Образ Офелии - один из ярчайших примеров драматургического мастерства Шекспира. Она произносит всего 158 строк стихотворного и прозаического текста. В эти полтораста строк Шекспир сумел вместить целую девичью жизнь.
Александра Недзвецкая. Гамлет и Офелия.
Александра Недзвецкая. Гамлет и Офелия. (вариант)
Гамлет любит Офелию, кроткую дочь царедворца Полония. Девушка эта отличается от других героинь Шекспира, для которых характерна решимость, готовность бороться за своё счастье: покорность отцу остаётся главной чертой её характера. Отчасти это объясняется тем, что она видит в отце союзника: он хотел её брака с принцем.
Морис Грейффенхаген. Лаэрт и Офелия. 1885
«Я буду вам послушна, господин мой», - отвечает Офелия Полонию. В трагедии нет ни одной любовной сцены между Гамлетом и Офелией. Но есть сцена их разрыва. Она полна потрясающего драматизма. Офелия хочет вернуть Гамлету подарки, полученные от него. Гамлет возражает: «Я не дарил вам ничего». Ответ Офелии раскрывает кое-что об их прошлых отношениях:
Нет, принц мой, вы дарили; и слова,
Дышавшие так сладко, что вдвойне
Был ценен дар...
Михаил Врубель. Гамлет и Офелия. 1888
Артур Хьюз. Офелия. 1863
Офелия говорит, что Гамлет перестал быть добрым, обходительным и стал неприветливым, недобрым. Гамлет обращаться с ней грубо и озлобленно. Он сбивает её с толку признаваясь: «Я вас любил когда-то» и тут же опровергая себя: «Напрасно вы мне верили... я не любил вас».
Марк Стоун. Офелия. 1888
Последняя встреча Гамлета с Офелией происходит в вечер представления «Убийства Гонзаго». Гамлет перед началом спектакля усаживается у её ног. Он говорит с ней резко, доходя до неприличия. Офелия терпеливо сносит все, уверенная в его безумии.
После этой сцены мы долго не видим Офелии. За это время Гамлет убивает её отца. Появляется она перед нами уже потерявшей рассудок.
Джозеф Северн. Офелия. 1831
Офелия с письмом Гамлета в руках – наверное, самая глупая трактовка сцены безумия, так сильно мечтательное выражение лица девушки отличается от отрешённых героинь на картинах других художников.
Джон В. Уотерхаус. Офелия. 1889
Одни критики утверждают, что в картине нет ничего нового – ну лежит себе девушка неподвижно на лужайке с пучком маргариток в руке и венком цветов на платье. Другие видят девушку, которая безумно катается по траве, с цветами, приставшими к платью, как бы стараясь вновь обрести гармонию с природой.
Данте-Габриэль Росетти. Первое безумие Офелии. 1868
Её ум не смог вместить того, что человек, которого она так любила, оказался убийцей отца. В шекспировском театре безумие служило поводом для смеха публики. Кто не может почувствовать её горя, когда она произносит: «Надо быть терпеливой; но я не могу не плакать, когда подумаю, что они положили его в холодную землю».
Артур Хьюз. Офелия. 1852
Здесь Офелия больше напоминает ребёнка или лесного эльфа. Она бросает лепестки в воду и наблюдает, как их уносит река.
Джордж Фредерик Уоттс. Офелия. 1864
Здесь Офелия через ветви ивы наблюдает за бегущим внизу ручьем. Моделью послужила Эллен Терри, молоденькая актриса, на которой женился Уоттс в 1864 г., которому тогда было 40 лет. Правда, прожили они вместе всего один год, после чего разошлись. А Эллен Терри стала впоследствии знаменитой актрисой, и в 1878 г. сыграла роль Офелии вместе с сэром Генри Ирвингом в роли Гамлета.
Джон В. Уотерхаус. Офелия. 1910
Джон В. Уотерхаус. Офелия. 1894
Ричард Редгрейв. Офелия, плетущая венки. 1842.
Здесь запечатлён момент, когда Офелия сидит на дереве с цветами в руках перед тем, как упасть в воду. Все атрибуты выписаны хорошо, кроме выражения лица героини, не зная её истории, мы вряд ли догадаемся о безумии. Выражение её лица больше напоминает итальянскую мадонну, чем дикий взгляд полубезумной девушки.
Эрнест Эбер. Офелия. 1910
Мадлен Лемэр. Офелия. 1880-е гг.
Александр Кабанель. Офелия. 1883
Эжен Делакруа. Смерть Офелии. 1853
Подобно тому, как память о покойном короле веет над всей трагедией, так и Офелия не уходит из памяти ещё достаточно долго. Мы слышим поэтический рассказ о том, как она умерла; примечательно, что перед смертью она продолжала петь и необыкновенно красиво ушла из жизни. Сцена эта описана Королевой, матерью Гамлета. Она рассказывает о произошедшем, как о несчастном случае:
Где ива над водой растёт, купая
В воде листву сребристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Её держало, как русалку.
John Everett Millais.
Образ Офелии всегда привлекал художников. Особенно прерафаэлитов. Самая знаменитая из них - «Офелия» или «Смерть Офелии» — принадлежит кисти Джона Эверетта Милле (1852 г.). На картине Офелия изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поёт горестные песни, наполовину погружённая в воду. Её поза — раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, — вызывает ассоциации с Распятием Христа. Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, на её лице нет ни паники, ни отчаяния. И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью. Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён.
Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал. Элизабет пришлось лежать в ванне с водой, пока художник её рисовал. Снизу ставили свечи, чтобы вода не остывала, но рисовать приходилось так долго, что все они выгорали и вода становилась такой холодной, что в конце концов бедная девушка заболела пневмонией. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не возьмет на себя оплату врачебных услуг, и позднее Милле был выслан счет от докторов на 50 фунтов. Платье обошлось Милле в четыре фунта. В марте 1852 года он писал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в „Офелии".»
Цветы в реке — «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, также несут символическое значение: согласно языку цветов, лютики — символ неблагодарности, плачущая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы ромашки около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая»; таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии; растущие на берегу незабудки — символ верности; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе; анютины глазки, плавающие поверх платья, – неразделённую любовь. Цепочка фиалок вокруг шеи – смерть в молодом возрасте. Интересно отметить, что «Офелия», купленная у Милле за 300 гиней, сейчас находится в Национальной галерее Тейт в Лондоне. Эксперты оценивают ее стоимость не менее чем в 30 миллионов фунтов стерлингов (!).
Paul Albert Steck. Ophelia.
А вот как другие художники видели свою Офелию:
Thomas Francis Dicksee. Ophelia. 1865
Генри Нельсон О'Нил. Офелия. 1874
В.Г. Симмондс. Тонущая Офелия.
Эта картина, выполненная акварелью, очень напоминает картину Милле – включая такое же пустое выражение лица. Поражают в картине белые одежды, которые раздуваются над водой словно крылья ангела.
Анна Ли Мэррит. Офелия. 1880
Это эскиз к полотну, местонахождение которого, увы, неизвестно.
Трагедия Офелии, точно лирический аккомпанемент, который возвышается над всей пьесой, полный глубочайших и темных, таинственных и сокровенных мелодий. Её образ, сотканный из молитвенного безумия и удивительных теней то ли желанной, то ли случайной смерти, овеянной зеркальной печалью плачущей воды, и ивы, и венков, и мёртвых цветов, – точно меняет тон всей скорби трагедии, заставляет её звучать по-иному, преодолевает и просветляет её.