-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ядвига32

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.07.2014
Записей: 6384
Комментариев: 1441
Написано: 13928


Музпарад Победы -6/7

Суббота, 30 Мая 2015 г. 07:15 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts

 (312x32, 6Kb

Мелодии военных лет и на тему той войны и сегодня никого не оставляют равнодушным. Интересно, что все песни, о которых пойдёт дальнейший рассказ, я впервые услышал на одном виниловом миньоне 1977 года, который станет одной из любимых пластинок моего детства.

 (312x32, 6Kb

«Мы за ценой не постоим» (1970), «Бери шинель» (1975)

Я недаром объединил две эти песни вместе, несколько нарушив хронологию цикла, ибо все они принадлежат перу Булата Окуджавы.

История первой композиции напрямую связана со знаменитым фильмом «Белорусский вокзал» (1970). Фильм начинался с встречи четырёх бывших фронтовых друзей на похоронах своего однополчанина. После чего четвёрку ждали различные передряги и испытания, призванные проверить крепость их былого военного братства...

Булат Окуджава:
«Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма... Написать слова песни, которую, якобы, написал, или мог написать, человек (не поэт!) – просто для своих ребят – находясь в окопах».

Так появились замечательные строчки, изображающие выжженное и изрытое войной поле боя, где не осталось ничего живого, кроме солдат, которые буквально «врастают в землю тут».

Удивительно, но в постсоветские годы нашлись «интеллектуалы», прицепившиеся к строчке «Мы за ценой не постоим». Подобные придирки всегда начинаются с рассуждений о «напрасных жертвах», затем плавно перетекают в пресловутое «забросали трупами» и закономерно заканчиваются утверждениями вроде: «Надо было сдать Ленинград немцам». Ну, да Ницше им судья... Вернёмся к песне.

Изначально планировалось, что Окуджава сочинит только текст, а музыку напишет композитор кинокартины – Альфред Шнитке. Однако Окуджава был уже опытным бардом, поэтому, работая над текстом, одновременно придумал и мелодию. Без далеко идущих планов – просто так легче сочинялось.

Во время демонстрации песни перед Смирновым и Шнитке Окуджава заявил, что исполнит её пока на свою мелодию, а потом уже полностью передаст во власть профессионального композитора. Забавно, что режиссёру песня показалась не слишком удачной, а вот Шнитке понравилась. Ничего менять композитор не стал, лишь сделал оркестровую аранжировку для инструментала, который звучит в конце фильма и сопровождает документальные кадры возвращения солдат с войны на Белорусский вокзал.

Что касается собственно песни, то она также звучит ближе к концу в сцене, где четвёрка друзей приходит в гости к Рае – медсестре своего «10-го непромокаемого батальона», и просит исполнить их любимую фронтовую песню.

Сцену переснимали несколько раз. Ведь по замыслу режиссёра во время её исполнения плакать должны были только мужчины. Однако и Нина Ургант, играющая Раю, несколько раз не могла сдержать слёз. Именно под гитару в исполнении актрисы люди впервые и услышали слова:

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим...



Хотя на моей пластинке песня называлась «Мы за ценой не постоим», сейчас она чаще выходит под другим названием – «Нам нужна одна победа». Впоследствии песню исполняли и другие певцы – например, Эдуард Хиль или сам Окуджава.

К следующей песне – «Бери Шинель» – Булат Шалвович написал только слова, а композитором выступил Валентин Левашов. Это было горькое обращение солдата к своему павшему товарищу:

А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин, -
Бери шинель, пошли домой!

Первоначально песня была написана для к-ф «От зари до зари» (1975). Там она звучит в необычном месте – в... ресторане, где её исполняет ресторанный певец Савелий (актёр Борис Иванов).

Второе – более яркое – рождение «Бери шинель» пережила два года спустя. Неожиданно Левашову позвонил из Киева Леонид Быков, снимавший фильм «Аты-баты, шли солдаты»...

Валентин Левашов:
«Как выяснилось, он по радио услышал мою песню. Она ему очень понравилась, он под неё уже отснял сотни метров плёнки на натуре. Его звонок был ничем иным, как предложением мне стать композитором фильма. Когда я ему сказал, что песня «Бери шинель» из другого кинофильма «От зари до зари», он просто лишился дара речи».

Тогда Левашов предложил Быкову компромиссный вариант: пусть он найдёт для фильма другого композитора, а их с Окуджавой просто упомянет. Так в фильме и появилась странные титры: «Композитор – Георгий Дмитриев, песня – Б. Окуджавы и В. Левашова».

Кадр из к-ф «Аты-баты, шли солдаты».

В «Аты-баты...» песня звучит в эпилоге фильма, где кадры гибели ефрейтора Святкина, вставшего на пути танка, перемежаются со сценами на кладбище из послевоенного времени. Недаром Быков сократил оригинальный текст, начав сразу с четвёртого куплета: «А ты с закрытыми очами...».



На сайте памяти Леонида Быкова пишут, что в фильме песню исполнил Эдуард Хиль, хотя лично мне кажется, что это не его голос (послушайте другие исполнения песни Хилем). Что касается моей пластинки, то там «Бери шинель» пел Иосиф Кобзон.

«Последний Бой» (1971)

В 1971 году на экраны вышла последняя часть пятисерийной эпопеи «Освобождение» – фильм «Последний штурм». В этом фильме роль лейтенанта Ярцева сыграл Михаил Ножкин – известный более как автор слов знаменитого хита «Последняя электричка».

Вот режиссёр Юрий Озеров и попросил Ножкина написать какую-нибудь подходящую песню для своего «лихого и весёлого» персонажа. Первая предложенная песня оказалась слишком «лихой»:

Дома ждут его мать и жена,
А солдата давно уж не стало…
Ах, война, ты, война, ну кому ты нужна?
Генералам и адмиралам.

Столь оскорбительный для генералов текст, конечно, никто не одобрил. И тогда родилась другая песня более соответствующая теме штурма Берлина...

Михаил Ножкин:
«…я написал: «Последний бой, он трудный самый». Как это пришло... Всё-таки мне, человеку не воевавшему, актеру и поэту, надо было пережить определенный стресс, представить себя… ну вот этот лейтенант – я. О чем я думаю накануне последнего боя? Завтра все может закончиться, но враг еще не повергнут, а ведь «каждый всё-таки надеется дожить».

И ещё я вспомнил раненых солдат. Я ведь коренной москвич, детство мое прошло рядом с Яузской больницей, четыре года войны там был госпиталь. О чём велись тихие беседы в больничных палатах? О чём угодно, только не о войне. Об отчем доме, о матери, о девушках, о любви. Жизнь была тяжелая, но я не помню злых людей. Я помню атмосферу войны: столько горя, а люди отзывчивы, сердечны, наверное, потому и родились эти строки – «А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму».

Кадры из к-ф «Освобождение: Последний штурм».

Ножкин написал песню от и до – и слова, и музыку. И сам же исполнил её на экране под гитару. Звучит песня в сцене, когда советские солдаты «квартируются» в одной из берлинских квартир. Во время исполнения песни звонит телефон. Трубку поднимает хозяйка дома – старая немка – и происходит забавный диалог с комендантом Берлина:

«– У вас есть русские? Что они делают?
– Поют...
– Поют?!
– Да-да, поют... А это русский комендант или немецкий?
– Немецкий, чёрт возьми!»



Четвёртой на моей пластинке была песня «День Победы». Но о ней – в заключительной части цикла...

 



Нам нужна одна победа (из к-ф "Белорусский вокзал")

Булат Окуджава - Мы За Ценой Не Постоим

Эдуард Хиль - Нам нужна одна победа


Борис Иванов - Бери шинель (к-ф От зари до зари 1975)
Бери шинель - (к-ф Аты-баты шли солдаты, 1977)

Эдуард Хиль - Бери шинель


Ножкин Михаил - Последний бой (из к-ф Последний штурм)

Ножкин Михаил - Последний бой (живое выступление под гитару)




Музпарад Победы - 7

Лещенко поёт «День Победы». скрин, Кадр из видео.

Удивительно, но самая главная «парадная» песня Дня Победы родилась спустя 30 лет после окончания войны, а её история оказалась одной из самых непростых и запутанных...

 

«День Победы» (1975)

Чем больше я углублялся в историю песни «День Победы», тем больше вопросов возникало. Кто же на самом деле первым исполнил эту песню? Почему она так не понравилась Союзу композиторов? Плакал ли Брежнев во время исполнения песни на Дне милиции? Попробуем разобраться.

Всё началось именно с празднования 30-летнего юбилея Победы. На Гостелерадио решили устроить конкурс на лучшую песню о войне. В числе прочих позвонили и Владимиру Харитонову – именитому поэту и бывшему фронтовику. Одним из пожеланий было, чтобы песня о Победе получилась не грустной, а радостной.

Владимир Харитонович гениально сумел совместить и то, и другое. Недаром первой строчкой песни стала знаменитая: «Это праздник со слезами на глазах». Однако сам поэт считал самыми значимыми другие слова – «Этот день мы приближали, как могли». При этом слово «мы» включало в себя не только солдат, но и работников тыла («Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей»).

Владимир Харитонов:
«Эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником, в каждый из почти полутора тысяч тех жестоких дней приближали Победу, как могли… Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького, где мы с вами беседуем, тушила зажигательные бомбы. И про её отца, члена партии с восемнадцатого года, сложившего голову в рядах народного ополчения...

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!..

Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст!.. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам…».

В композиторы Харитонов выбрал Давида Тухманова, с которым уже имел опыт удачного сотрудничества – этим тандемом были написаны такие эстрадные шлягеры, как «Мой адрес – Советский Союз» и «Как прекрасен это мир».

Тухманов утверждал, что сразу захотел сделать песню в жанре «старинного русского марша». Однако любовь композитора к сложным формам привела к тому, что на выходе получилось некое подобие то ли танго, то ли фокстрота.

Этот синкопированный ритм худсовет конкурса встретил в штыки. «Так исполнять песню о Победе – кощунство», – в один голос заявили члены Союза композиторов, которые и до этого поглядывали на своего коллегу косо. 34-летний Тухманов казался им «юным» несерьёзным эстрадником, который не достоин прикасаться к «святому».

В общем, песня (исполненная тогда женой композитора – Татьяной Сашко) не прошла даже отборочный тур.

Тем не менее «День Победы» всё-таки прозвучала, и не где-нибудь, а на официальных торжествах: 8 мая 1975 года – в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски им. А. Александрова, и 9 мая – на праздничном «Голубом огоньке» в исполнении Леонида Сметанникова. Кстати, именно в версии Сметанникова можно явно слышать тот самый оригинальный синкопированный ритм. Звучало это и вправду немного странно.

Если верить кандидату исторических наук Василию Цицанкину, именно благодаря аранжировке руководителя Краснознамённого ансамбля – Бориса Александрова (сына Александра Александрова) – песня приобрела более уместный маршевый ритм, а также знаменитый проигрыш-вокализ («А-а-а!»). В этом варианте песню исполнял солист ансамбля – Эдуард Лабковский.

Однако жалобы членов Союза композиторов всё-таки привели к тому, что «День Победы» Тухманова и Харитонова на полгода исчез из теле- и радиоэфиров. Это не значит, что песню совсем перестали исполнять. Одним из тех, кто буквально влюбился в песню и частенько пел её на гастролях, был Лев Лещенко. Именно Лещенко удалось снова «пробить» песню на телеэфир. Произошло это 10 ноября на праздничном концерте, посвящённом Дню милиции.



Лев Лещенко:
«Мне была нужна ёмкая, классная, жизнеутверждающая песня, чтобы закончить концерт... Я исполнял «День Победы» на концертах, видел, как люди плачут. Подхожу к Чермену Касаеву, музыкальному редактору Гостелерадио: «Чермен, я хочу спеть «День Победы» на День милиции». – «Ты что, с ума сошёл? Я на себя взять не могу». Иду к Чурбанову, зятю Леонида Брежнева, начальнику политуправления внутренних войск МВД СССР; он курировал подготовку к концерту. «Юрий Михайлович, вот есть такая песня. Может быть, мы ею закончим концерт? Ведь милиция принимала участие в Великой Отечественной войне. А песня – бомба!» «Давай послушаю», – говорит Чурбанов. Я спел. Он: «Потрясающе. Так в чём проблема?» – «А на ТВ не дают». – «Кто не даёт?! Пой! Это наш праздник».

Это был настоящий триумф. Неожиданно «День Победы» все заметили и засыпали советские СМИ просьбами чаще ставить песню в эфир. Вскоре ранее опальная композиция тут же становится лауреатом «Песни года» и с тех пор без неё не обходится ни один День Победы. Исполнение Лещенко, действительно, оказалось удачным. Песня зазвучала не так хитроумно модно, как в исходнике Тухманова, и одновременно более человечно и не столь официозно, как у Краснознамённого ансамбля.

Да и Леонид Ильич Брежнев песню, действительно, очень полюбил. А вот плакал ли, не знаю… Хотя почему бы ему, закончившему войну в ранге генерал-майора и с двумя орденами, не всплакнуть?

«Колоколенка» (1979)

Признаюсь, что эту песню я впервые услышал довольно поздно. Случилось это в 2006 году после выхода альбома «Мы победили», включающего каверы военных песен, записанных рок-музыкантами. Из всех каверов мне по-настоящему полюбилась именно «Колоколенка», исполненная группой МОНГОЛ ШУУДАН.

Группа была панковская, поэтому песню исполнила с характерной энергетикой и разгильдяйскими дворовыми нотками. Здесь эти нотки не раздражали, а напротив, очень органично подходили к тексту, написанному простым разговорным языком:

Мы землицу лапаем скрюченными пальцами,
Пули, как воробушки, плещутся в пыли -
Митрия Горохова да сержанта Мохова
Эти вот воробушки взяли да нашли.

Тут старшой Крупенников говорит мне тоненько,
Чтоб я принял смертушку за честной народ,
Чтоб на колоколенке захлебнулся кровушкой,
Растакой-разэтакий, этот «сукин кот»!

Бесхитростный, лишённый красивостей тон только усиливал реальность происходящего и впечатление от жертвы Крупенникова, который пытался отвлечь вражеского пулемётчика от бегущего к колоколенке солдата.

Да, видно, не судьба была пули мне отпробовать:
Сам старшой Крупенников встал, как на парад...
...Сразу с колоколенки, весело чирикая,
В грудь слетели пташечки, бросили назад...

...Горочки-пригорочки, башни, колоколенки.
Что кому назначено? Чей теперь черед?
...Рана незажитая, память неубитая,
Солнышко, да полюшко, да геройский взвод.

Я так свыкся с версией МОНГОЛ ШУУДАН, что крайне удивился, когда услышал песню в исполнении автора – барда Леонида Сергеева (ранее знакомого мне по юмористической телепередаче «Весёлые ребята»). Оригинал оказался неторопливым, негромким, сыгранным под одну гитару...

Ещё больше меня удивил факт, что песня написана очень давно – ещё в 1979 году. Сергеев недавно закончил историко-филологический факультет Казанского института и очередной раз отправился в «Снежный поход» – так назывались экспедиции по местам боевой славы. Собственно, впечатления от последнего похода и воплотились в «Колоколенке».

Однако популярность к песне пришла после выступления Леонида на питерском телешоу «Музыкальный ринг» в 1986 году. К автору тут же стали приходить письма от родных лейтенанта Крупенникова и сержанта Мохова, чему Сергеев очень удивлялся, ибо всех своих персонажей выдумал.

Песня о героях Великой Отечественной оказалась настолько близкой солдатам Афганской и Чеченской войн, что они тут же стали переделывать текст под себя, вставлять имена своих погибших сослуживцев...



Леонид Сергеев:
«Привели меня в палату. Лежит парень. Давно лежит. Тяжелое ранение в голову на площади Минутка в Грозном. Капитан Слава Егин (так мне запомнилось). Я ему спел. Он помолчал и говорит:

– …А он добежал?

Я подумал, подумал и говорю:

– Не знаю…

Он подумал, подумал и говорит:

– …Ну, вообще-то не должен. Открытая местность, пулемет на вышке… Не должен.

Я подумал, подумал и говорю:

– Не знаю…

Он подумал и говорит:

– А вот я не добежал. Тоже открытое место было…

В него попал снайпер из многоэтажного дома, когда он бежал по площади».



 

Лев Лещенко - "День победы" Песня года - 1975

Леонид Сметанников - День Победы (Запись с "Голубого огонька". 9 мая 1975)

День Победы(Краснознамённый ансамбль Бориса Александровича Александрова, солист - Эдуард Лабковский)


МОНГОЛ ШУУДАН - КОЛОКОЛЕНКА
Начну всё-таки с кавера. Люблю энергичные песни, грешен...

Леонид Сергеев - Колоколенка
А вот оригинал.



Сергей Курий  

Рубрики:  музыка
Память
песни
вов
День Победы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку