Индийские ювелирные украшения в коллекциях музеев мира |
Тюрбан-корона. Лакхнау, конец XIX века. Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, стекло, эмаль,
Даже из старых сказок, легенд и мультфильмов с самого детства мы знаем о далекой Индии как о богатейшей стране. Возможно, так и было бы, если бы не грабежи со стороны завоевателей. На протяжении многих веков Индия была центром, где добывали лучшие в мире алмазы и другие драгоценные камни. И не только камни. В сокровищницах правителей Индии хранились тонны золота. Из него даже делали троны.
Махараджа Кришнараджа Водеяр IV
Самые ранние ювелирные изделия относятся к 1526 году, когда Моголы — мусульманская династия с корнями в Центральной Азии — вторглись в северную Индию и основали там империю. К тому времени европейцы уже открыли торговые посты в Индии, и императоры Великих Моголов были поражены технологиями огранки драгоценных камней, которые они использовали для изготовления ювелирных изделий.
Пряжка для ремня от Cartier, принадлежавшая махарадже
Мастера Империи Великих Моголов разработали технику «кундан» для обрамления драгоценных камней в чистом золоте. В свою очередь европейцы всегда были ошеломлены богатством правителей. Например, в сокровищнице императора Джахангира хранилось более пяти миллионов каратов неограненных алмазов. Фламандский торговец драгоценными камнями XVI века Жак де Кутр отмечал, что у Джахангира было больше драгоценностей, чем у всех монархов Европы вместе взятых.
Бхупиндер Сингх, махараджа Патиалы Махараджа Альвара, 1928 год
Махараджи (что в переводе с санскрита означает «Великий Король») играли важную роль в истории и были покровителями искусств как в Индии, так и в Европе. Подобно лоскутному одеялу, территорию Индии охватывали сотни княжеств, и каждым управлял свой отдельный махараджа и его семья. Страсть к роскоши (и демонстрации ее публике) была особой чертой всех индийских князей. Они обожали красивую одежду, лошадей и драгоценности, символизирующие королевский статус и власть.
Они тратили огромные суммы на развлечения, владели гаремами с сотнями женщин, купались в бассейнах с шампанским, а их экипажи были выполнены из чистого золота. Яркий пример расточительности и любви к роскоши — низам Хайдарабада, который использовал знаменитый бриллиант «Джейкоб» в качестве пресс-папье.
Бхупиндер Сингх, махараджа Патиала, в ожерелье Cartier
Махараджи заказывали впечатляющие головные украшения, нарукавники и нагрудные украшения, подвески, выполненные из бриллиантов высочайшего качества, и тюрбаны, украшенные рубинами и изумрудами размером с перепелиное яйцо. Как правило, индийские князья обращались за помощью не к местным мастерам, а к крупным ювелирным Домам — Cartier, Van Cleef & Arpels, Mauboussin, Chaumet, Mellerio.
Ремесленники Cartier работали над колье три года. Каскадное платиновое ожерелье состоит из 2930 бриллиантов, в том числе бледно-желтого бриллианта «Де Бирс» огранки «кушон» весом 234,69 карата по центру (седьмой по величине в мире), а также бирманских рубинов. Это официально самый крупный и самый дорогой разовый заказ, когда-либо полученный Домом Cartier.
Самые крупные камни, в том числе бриллиант «Де Бирс» и рубины, были распроданы, и дальнейшая их история пока неизвестна. Однажды представитель Cartier попал на аукцион, где были представлены последние платиновые цепочки из ожерелья. Он решил приобрести их и восстановить культовое колье Жака Картье. Работа была трудной, так как все, что осталось от подлинного изделия, — это черно-белые фотографии, сделанные еще в первой половине ХХ века
Махараджа из Патиалы был баснословно богат, отличался особой любовью к ювелирным украшениям и снабжал заказами не только ювелиров Cartier, но и мастеров Boucheron. Согласно легенде, однажды на приеме в Нью-Йорке супруга махараджи Патиалы повстречала герцогиню Виндзорскую, еще одну любительницу невероятных украшений. Возлюбленная Эдуарда VIII блистала в роскошном ожерелье, которое было изготовлено ювелирным Домом Cartier из браслетов жены махараджи Патиалы (читайте также: Королевский размах: самые роскошные украшения Уоллис Симпсон).
вот это ожерелье
Бхупиндер Сингх был легендарным клиентом Cartier в 20–30-е годы. Он снабжал Жака Картье драгоценными камнями, которые можно было превратить во многие фантастические драгоценности — как, например, рубиновое ожерелье Патиалы. Изделие представляет собой несколько ожерелий, состоящих из рубинов, бриллиантов и натурального жемчуга, которые можно носить слоями вместе.
Махараджа Патиалы подарил украшение одной из своих жен, которая предстала в нем на фотографии в 1931 году. Позже ожерелье было разобрано на части и распродано. Колье появилось на аукционе в Женеве около нулевых в виде браслета, и ювелирный Дом решил приобрести его и вернуть изделию первоначальный дизайн колье
Чокер Patiala состоит из рубинов овальной огранки, огранки кабошон и круглой огранки, натурального жемчуга и бриллиантов в платине. Подобно многим индийским заказчикам, которые приобретали украшения в Париже, махараджа Патиалы решил выбрать платину, а не традиционное для Индии золото, потому что она считалась самым роскошным металлом для изделий Высокого ювелирного искусства на западе.
В 1947 году Великобритания не смогла контролировать огромную колонию и разделила ее на два доминиона — Пакистан и Индийский союз, который в 1950 году стал Республикой Индия. Для индийских князей это стало поворотным моментом. Махараджи были лишены всего: денег, титулов и власти. Многие семьи сбежали за границу, взяв с собой все, что смогли вывезти. Другим пришлось распродать все ценное, что они унаследовали, а кому-то и вовсе навсегда распрощаться со своей впечатляющей коллекцией драгоценностей.
Ожерелье низама из Хайдарабада, архив Christie's
Самый крупный экспонат в собрании шестого низама Хайдарабада — бриллиант «Джейкоб» (известный также как «Большой Белый», «Виктория» и «Имперский»). Драгоценный камень отличается своей особой чистотой и весом 184,75 карата, а его стоимость составляет 100 миллионов долларов.
Самой дорогой коллекцией остается собрание украшений низама Хайдарабада (правителя индийского княжества Хайдарабад). Во владении индийского князя значились 173 изделий: около 25 тысяч бриллиантов весом более 12 тысяч карат, 2000 изумрудов и 40 тысяч жемчужин. В коллекции можно найти украшения для тюрбана, ожерелья, ремни, серьги, браслеты, часы и цепочки к ним, пуговицы, запонки, кольца (для пальцев рук и ног), украшения для носа.
Культовое ожерелье махараджи Патиалы тоже постигла непростая судьба. Самые крупные камни, в том числе бриллиант «Де Бирс» и рубины, были распроданы, и дальнейшая их история пока неизвестна. Однажды представитель Cartier попал на аукцион, где были представлены последние платиновые цепочки из ожерелья. Он решил приобрести их и восстановить культовое колье Жака Картье. Работа была трудной, так как все, что осталось от подлинного изделия, — это черно-белые фотографии, сделанные еще в первой половине ХХ века. По ним ювелиры и восстанавливали прежнее ожерелье — работа заняла четыре года. Утраченные драгоценные камни заменили на кубический цирконий и синтетические алмазы. А в 2002 году реконструированное колье было представлено на выставке в Париже.
Браслет на плечо (базубанд)
Декан, конец 17 - начало 19 века. Браслеты на предплечье входят в комплексы свадебных украшений и сохранили большое значение на Востоке и в Индии. Золото, алмазы, изумруды, эмаль. Коллекция аль-Сабах, Кувейт.
Брошь-эгрет "Павлин"
Millerio, Париж, около 1905 г. Золото, алмазы, эмаль. Подвижный хвост. Частное собрание
Тогда, впрочем, как и сегодня, драгоценные предметы бытового назначения, ювелирные украшения и красивое дорогое оружие были символами могущества и процветания, ведь владеть такими вещами могли себе только люди не просто высокого социального статуса, а лишь избранные люди. И, конечно, это была прекрасная возможность "пустить пыль в глаза" для приезжих из дальних стран. Конечно, такие богатства не могли не понравиться и англичанам.
С 1858 по 1947 год индийские сокровища на тысячах кораблей вывозились в Англию. Сегодня Индия намерена вернуть себе все вывезенные за колониальный период ценностей. Речь идет о тысячах музейных экспонатов. Наверное, это будет самое большое требование о репатриации, из предъявленных Великобритании за всю ее историю. Главная интрига - легендарный алмаз «Кохинур», ведь он является частью короны британских монархов. Правда, из короны он изъят, заменен красной шпинелью и выставлен в Тауэре.
Но есть еще огромное количество невероятно ценных украшений. Самые ранние из них относятся к 1526 году. Тогда наступил один из важнейших периодов развития Индии. Тогда мусульманская династия с корнями в Центральной Азии вторглись в северную Индию. Так появилась великая империя. Правителей той эпохи называют Великими Моголами. Это целая эпоха в развитии индийского ювелирного искусства.
К тому времени европейцы уже активно осваивали чужие территории в Индии. Европейцы, несомненно, обогатили ювелиров Великих Моголов своими технологиями огранки драгоценных камней. Европейцы, конечно, были ошеломлены богатством правителей. Например, в сокровищнице императора Джахангира хранилось более пяти миллионов каратов неограненных алмазов. Один из фламандских торговцев ценностями XVI века Жак де Кутр писал, что у Джахангира было больше драгоценностей, чем у всех Европейских королевских династий вместе взятых. Это, конечно, был очень лакомый кусочек...
Мастера Империи Великих Моголов стали использовать и европейские достижения, и традиционные индийские техники. Они разработали технику «кундан» для обрамления драгоценных камней в чистом золоте.
Богатством не только своих сокровищниц хвасталась индийская знать. Они строили дворцы, поражающие масштабами и великолепием, мебелью из серебра и золота, появлялись перед подданными на слонах, украшенных драгоценными камнями и золотом. А их сокровищницы, наполненные бриллиантами, изумрудами и рубинами поражали воображение. Самые впечатляющие и дорогие украшения тех времен не идут ни в какое сравнение с драгоценностями европейских правителей.
Индия в те времена не была единым государством. Территорию современной Индии охватывали сотни княжеств, и каждым управлял свой отдельный махараджа и его семья. Страсть к роскоши и желание ее демонстрации публике была особой чертой всех индийских князей. Они обожали красивую одежду, лошадей и драгоценности, символизирующие королевский статус и власть. Махараджи, что в переводе означает «Великий Король», играли важную роль в истории. И, конечно, они были покровителями искусств как в Индии, так и в Европе. Ведь только невероятно богатые и влиятельные люди могли заказывать изготовление и владеть такими красивыми украшениями.
Махараджи заказывали впечатляющие головные украшения, нарукавники и нагрудные украшения, подвески, выполненные из бриллиантов высочайшего качества, и тюрбаны, украшенные рубинами и изумрудами размером с перепелиное яйцо.Этот павлиний трон сикхского императора Махараджи Ранджита Сингха - сделан из чистого золота. Ранджит Сингх был светским и очень открытым для своего времени императором.
Трон был похищен британцами в 1849 году и выставлен вместе с другими сокровищами, теперь принадлежащими Британии на Всемирной выставке в Лондоне, а затем передан в Музей Виктории и Альберта.Английские войска, захватившие Дели, подвергли бывшую столицу Великих Моголов разграблению. Не пощадили они и дворцов. Часть из них не только подверглась разграблению, но и были попросту уничтожены. В руки англичан попал и драгоценный тюрбан. Его первым английским владельцем стал майор Роберт Тайтлер из 38-го Бенгальского пехотного полка.
Он гордо демонстрировал своим соседям и знакомым в Лондоне драгоценный тюрбан. Да еще два роскошных кресла из дворца из Дели. Обновки увидел и супруг королевы Виктории принц Альберт. За эти вещи он обещав взамен майору Тайтлеру своё покровительство и продвижение по службе. Конечно, принц Альберт обманул его. Никаких преференций Тайтлер не получил
Сегодня Индия попыталась подсчитать, сколько же было вывезено ценностей из страны незаконно. Пока речь идет о сокровищах, вывезенных в Великобританию. Величину ущерба обнародовал министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар, выступая в Атлантическом совете. Свою речь он начал так: "... Индия на протяжении двух веков подвергалась унижению со стороны Запада, который пришел как хищник в середине ХVIII века... А ущерб он оценил в ... 45 триллионов долларов... Что ж, запасемся попкорном и посмотрим, как же будут выкручиваться англичане.
АЛМАЗ ХОУПА
Алмаз Хоупа – это алмаз весом 45,52 карата, который был добыт на шахте Коллур в Гунтуре, Индия, в XVII веке. Из-за содержания следов бора он имеет голубой цвет. Этот камень известен как алмаз Голконда. Бриллиант был приобретен французским торговцем драгоценными камнями Жаном-Батистом Тавернье в 1666 году, согласно самым ранним записям. Тавернье продал камень королю Франции Людовику XIV в 1668 году, после чего он был огранен и назван «Французский голубой» (Le bleu de France). Он был утерян в 1791 году и повторно огранен, а самая большая часть бриллианта появилась в каталоге драгоценных камней 1839 года, составленном банковской семьей Хоуп под именем алмаз Хоупа. У бриллианта было много знаменитых владельцев, в том числе вашингтонская светская львица Эвалин Уолш Маклин. Гарри Уинстон, нью-йоркский торговец драгоценными камнями, приобрел бриллиант в 1949 году и несколько лет гастролировал с ним, а в 1958 году передал его в дар Национальному музею естественной истории США, где он находится в постоянной экспозиции.
браслет в Британском музее
ндийское колье в Британском музее
Музей в Бенаки,Греция
там же
там же
там же
музей в г.Кливленд США
Купер-Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна,США
там же
там же
там же
там же
Купер-Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна,США
Музей в Нью Дели
Рубин Тимура - одно из сокровищ Великих Моголов. Но вообще-то это шпинель с шестью надписями правителей, которые ею владели. Cобрание Аль-Сабаха в Кувейте.
================================
https://dzen.ru/a/ZGDEMQ6T3XDbUDnk
https://www.marieclaire.ru/moda/sokrovisha-indiisk...hnye-ukrasheniya-makharadzhei/
http:// https://uvelirnoedelo.ru/legendarnye-dragotsennosti-indii/
Рубрики: | Ювелирные шедевры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |