обычаи, которые установил Аризаль, были приняты всеми еврейскими общинами, во всем мире, и поэтому все общины празднуют сегодня Ту-би-Шват по его канонам.

И поскольку Ту-би-Шват развивался параллельно с возвращением еврейского народа в свою Страну, то уже в последние века, когда началось новое сионистское движение, этот праздник приобрел еще один смысл. Когда в 1880-х годах сионистские «первопроходцы» начали развивать сельское хозяйство в Эрец-Исраэль, то они обнаружили, что страна почти совершенно опустела. Арабы никогда не заботились об экологии Страны, и поэтому, почти вся растительность была вырублена, а оставшуюся поели козы (которых Талмуд запрещает разводить в Стране). Замечательное описание Марком Твеном его путешествия по Святой Земле в середине 19 века передает нам, что “Страна эта совершенно пуста и безлюдна, нет ни деревца, ни кустика, едешь целый день и видишь только голые скалы. И ведь когда-то это была замечательная страна, очень плодородная, которая кормила громадный народ. А теперь она вымерла и умерла, и, по-видимому, ничего в ней никогда не будет”.

Конечно, в середине 19 века Марк Твен никак не мог предположить, что евреи вдруг «проснутся» и придут строить Страну – а ведь действительно, пока евреи не возвращаются в Эрец-Исраэль, она не может расцвести, ибо таков удивительный закон здешней природы. И, когда сионистские первопроходцы, увидели запустение страны и необходимость срочно сажать деревья, то они, решив установить праздник посадки деревьев, выбрали для его даты Ту-би-Шват. Они добавили к этому дню новый аспект; установив его в качестве «нового года посадки деревьев» (хотя исходно это был «новый год урожая деревьев»).

В этом продвижении от только лишь «поедания плодов» к «посадке деревьев» явно видна параллель с общей ситуацией, в которой в которой находился еврейский народ: Мудрецы Цфата лишь отмечали, что начинается Мессианский процесс, но они не продвигали и не активизировали его; поэтому их путь празднования Ту-би-Шват состоял только в еде плодов. А первопроходцы сионистского движения активно продвигали в жизнь возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль, поэтому их способ празднования Ту-би-Шват активен, и он в посадке деревьев.

Лозунг, провозглашенный первыми сионистами в 1884 г. при посадке деревьев, – гласящий, что «у каждого народа ровно столько неба над головой, сколько земли под ногами» - остается, по сути, необычайно актуальным и в наше время.

 
Рубрики:  евреи

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку